YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Основы социологии (В.Г. Харчева) arrow 5.10. Социальные изменения
5.10. Социальные изменения

5.10. Социальные изменения

   Несмотря на широкое использование этого понятия в социальной практике в научный обиход оно было введено сравнительно недавно. Термин "социальные изменения" в основном использовался при освещении проблем культуры, социализации, социальных групп и общностей, повторяющихся социальных явлений. Такой подход к социальным изменениям представлен в работах М.Вебера, П.Сорокина, Г.Тарда, Л. фон Визе, Ч.Х. Кули, Р. Парка и др.
   Что же такое социальные изменения? Представим себе, что старое рутинное производство мы решили оборудовать новой техникой, ввести новые технологии. Вполне понятно, что такие технико-технологические перемены должны сопровождаться переучиванием кадров, которые будут обслуживать новые станки и механизмы, изменением культуры производства и культуры отношений, что повлечет изменение ценностных ориентации и установок людей, работающих в новых более комфортабельных условиях. Таким образом, технологические нововведения изменят социальные отношения, а следовательно, социальную структуру производства. Это можно рассматривать как социальные изменения.
   Итак, социальные изменения — это важнейшие изменения социальных структур (моделей социального действия и социальной интеракции), включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.
   Данное определение можно признать чрезвычайно широким, так как оно включает в себя социальные изменения, относящиеся к человеческому поведению, культуре и социально-значимым символам человеческой деятельности.
   С точки зрения П. Сорокина, социальные изменения — это процессы, повторяющиеся во времени, в пространстве или во времени и в пространстве одновременно, а не просто линейные тенденции развития.
   Практически все ученые в XIX веке так или иначе связывали социальные изменения с понятием социальных процессов, которые затрагивают структуру социальной системы и ее элементы, т.е. социальные общности, группы и т.д. В результате действия различных движущих сил, которые могут быть представлены как субъектами исторической практики, так и процессами и явлениями, структура организации (от группы до общества) преобразуется, возникают ее новые социальные характеристики и новые социальные взаимодействия. Итак, процессы могут происходить в любых сферах общества: экономической, политической, нравственной и т.д., а их результатами являются новые социальные структуры, системы, явления и феномены.
   Процессы социальных изменений можно анализировать на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.
   Теория социальных изменений служит для объяснения таких процессов, как образование и распад социальных систем, организаций, социальных институтов, общностей, которые создаются людьми при организации общественной жизни. В рамках этой теории изучаются структуры и ситуации, с которыми связаны социальные ценности индивидов, нормативные отношения, социальные взаимодействия (солидарность, конфликты, войны) и т.д.
   В определенной степени предпосылкой развития теории социальных изменений служили концепции социальной эволюции О. Конта и Г. Спенсера. И тот и другой, несмотря на значительные различия в методе разработки концепции, придерживались одной парадигмы — понимания социального изменения как естественной эволюции общества, т.е. отождествляли понятие социальных изменений с понятием социального развития и социального процесса. При этом О. Конт дал общие представления о процессах такой эволюции, а Г. Спенсер создал теорию эволюции, в том числе отдельных социальных институтов.
   Общая идея, объединяющая ученых, - трансформация (изменения) форм жизни человека и человечества в процессе исторического развития. Отсюда вывод, что изменения являются единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий и т. д.
   Признавая сравнительный метод единственно пригодным для социологии, О. Конт считал необходимым дополнить его историческим методом. Основанием такого подхода Конта было особое понимание социологических законов. Последние, по его мнению, должны были отражать, главным образом, не отношения причинности, а то направление, в котором вообще движется человеческая эволюция. Значит, они не могут быть открыты при помощи сравнений, так как для того, чтобы иметь возможность сравнивать разные формы, принимаемые социальными явлениями у разных народов, нужно выделить их из прошлого и настоящего. Если же попытаться провести такой анализ, то окажется невозможным определить направление развития человечества.
   Для того чтобы определить направление развития человечества, надо начать не с анализа, а с широкого синтеза: сблизить и соединить в одной и той же конструкции преемственные стадии развития человечества так, чтобы заметить "постоянное развитие каждого физического, интеллектуального, морального и политического состояния". Такое основание метода называется О. Контом историческим.
   Следующим важным выводом, который делают О. Конт и Г. Спенсер, является констатация факта, что все общество развивается от простого к сложному. Общая форма изменения — от военного к промышленному типу общественных отношений.
   И, наконец, третий вывод: прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, а значит, изменений.
   Любые изменения требуют от человека приспособлений, а потому воспринимаются как проблемы. В общественной жизни (и в процессе исторического развития, и в жизнедеятельности каждого отдельного человека) встречается большое число таких проблем, трудностей, которые надо преодолевать. И коль скоро эти проблемы стоят перед людьми, то их можно рассматривать как социальные независимо от того, является ли "носителем" проблемы общество, общности или отдельный человек.
   Возникает вопрос: присущи ли социальные проблемы естественному общественному развитию или их можно избежать?
   Если процесс развития общества рассматривать как естественный, то возникающие в этом процессе социальные проблемы в известной степени также естественны и даже закономерны. Достаточно сказать, что любая форма общественноисторического развития, достигнув своего апогея, сталкивается с различного рода ограничениями своего дальнейшего совершенствования и существования. Особенно это характерно для тоталитарных, замкнутых систем (пример этому — распад СССР). По мнению О. Конта, именно эти ограничения порождают социальные проблемы. Если, например, гомеостаз (социальный покой, равновесие) в системе создается и поддерживается какой-либо силой, в частности социальным контролем, то его отсутствие или ослабление оборачивается для общности социальной проблемой.
   Наиболее ярким последователем Конта и Спенсера в разработке теории социальных изменений был американский социолог Л.Ф. Уорд. Он наполнил концепцию эволюционизма гуманистическим содержанием, полагая, что в основу теории должны быть положены принципы не "биологии", а "психологии", так как речь идет о социальных изменениях, а значит, о живых и мыслящих системах, какими являются люди. От природных процессов общественная жизнь отличается тем, что она регулируется волей человека, а потому целенаправленна и творчески активна. Таким образом, естественное развитие становится в зависимость от человеческой воли и разума. Происходящая в природе стихийная (слепая) эволюция в обществе сменяется "телезисом", т.е. формируется на основе осознанного стремления индивидов к прогрессу. Значит, индивидов и их интересы можно рассматривать как "действующие силы” социальных изменений.
   Но зададим себе вопрос: всегда ли изменения прогрессивны, а если нет, то что влияет на характер изменения?
   Что такое "действующие силы" и какова их роль в социальных изменениях? Проанализируем это на конкретном примере. В процессе исторического развития бывшего СССР стали накапливаться серьезные социально-экономические проблемы: снижение уровня производительности труда, рост инфляции, неконкурентоспособность продукции на мировом рынке, недовольство интеллигенции политикой КПСС в отношении прав и свобод граждан и многое другое. В обществе сформировались как бы две действующих силы: те, кто был за радикальные перемены (назовем их демократами), и те, кто был против радикальных перемен (назовем их партократами).
   Первые могут быть представлены как движущие силы, т.е. силы, способствующие переменам, заинтересованные в них; вторые могут быть названы сдерживающими силами, т.е. силами, тормозящими социальные изменения. Пока эти две силы (или несколько сил) находятся в равновесии, никаких изменений в системе не произойдет. Для того чтобы изменения начались, надо увеличить энергию движущих сил и ослабить силы сдерживания. Итак, мы видим, что одно из основных понятий теории социальных изменений — это понятие "действующие силы".
   В ряду действующих сил могут выступать не только люди, но и явления, процессы и т.д. Например, процесс пауперизации (обнищания) масс может быть сдерживающей силой, а рост обеспеченности — движущей, стимулирующей переход к рыночным отношениям.
   В качестве основной движущей силы выступают естественные желания, потребности человечества и каждого отдельного человека в самосохранении, воспроизводстве жизни, потребности в пище, одежде и т.д. Только на основе их удовлетворения формируются более сложные моральные, эстетические, интеллектуальные потребности, стремление к самовыражению. Реализация этих потребностей стимулирует творческую активность индивида, повышает уровень его духовного развития. А так как общество состоит из отдельных индивидов, то развитие каждого есть путь общественного развития целостной системы. Не случайно Уорд считал, что поддерживать определенный уровень прогресса возможно только через всеобщее образование, реформы, которые должны привести и к социальному равенству. Таким образом, его концепция социальных изменений подводила базу под политику социального реформаторства. Значительную роль в этой политике должна была сыграть социальная наука. Идеи Л.Ф. Уорда получили дальнейшее развитие в трудах Ф. Гиддингса, а также Л. Гум- пловича и А. Смолла.
   Новым шагом в развитии теории социальных изменений была концепция социального конфликта как основы социальной эволюции, хотя признание конфликта (вплоть до войны) решающим факторам социальных изменений мы находим как у К. Маркса, Г. Спенсера, М. Вебера, так и у Л. Гумпловича, Л. фон Визе, Ф. Тенниса и многих других ученых.
   Вместе с тем конфликт как форма разрешения противоречий (социальных проблем), по мнению Р. Парка, является лишь одним из типов социальных взаимодействий, к которым относятся также ассоциация и соревнование. Социальные взаимодействия превращаются в социальный конфликт лишь тогда, когда ситуация осознается субъектом (сообществом) как непреодолимое противоречие для реализации своих жизненно важных интересов, у него возникает необходимость социальной борьбы за существование.
   Однако не все ученые дают конфликтам однозначно отрицательную оценку. В частности, Р. Парк утверждает, что часто социальные конфликты благодаря взаимодействию и ассимиляции приводят субъектов отношений к прочным взаимным контактам и сотрудничеству и способствуют лучшему взаимопониманию и адаптации друг к другу.
   Таким образом, "действующие силы" социальных изменений могут вступать в различные взаимосвязи, что стимулирует разрешение (тем или иным образом) возникающих противоречий, обязательно приводит к формированию новых социальных структур и нового типа взаимодействий.
   Популярность парадигмы конфликта как основы социальных изменений была столь велика, что с 1950 года конфликтология становится самостоятельным направлением социологии. Этому служили установки ряда крупных ученых, имеющих мировой авторитет, — Г. Спенсера, Р. Парка и др.
   Социальные изменения имеют для нас большое значение, так как практически сопутствуют всей нашей жизни. Они могут быть вызваны как нашими идеями и интересами, так и какими-либо внешними обстоятельствами, например политической, экономической или социальной ситуацией.
   Для того чтобы человек (группа, общность) мог выжить в постоянно изменяющейся среде, он обязан приспосабливаться к этим изменениям, т.е. вносить в спою жизнь серьезные коррективы. Мы говорим о том, что с изменениями, навязанными нам со стороны, часто бывает трудно справиться, что могут возникнуть острые конфликты между субъектами различных точек зрения. Как мы уже указывали, наглядным примером могут служить войны. Однако любая проблемная ситуация может быть смягчена или нейтрализована, если субъекты отношений будут управлять изменениями, корректировать ах, искать пути к согласию.
   Какие же внешние причины изменений мы можем себе представить?
   Изменение спроса на рынке труда.
   Технологические причины (например, увеличение числа учреждений, обладающих новыми технологиями, требующими новых знаний от людей, желающих трудиться на таких предприятиях).
   Политические причины (например, смена политического курса, как это случилось в России).
   Социальные причины (например, изменение ценностей общества или потребительских вкусов).
   Случайные причины (например, землетрясения, ураганы, приносящие бедствия всему населению страны или района).
   Понятно, что перечисленные выше факторы чаще всего выступают не в единстве, а в "соавторстве", так как смена политического курса, как это случилось в России, приводит одновременно и к экономическим изменениям, и к смене ценностных ориентаций населения, и к изменению положения людей на рынке труда. Вместе с тем при проведении социологического анализа мы всегда можем выявить основной фактор изменений, детерминирующий последующий процесс перемен.
   Большое методологическое значение при анализе социальных изменений играет правильное определение уровня и характера изменений. Изменения могут происходить на различных уровнях и иметь разный характер и масштаб. Их можно представить D виде дихотомических типов: эволюционное — революционное, реактивное — проективное, стихийное — сознательное (планируемое), целенаправленное — нецеленалравлелное, прогрессивное — регрессивное, качественное — количественное, добровольное — навязанное, длительное — кратковременное. Чем более высоким (по количеству затрагиваемых социальных структур и масштабам необходимых перемен) является уровень социальных изменений, тем более продолжительное время требуется для их реализации. Представим себе временные параметры изменений, которые должны произойти в сознании и поведении отдельного человека или всей нации. Конечно, они будут различны (рис. 3).

Рис. 3. Схема уровней социальных изменений

Рис. 3. Схема уровней социальных изменений

   Однако определить сразу, на каком уровне происходят те или иные социальные изменения, не совсем просто. Для того чтобы это понять, надо видеть проблемную ситуацию как вблизи, так и с "высоты птичьего полета", чтобы охватить все аспекты проблемы.
   Такой вагляд, является по сути деля социальной диагностикой проблемной ситуации. Только подобный подход может помочь учесть многообразие факторов, включенных в процесс социальных изменений.
   Мы уже говорили о том, что действующие силы можно представить в двух видах: движущих сил и сдерживающих сил, разделение между которыми происходит часто субъективно и зависит от того, где проведены границы.
   Движущие силы и сдерживающие силы имеют различную возможность оказывать влияние на социальные изменения. Это зависит от времени воздействия, а также уровня "давления" на изменения. Если обнаруживается, что сдерживающие и действующие силы находятся в равновесии, а изменения провести необходимо, то, вероятно, надо изменить характер поля сил. Снижение силы противников изменений на первый взгляд может показаться невозможным, однако, действуя правильным образом, вы можете разрешить эту проблему. Для этого необходимо установить, что заставляет людей сопротивляться изменениям?
   Давайте проанализируем эти причины. Начнем с первой — узкособственнического интереса. Как правило, такой интерес является основной сдерживающей силой изменений. Он основан на свойстве человека ставить свои интересы выше интересов других (например, организации или общества). Результаты такого поведения могут носить скрытый или ярко выраженный характер несогласия и доходить до того, что люди будут создавать группы "давления", чтобы препятствовать изменениям, устраивать забастовки, митинги и даже диверсии.
   Вторым фактором является неправильное понимание необходимости изменения. Оно связано, чаще всего, с неспособностью людей объективно оценивать ситуацию, анализировать все включенные в нее факторы. В этом случае изучение социологами проблемной ситуации поможет человеку не только открыть горизонт видения проблем, но и спрогнозировать свое поведение. Однако восприятие такой ситуации может быть связано с низким уровнем доверия, например, к политическим структурам власти или просто с недостатком информации.
   Третьим фактором является различие оценок проблемной ситуации. Оно связано с разным восприятием изменений, различным менталитетом, разной аргументацией тех или иных положений.
   Наконец, существует значительная группа лиц, обладающих низкой степенью терпимости к любым переменам. Как правило, это люди пенсионного возраста (старшие возрастные группы) или лица, имеющие низкий уровень образования и культуры. Изменившаяся социальная реальность требует от них новых деловых, социокультурных, нравственных качеств, которыми они часто не обладают, а освоить их считают для себя невозможным. Такие сопротивления изменениям наиболее характерны при введении новых технологий на производстве, когда людям приходится доучиваться или переучиваться.
   В соответствии с этими факторами организационные структуры, например правительственные, должны разрабатывать стратегии проведения изменений как на уровне отдельной организации, так и на уровне всего общества (например, проведение эффективных социально-экономических реформ).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

   АДАПТАЦИЯ — пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям.
   АНАРХИЯ — безвластие, политическое течение, выступающее за уничтожение всякой государственной власти и создание ассоциации мелких производителей.
   АНОМИЯ — ситуация, при которой конкретное лицо проявляет недостаточное уважение к основным социальным нормам данной социальной системы или стремится усмотреть в этих нормах определенную утрату их обязательности для него самого.
   ВЕРОВАНИЯ — особая форма религиозного мировоззрения и соответственно религиозной культуры.
   ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — категория, отражающая процессы воздействия субъектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Это универсальная форма движения, развития. Определяет существование и структурную организацию любой материальной и социальной системы.
   ВЛАСТЬ — в общем смысле слова способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких- либо средств: воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая, религиозная и др.).
   ВТОРИЧНЫЕ ГРУППЫ (целевые) — группы возникающие для реализации конкретных целей. Могут состоять из нескольких первичных групп. Как правило, это большие объединения людей.
   ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ — характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок, позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом.
   ДЕЛИНКВЕНТ — понятие, введенное для определения молодых правонарушителей.
   ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — явление, вызванное наличием системы ценностей и норм, отклоняющихся от доминирующих в обществе, при котором делинквент определяет свое поведение как правильное.
   ДЕСТРУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КОНФЛИКТА — разрушение социальных систем различного уровня под воздействием каких-либо факторов.
   ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ — разность, различие, разделение, расчленение целого на различные части, формы или ступени.
   ДИХОТОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ — способ классификации, когда показатели разбиваются на пары (например, противопоставления).
   ДОМИНАНТНЫЕ СВЯЗИ — силой, обеспечивающие устойчивость данной социальной системы.
   ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОБЩНОСТИ — общности, существующие в реальности (национальные, территориальные и т.д.).
   ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ — группы людей с общими ценностями.
   ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СВЯЗИ — связи подсистем различных уровней.
   ИНТЕГРАЦИЯ — активное взаимодействие среды и индивида, последний делает сознательный выбор и, если необходимо, изменяет среду.
   ИНТЕРЕС — реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей и т.д.) участвующих в них индивидов, групп, общностей.
   ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ — переход извне внутрь, Психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и сознания через усвоение индивидом внешних действий и социальных форм общения.
   КЛАССИФИКАЦИЯ — распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.
   КОНФЛИКТ — столкновение противоположных целей, полиций, мнений и интересов, которое приводит к реальной борьбе между субъектами взаимодействий независимо от истоков, способов и характера этой борьбы.
   КОНФЛИКТОЛОГИЯ — паука, изучающая социальные конфликты, одно из направлений, отпочковавшееся от социологии.
   КУЛЬТУРА — исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях.
   КУЛЬТУРНАЯ АГРЕССИЯ — насильное навязывание обществу (или общностям) образцов культуры или образа жизни в результате территориальных завоеваний, колонизаторской политики отдельных стран,
   КУЛЬТУРНАЯ НОРМА — императивное выражение культурных ценностей, определенной системы правил, которые должны воспроизводиться.
   КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ — результат оценки познающими субъектами (личностью, группой, общностями) объективно существующего социокультурного мира.
   ЛИДЕР — лицо, обладающее максимальным статусом, наиболее высоким авторитетом или законной властью в группе.
   ЛИЧНОСТЬ — социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения.
   ЛИЧНЫЕ ГРУППЫ — группы друзей, основывающиеся па взаимной симпатии. Создаются на базе личных потребностей в объединении.
   МАКСИМА — усредненная норма поведения, принятая и одобренная членами социального института.
   МЕЖФУНКЦИОКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ — взаимодействия подсистем, выполняющих однозначные функции.
   НОМИНАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ — общности, выделяемые социологами для целей изучения проблем (например, общность российских врачей).
   ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ — поступки индивида, выходящие за уровень социальных норм, дозволенных в данном обществе.
   ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ГРУППЫ (первичные группы) — малые, контактные группы, имеющие срочные, долголетние связи и традиции. Индивид может принадлежать к ним независимо от его желания.
   ПОВЕДЕНИЕ — реакция организма на внутренние и внешние раздражители.
   ПОДСИСТЕМА — структурный элемент системы.
   ПРЕСКРИПТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ — информация, включающая в себя различные виды предписаний, которые в совокупности образуют сферу должного.
   ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, запрещенное уголовным кодексом.
   ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА — комплекс основных способностей и движущих сил человеческого организма, обеспечивающих удовлетворение биологических потребностей, активное приспособление к среде.
   ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ — возникающее объективно в процессе развития противоречие между знаниями и потребностями индивида (группы, общности) в каких-либо результативных теоретических или практических действиях и незнанием путей, средств и методов для реализации необходимых действий.
   ПРОГРЕСС — тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
   ПРОЦЕСС — последовательная смена явлений в развитии чего-либо.
   РАВЕНСТВО — один из основных идеалов справедливого общественного устройства, обеспечивающего всестороннее развитие всех членов общества. Проблема равенства и неравенства возникли с делением общества на классы.
   РЕГРЕСС — тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению человеком, группой, обществом тех или иных функций.
   РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — группа, являющаяся для человека (людей) образцом подражания.
   РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ — концепция социологического подхода, объясняющая взаимодействия личности и общества, в которой социальная роль рассматривается в контексте социальной структуры и культуры.
   СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс вхождения индивида в социум, при котором изменяется структура личности и структура общности (общества).
   СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — любое поведение человека (или группы), направленное на изменение установок, поведения других субъектов отношений.
   СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА — объединение людей при общем участии в конкретной деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются социальными институтами.
   СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — система, обладающая конкретной целью, па основе которой сплачиваются индивиды, группы, общности
   СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — выраженное в субъективной форме объективное отношение индивида к условиям своего бытия, опосредующее социальное поведение.
   СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА — множество социальных элементов (индивидов, групп, общностей) с отношениями и связями между ними, образующее целостность, находящуюся во взаимодействии с внешними условиями ее бытия.
   СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА — совокупность относительно устойчивых связей между отдельными элементами социальной системы, отражающая ее существенные характеристики, фиксирующая присущие данному обществу способ разделения и кооперации труда, состояние общественных отношений.
   СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА — целостное психическое явление, в котором действительность отражается в соответствии с потребностями индивида, в силу чего протекающая на ее основе активность носит целеустремленный характер.
   СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — внешнее проявление деятельности индивида, в которой обнаруживается его позиция, ожидания и ориентации.
   СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ — изменения социальных структур (моделей социального действия и социальной интеракции), включая последствия этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.
   СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ — различные формы организации регулирования общественных отношений, система норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для нормального функционирования общества, а также специальные учреждения, выполняющие указанные функции.
   СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ — эмпирически фиксируемые, реально существующие объединения людей, представляющие собой относительную целостность.
   СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ — не только преступления и правонарушения, но и любое поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила.
   СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — конкретная устойчивая система взаимодействий двух партнеров (индивидов, общностей, обществ); связующее звено (интерес, ценность и т.д.), которое становится платформой отношений; конкретная система долженствования (или нормативных функций), которую партнеры должны выполнять по отношению друг к другу.
   СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ — механизм согласования, оценки и санкционирования деятельности социальных институтов с поведением индивидов, групп, общностей с точки зрения господствующих в обществе норм.
   СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ — столкновение социальных интересов, разногласие, спор.
   СТРАТИФИКАЦИЯ — социологическое понятие, обозначающее социальную структуру общества и отдельных его слоев.
   УСТАНОВКА — выражение ценностной ориентации индивида в форме социально детерминированной предрасположенности личности (или социальной группы) к заранее определенному отношению (позиции) к тем или иным объектам внешнего мира.
   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ — взаимодействия подсистем, выполняющих различные функции.
   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ — один из основных методологических подходов в современном западном обществоведении. Заключается в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих изучению, и определению места этих элементов и их роли в некоторой обширной связи.
   ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — наиболее гибкая, предполагающая свободный выбор и, следовательно, всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей человека форма включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности.
   ЭКСПЕКТАЦИЯ — ожидание.
   ЭМБАРГО — наложение государством запрета (ареста) на ввоз в страну (или вывоз из нее) другими странами золота, валюты, товаров.
   ЭМЕРДЖЕНТНЫЕ СВОЙСТВА — внезапно возникающие при объединении людей в группу или общность свойства, характеристики которых не обязательно тождественны характеристикам входящих в объединение людей,
   ЯЗЫК — система фонетических символов, важнейшее средство коммуникации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

   1. Специфика природного и социального в человеке.
   2. Понятие личности.
   3. Специфика социологического подхода к анализу личности.
   4. Понятие социальной установки и специфика ее формирования у человека.
   5. Ценностные ориентации и их значение в жизни человека.
   6. Какие социологические концепции личности Вы знаете?
   7. Сущность ролевой концепции личности.
   8. Характер взаимодействия природного и социального в определении социального поведения человека.
   9. Понятие личности, специфика социологического подхода к этому понятию.
   10. Объясните па конкретных примерах понятие социальной зависимости и социальных взаимодействий.
   11. Уровни социальных взаимодействий.
   12. Роль культуры в процессах социальных взаимодействий.
   13. Соотношение ролевого поведения с содержанием социальной структуры общества.
   14. Социологические концепции личности.
   15. Проанализируйте на конкретных примерах причины социальных; конфликтов.
   16. Уровни социальных конфликтов: межличностный, межгрупповой, со- циетальный (между обществами).
   17. Специфика социальных конфликтов, их отличие от взаимодействий: сотрудничества, ассимиляции, конкуренции.
   18. Опишите многообразие проявлений культуры.
   10. Функции культуры и их значение для общества и личности.
   20. Основные компоненты культуры: ценности, верования, нормы, язык, техника (материальная культура), их роль в жизнедеятельности общества и личности.
   21. Понятие "культурные взаимодействия".
   22. Понятие субкультуры, ее соотношение с культурой общества.
   23. Понятие социализации, значение адаптации и интеграции в социальном взаимодействии индивидов,
   24. Возрастные этапы и критические периоды социализации.
   25. Понятие социального взаимодействия. Системы социального взаимодействия индивидов в процессе социализации.
   26. Формы и механизмы социального взаимодействия.
   27. Процесс социализации в "первичных" и "вторичных" группах.
   28. Управление процессами социализации.
   20. Понятие социальной группы. Классификация как одно из направлений анализа группы.
   30. Понятие малых групп. Их роль в жизни человека и общества.
   31. Характер взаимодействий индивидов в зависимости от размера группы.
   32. Групповая сплоченность и нормативное поведение.
   33. Лидерство и авторитет в группе.
   34. Понятие социальной общности и ее соотношение с понятием социальной группы.
   35. Какие типы социальных общностей вы можете выделить при социологическом анализе?
   36. Каким образом индивид (или группа) идентифицируют себя с общностями?
   37. Концепция социальных институтов М. Вебера, ее основные положения.
   38. Основные подходы к пониманию термина "социальный институт".
   39. Основные социальные институты, которые существуют в любых цивилизованных общественных системах.
   40. Структура и функции современной семьи.
   41. Понятие "дезорганизованная семья", ее проблемы.
   42. Социальная система и социальная структура.
   43. На основе конкретного примера опишите социальную систему и ее границы. Понятие подсистемы.
   44. Типы социальных взаимодействий: иерархические, функциональные, межфункциональные.
   45. На основе конкретного примера определите доминантные связи в системах, объясните их значение в стабильности систем.
   46. Понятие "социальная организация" и ее связь с системой.
   47. Общество как социетальная система.
   48. Понятия нормы и патологии, специфика социальных норм, их место в регулировании общественных отношений.
   49. Понятия социальных отклонений и отклоняющегося поведения.
   50. Специфика социологического подхода к изучению преступности.
   51. Понятия личности преступника и преступного поведения.
   52. Социологические показатели характеристики личности.
   53. Классификация типов преступного поведения.
   54. Социальная коррекция преступного поведения, ее роль в социальном убеждении и социальном принуждении.
   55. Роль социальной работы в профилактике отклоняющегося поведения.
   56. Суть концепции социальной стратификации П. Сорокина.
   57. "Одномерная" и "многомерная" стратификация общества.
   58. Какие основания стратификации можно выделить при социологическом анализе социальной структуры общества?
   59. Какие научные концепции стратификация вы можете назвать?
   60. Что такое эмерджентные свойства стратификации?
   61. Какие стратификационные процессы идут в современной России?
   62. Понятие социальных изменений. Проведите ряд конкретных примеров.
   63. Уровни и направления социальных изменений. Приведите ряд конкретных примеров.
   64. Определение действующих сил социальных изменений, их характер.

 
< Пред.   След. >