YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Основы социологии (В.Г. Харчева) arrow 4.2. Парадигма социального факта
4.2. Парадигма социального факта

4.2. Парадигма социального факта

   В определении предметной области социологической науки  Э. Дюркгейм шел по пути поисков особого рода социальной реальности, которой еще не занималась ни одна из существующих наук. Он считал, что предметом новой науки являются "социальные факты", или "новый род фактов", которые составляют основу социальной действительности. Отсюда следует, что социальным фактом является всякий образ действия, резко определенный или нет, но способный оказать на индивида внешнее принуждение и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений [4.3].
   Парадигма социального факта сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов — социальным структурам и социальным институтам, акцентирует внимание на их природе и взаимодействии. Дюркгейм считал, что социальные факты представляют собой элементы действительности, которые не зависят от индивидов.
   Он утверждал, что каждый из нас входит в социальный мир, в определенную систему отношений, сформированную до нас и не зависящую от нашего желания. Вместе с тем мы призваны (уже с рождения) выполнять определенные социальные обязанности — роли. Даже если они полностью отвечают нашим интересам и потребностям, их можно рассматривать как объективные, так как не мы их создали, они были привнесены в наше сознание и поведение системой социализации индивидов.
   В обществах существуют системы социальных, нравственных и юридических законов, по которым живут люди. Все они формируют типы отношений, характер которых определяется многообразием воздействий на человека микросреды (т.е. его ближайшего окружения). Значит, образы мыслей, типы поведения и даже чувства обладают тем замечательным свойством, что могут существовать вне нашего сознания. Система социального контроля является той общественной совестью, которая призвана удерживать людей от антисоциальных поступков. Если человек совершает такие поступки, то социальные институты принуждения наказывают его за эти отступления.
   Дюркгейм не проводил четкого различия между групповым принуждением, карающим или блокирующим некоторые действия индивидов, культурной детерминацией (когда идеи, ценности или образцы поведения, внедряемые через образование и другие общественные институты, обуславливают способы поведения людей), физической детерминацией (когда топография местности, форма поселений и пути сообщения влияют на протекание различных социальных процессов) и, наконец, психологическим принуждением (когда толпа вызывает у индивида сильную эмоциональную реакцию, следствием чего является его отклоняющееся от нормы поведение) [4.3].
   Показатель принудительности, присущий социальным фактам, подчеркивается ученым в противовес утилитарному пониманию общественных отношений как свободной игры индивидуальных интересов. Наряду с индивидуалистическими концепциями, согласно которым общество возникает из факта объединения отдельных индивидов, и концепциями социального договора (Гоббса, Локка, Руссо) как основы создания общества изолированных индивидов, Дюркгейм выдвинул концепцию из- начальности коллективного состояния общества как целостности, состояния солидарности, общественности, которое оказывает на индивида определенное давление, служит фактором регуляции социального поведения. В свете этого он различает два аспекта социального принуждения. Первый состоит в давлении на индивида извне, т.е. со стороны общества, второй — учитывает момент усвоения, интериоризации общественных правил, когда они становятся внутренними двигателями человеческого поведения, как бы контролируют поведение человека изнутри. Вторую ситуацию человек ощущает как более комфортную по сравнению с первой.
   Следовательно, социальные факты — это факты, отличающиеся специфическими свойствами, составляющие образы мыслей, действий, чувствований, способных существовать вне индивида, и наделенные принудительной силой, вследствие которой он вынужден их интериоризировать (присваивать). Такие социальные факты Дюркгейм считает предметной областью социологии.
   Теоретико-методологической концепцией, развивающей идеи Э. Дюркгейма, был социологизм, утверждавший принцип специфичности и автономности социальной реальности. При этом Дюркгейм классифицировал социальные факты на морфологические, составляющие "материальный субстрат" общества (демографические, экологические факторы), и духовные, нематериальные факты — "коллективные представления", составляющие в совокупности коллективное или общее сознание.
   Что касается метода познания социальной реальности, то Э. Дюркгейм обосновал принцип эмпиризма и объективизма в исследовании социальных фактов. Его основной постулат: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи" означает, что следует признавать независимое от индивида существование фактов и изучать их объективно, как анализируют свой предмет естественные науки. Тем самым Э. Дюркгейм подтверждал один из основных принципов позитивизма [4.3].
   Концепция Э. Дюркгейма явилась методологической основой для эмпирических социологических исследований, проводимых его последователями. При этом центральной проблемой эмпирического анализа стали вопросы общественной связи и общественной солидарности. По мнению Дюркгейма, солидарность могла привести к созданию профессиональных корпораций, которые могли бы выполнять различные общественные функции: от производственных до культурных. В формировании солидарности он отводил решающую роль верованиям и идеалам. Отсюда в центре педагогических взглядов Э. Дюркгейма была проблема воспитания, способная подготовить человека к служению обществу.
   Дюркгейм скептически относился к общему состоянию социологической науки своего времени, особенно к методологическому уровню исследований. Основным недостатком он считал несерьезный взгляд социологов на создание эмпирического фундамента для теоретических обобщений, поэтому он критически оценивал абстрактно-спекулятивный характер большинства социологических трудов, сильное влияние идеологических и прагматических соображений на социологическую мысль, не достаточную научную обоснованность и неопределенность многих социологических понятий, некритически заимствованных из языка повседневной жизни, а также отсутствие системности в сборе необходимых эмпирических данных [4.4].
   Эмиль Дюркгейм и его последователи (М. Мосс, Ж. Дави, Ф. Симиан и многие другие) отстаивали идею социальной обусловленности знания, морали, религии. Именно Дюркгейм впервые сформулировал принцип структурно-функционального подхода к социальным явлениям, сущность которого состоит в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, определении их места и роли в некоторой целостной системе.
   Популярность социологической доктрины Дюркгейма во Франции конца XIX — первой трети XX века, последующее распространение ее влияния на другие страны Европы и Америки, наконец, интерес, который вызывают его идеи в России, объясняется тем, что он обратил внимание на многие ключевые, фундаментальные проблемы социологии, которые выдвигались ходом развития социального познания мира и самой социальной практикой.
   Проблемы природы общества, общественных отношений, социальной структуры, сущности и функций общественного сознания и поведения, патологического состояния социальных систем, методов социологического исследования, статуса социологии как науки — вот далеко не полный перечень его научных интересов, позволяющий относить Дюркгейма к числу выдающихся фундаментальных исследователей современности.

 
< Пред.   След. >