YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социология права (В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко) arrow 8.2. Субкультура преступного мира
8.2. Субкультура преступного мира

8.2. Субкультура преступного мира

   Большой интерес для социологов, занимающихся исследованием преступной деятельности, представляет собой субкультура криминальных слоев. Ее исследованием занимались такие ученые, как Ломброзо, Ферри, Тард. Тард сравнивал преступные группировки с промышленными корпорациями, указывая на то, что криминальная субкультура имеет свою систему ценностей, свою специфическую символику, свой жаргон, свои традиции, нормы поведения и законы. Схожесть с корпорациями он усматривал в том, что в преступных группах важные вопросы также решаются путем голосования, в преступных группах есть общая казна и лица, ответственные за распределение и хранение денег.
   Субкультура преступного мира складывается в местах лишения свободы — “на зоне”. Неписаные законы регулируют отношения заключенных между собой и с администрацией колонии или тюрьмы. В преступном мире существует определенная иерархия. Самое низшее положение занимают “петухи” (опущенные), над которыми совершен ритуальный акт мужеложства. Потенциальные кандидаты в опущенные — доносчики (“стукачи”), беспределыцики, лица, осужденные за преступления сексуального характера. Над “петухами” постоянно издеваются, они не имеют права садиться за один стол с остальными заключенными. Основную массу осужденных составляют “мужики”. Выше находится “отрицаловка” — блатные. Среди них также выделяется несколько групп. “Быки” выполняют карательные функции и работу по охране авторитета. “Шестерки” выполняют за авторитетов черную работу (стирают, гладят, моют), а “громоотводы” берут на себя вину за проступки авторитета. Наиболее высокое место занимают “фраера”, осуществляющие связь с волей и выполняющие распоряжения авторитетов. Всего отрицаловка насчитывает около 15% от общего количества осужденных. Блатные не должны идти на связь с администрацией ИТУ. Они обязаны всячески противодействовать администрации — доставать наркотики и алкоголь, изготовлять предметы оружия, наносить татуировки, играть в карты. Самое высокое положение в иерархии преступного мира занимают “воры в законе” — элита криминалитета. Они избираются на воровской сходке (“сходняке”). Воры в законе обязаны соблюдать “воровской закон”: не работать ни на воле, ни на зоне; не жениться, не служить в армии; не участвовать в общественной работе и самодеятельности; не вставать при исполнении гимна; не иметь собственного движимого и недвижимого имущества, а все сдавать в общак либо пропивать. Воры в законе утверждают идеологию преступного мира, правила и нормы, следят за их исполнением заключенными. Воров в законе относительно мало, до перестройки по России их было всего около 550 человек. В последние годы титулы воров в законе стали покупать, сами авторитеты приобретают дачи и иномарки, нанимаются выполнять незаконную работу к миллионерам-предпринимателям, активно участвуют в политической жизни, организуют собственные фирмы и предприятия.
   Своеобразной отличительной чертой преступников выступают татуировки. Татуировка рассказывает о прошлом преступника, о его специальности и мировоззрении. Например, орел — символ воровского авторитета, собор — верность воровской профессии, а число куполов на соборе — количество судимостей с последующим заключением. Ряд татуировок говорит о специализации преступника: крест в перстне — знак карманного вора, черный парусник — грабителя-гастролера, а череп — разбойника. Кличка также может многое поведать об ее обладателе. Так, для авторитетов характерны клички вроде “Царь”, “Шеф”, многие клички говорят о роде занятий преступника (вор — “Ключник”, фарцовщик — “Фред” и т. п.).
   Жаргон является одним из важнейших атрибутов преступной субкультуры. Значение жаргона состоит в засекречивании, сохранении информации от непосвященных. Так, оперативник на жаргоне обозначается “кум”, содержатель притона — “бондарь” и т. д. В последнее время отдельные элементы жаргона проникают в обычную разговорную речь, многие жаргонные слова воспринимаются как бытовизмы.
   Отдельную форму криминальной субкультуры представляет субкультура подростковых и молодежных преступных группировок — “гопников”, “тусовок”, “босяков”. В этих группировках также введена своя иерархия: во главе стоят “авторы” — авторитеты, их опора — “старики” (боевики), обычно 16—18 лет, ниже идет “шелуха” — подростки 13—14 лет.

 
< Пред.   След. >
Магистратура в чехии: высшее образование в чехии.