YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Основы социологии (В.Г. Харчева) arrow 1.5. Социальный мир, социальная реальность
1.5. Социальный мир, социальная реальность

1.5. Социальный мир, социальная реальность

   Мы неоднократно встречаемся с этими понятиями и уже приблизительно представляем себе, что и социальный мир, и социальная реальность есть что-то такое, что можно увидеть, понять, научить. Но проблема осложняется тем, что почти псе эти утверждения принадлежат к различным теоретическим парадигмам. Объединяет ученых только тот факт, что социальный мир человека можно научить. В частности, представители этнометодологии считают, что так как социальную реальность можно конструировать, то она обладает лишь видимостью объективности, квазиобъективностью, мнимой эмпирической фактуальностью и предметностью. Отсюда не случайно реальность распадается на множество конкретных ситуаций и различных событий.
   Парадигма социального факта, идущая от О. Конта и французского социолога Э. Дюркгейма (1859—1917), рассматривает социальную реальность как две группы социальных фактов: социальные структуры и социальные институты, акцентируя внимание на природе их взаимодействия. Дюркгейм считал, что социальные факты отличаются специфическими свойствами, их составляют образцы мыслей, действий и чувствований, способные существовать вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой человек вынужден их присваивать, интериоризировать. При этом он выделяет факты морфологические, составляющие "материальный субстрат" общества (например, демографические факторы), и духовные, нематериальные факты — "коллективные представления", составляющие в совокупности коллективное или общее сознание.
   Сторонники парадигмы социального поведения (3. Фрейд и его последователи) считают концепцию социального факта явно метафизической, так как она игнорирует человеческое поведение, которое представляет собой, по их мнению, единственную социальную реальность.
   Многочисленные концепции природы и сущности социальной реальности поляризуются в рамках двух научных течений: реализма и номинализма.
   Представители первого направления уверены, что общество в целом и отдельные социальные институты выступают как самостоятельная реальность, не сводимая к взаимодействию отдельных индивидов. Представители второго направления считают, что самостоятельной социальной реальности нет ни у общества, ни у социальных институтов. Они утверждают, что таковой реальностью обладают лишь отдельные индивиды.
   С этим положением, на наш взгляд, надо согласиться, так как именно люди являются носителями определенного рода ориентированного ролевого поведения, а группа, общество, семья есть не что иное, как способ организации совместной жизни людей.
   Итак, социальная реальность создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их сознания и жизнедеятельности в определенном ограниченном территориальном и временном (историческом) пространстве. Она может фиксироваться и в поведении людей, и в характере их ценностных ориентации, и в формах организации жизни, и в ролевом поведении. Следовательно, социальная реальность обладает и субъективными (оценочными) и объективными, материализованными показателями, например разделение труда, национальные и демографические общности.
   Так как уровни взаимодействия могут быть различными, то соответственно будут различаться и уровни социальной реальности, социальной жизни. Мы можем говорить о социальном мире человека, группы, общества, мирового сообщества. Часто различия между этими социальными мирами могут быть полярными. Например, в экономически процветающем обществе могут существовать слои нищих или в высококультурном обществе — люди с очень низким культурным уровнем.
   Обобщенным показателем социальной реальности является культура: система ценностей, социальных норм жизни, образцы поведения, язык, характер коммуникаций, традиции и обычаи, материальная культура и т.д.
   Изучение социальной жизни по сути дела есть познание мира, в котором мы живем, а значит, и самих себя. Отсюда следует огромная роль человека в построении мира, в котором он хочет жить и который стремится оставить потомкам. Вероятно, именно об этом думал О. Конт, желая видеть социологию позитивной наукой, способной не только предвидеть, но и изменять мир к лучшему. Для того чтобы этот мир сохранить для потомков, мы должны его постоянно изучать и вовремя устранять все, что мешает его процветанию. Эту благородную роль во многом должна взять на себя и социология.

 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

   ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ — освоение индивидом в процессе социализации социокультурных форм жизни общества.
   ПОНЯТИЕ — закрепленное и выраженное в языковой форме отображение существенных свойств предмета или явления. В понятии объект характеризуется обобщенно.
   СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (социальный мир) — создается в процессе социальных взаимодействий субъектов, является результатом их жизнедеятельности. Ее основной обобщенный показатель — культура общества.
   СОЦИАЛЬНОЕ — свойство, имманентно (внутренне) присущее личности и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения;
   — отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (индивидами, группами, общностями) как результат выполнения человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членам общности;
   — продукт взаимодействия субъектов, который выражен в культуре, оценках, образе жизни людей.
   СОЦИОЛОГИЯ — наука о личности в социальных взаимодействиях, о социальной жизни индивидов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

   1. Предметная область социологии,
   2. Понятие "социальное" и его роль в социологическом познании.
   3. Почему социологию называют междисциплинарной наукой?
   4. Понятийный аппарат социологии а его роль в социологическом познании социальной жизни.
   5. Понятие "социальная реальность", "социальный мир".

 
< Пред.   След. >