YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Основы социологии (В.Г. Харчева) arrow 2.1. Кроткий исторический экскурс
2.1. Кроткий исторический экскурс

2.1. Кроткий исторический экскурс

   На протяжении всей истории общественного развития каждого мыслящего человека интересовали проблемы его места в этом мире. Извечными останутся вопросы: что есть человек? в чем заключается смысл жизни? как прожить свою жизнь достойно и в гармонии с обществом? Эти вопросы имеют глубокое философское, религиозное, нравственное содержание. Свой более конкретный ответ на них дает социальная мысль. На уровне обыденного сознания социологию и представляют как науку, изучающую конкретную общественную жизнь людей: социальные проблемы различных групп населения, организацию форм общественной жизни и многое другое. В таком понимании социологическая наука, как уже отмечалось, является весьма молодой, насчитывает немногим более ста лет. Однако если подходить к социологической теории с всеобъемлющей исторической точки зрения, то зарождение интереса к социальной мысли можно проследить в течение всего периода, который мы называем цивилизацией.
   История позволяет нам утверждать, что люди с глубокой древности интересовались социальными проблемами, т.о. вопросами совместной жизни и труда. В условиях господства религиозного мировоззрения во всех сферах жизни общества социальная мысль в большинстве своем представляла проповедничество, описание желаемых принципов человеческого бытия, была построена на различного рода императивах социального поведения. Когда эти положения общественной мысли сведены в законы или учения авторитетных ученых или проповедников, то они могут быть определены как социальная философия либо социальная религиозная доктрина. Таким образом, представления о социальной жизни общества и человека были изложены в различного рода религиозных установлениях, в общественной мысли, социальной философии, в устном народном творчестве, сказаниях и былинах.
   Подобно современному цивилизованному человеку древние хорошо умели анализировать эмпирические стороны своей жизни и приспосабливать некоторые из своих идеалов к реальным человеческим отношениям. Но рациональные достижения обозначились только тогда, когда под влиянием контактов с культурами других народов, обладающих различным опытом и несходными идеалами, исчезла относительная изоляция обществ. Следовательно, хотя социальная философия продолжала доминировать в общественной мысли, наблюдение и сравнение, конфликт того, что являлось незыблемой истиной, с растущим сомнением и скептицизмом привели к появлению зачатков социальной теории.
   Уже представители древнейшего периода развития античной мысли — Солон, Парменид, Гераклит и другие — предложили много социологических обобщений. Работы Страбона, Цицерона, Лукреция столь же плодотворны в социологическом, как и в философском отношении. На пороге Нового времени выдающиеся мыслители, принадлежавшие к различным культурным ареалам, предпринимали попытки изложить свои социальные воззрения в систематическом виде. Большую ценность представляет написанный в XIV веке арабским мыслителем и государственным деятелем Ибн Халдуном "Исторический пролегомен", где дана своего рода энциклопедия социальной жизни арабского мира.В период Возрождения и Реформации интерес к социологическим проблемам заметно возрос и привел к многочисленным исследованиям. Особое место в истории социальной мысли заняли идеи итальянского философа Джамбаттиста Вико (16681744) , изложенные в первом систематизированном труде по со циальной и культурной динамике "Основания новой науки об общей природе наций".
   Исследования Дж. Вико представляют сегодня большой научный интерес. В 1976 году в Нью-Йорке прошла конференция "Вико и современная научная мысль", приуроченная к 260-летию со дня выхода в спет названной работы. Универсальность, многосторонность интересов — одна из характерных черт Вико-мыслителя. Несмотря на то, что истоки концепции Вико прослеживаются как в трудах древних авторов, например Аристотеля, так и более поздних — Ф. Бэкона (1561-1626), Н. Макиавелли (1469-1627), его теория была новым и важным вкладом в развитие общественной мысли. Вико разрабатывает методологию и методику сравнительного типологического исторического исследования, теорию цикличности, которая позволила ему подняться до уровня выяснения характера процесса социально-исторического развития общества. Он стремится к целостному познанию социальных процессов, к комплексному анализу политической, религиозной, хозяйственной, культурной, юридической и других основ социальной жизни, уясняет характер их взаимодействия в процессе функционирования. Таким образом, он рассматривает их как элементы единой социальной структуры общества. Кроме того, Вико внес вклад в методологию и методику критического изучения документов, анализируя вопросы социальной и исторической психологии.
   Создав "Новую науку", Вико заглянул далеко вперед, поэтому не случайно его работы привлекают внимание все большего числа исследователей. Многие аспекты его концепции предварили ведущие направления современной социологической науки, в частности идеи по теории культуры, развитые в трудах М. Вебера (1864-1920), П. Сорокина (1889-1968), Н. Данилевского (1822-1885), Т. Тойнби (1863-1947) и других. Видный отечественный социолог П. Сорокин отмечает, что Дж. Вико заслуживает быть в одном ряду с подлинными отцами социологии.
   Уже этот краткий экскурс в историю социологической мысли позволяет нам утверждать, что современная социологическая наука, в том числе и российская, зародилась и стоит на "плечах" тех, кто пытался делать социологические обобщения не одно столетие назад и что именно нашим предшественникам мы обязаны многими научными достижениями.
   Можно согласиться с утверждением ученых о том, что большая часть знаний об обществе и общественных отношениях, особенно в древнем мире, не была систематизирована, была далека от научных объяснений реальной жизни. Однако все произведения древних мыслителей в той или иной степени содержат опыт реальных человеческих отношений, ориентированы именно на их восприятие и понимание человеком. Для того чтобы увидеть факт такого взаимодействия, необходимо сочетать анализ развития социальной мысли с экскурсом в социально-экономические отношения как условий ее формирования. Как только социология отрывается от реальной жизни при анализе социальных проблем, она превращается в псевдонауку. Таким образом, мыслители и социальная идея минувших эпох и исчезнувших цивилизаций принадлежат не только прошлому, но настоящему и будущему. Их взгляды, наблюдения, обобщения помогают глубже понять социальную реальность наших дней и уловить перспективные тенденции. Вот почему прежде чем рассматривать проблематику современной социологической науки, мы на примерах конкретных течений и направлений социальной мысли резюмируем ее развитие с самых древнейших форм.

 
< Пред.   След. >