YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Основы социологии (В.Г. Харчева) arrow 6.1. Методологические основы социологического анализа
6.1. Методологические основы социологического анализа

6.1. Методологические основы социологического анализа

   Методология определяется как учение о структуре логической организации, принципах, формах и методах научного познания. Она делится на общую, применяемую любой наукой, и частную, отражающую специфику познания данной науки, например социологии. Современные методологи сосредотачивают свое внимание лишь на технических процедурах эмпирических исследований — методах. Не случайно методологом сегодня называют того, кто избрал своей специальностью разработку программ социологического исследования и анализа социологических данных. В этой ситуации из поля зрения исчезает большая часть проблем, которыми должны заниматься методологи . Главная из них — логическая связь теории с концептуализацией предметной области эмпирического анализа, связь последней с исследуемой социальной реальностью. С этой точки зрения методолог должен показать, как конструируются понятия и какова их взаимосвязь с изучаемой человеческой деятельностью, которую они объясняют.
   Следовательно, конструируя исследовательские программы, социолог должен знать, что следует отбирать, наблюдать и преобразовывать в соответствии с теоретическими положениями, для того чтобы повысить уровень надежности получаемых данных, а если необходимо, скорректировать теорию. Соотношение теории и методологии можно выразить двумя понятиями: теория отвечает на вопрос что надо исследовать, методология как надо исследовать. Методологией следует считать совокупность процессов выработки социологом абстрактного образа ситуации, т.е. ее объяснения. Ото позволяет принять решение о том, что в социальном мире имеет отношение к изучаемой проблеме и как наука рассматривает эти аспекты мира в процессе выработки объяснения или теории. Традиционно понятие "социологическое исследование" связывалось лишь о прикладной социологией [6.1], например с изучением образа жизни, семьи, быта, социальной структуры. Такой подход, во-первых, сужает возможность социологического познания, оставляет в тени ого теоретико-методологические направления; во-вторых, априори ограничивает возможности социологии как науки; в-третьих, игнорирует одну их важнейших сторон эмпирического познания — роль теоретических концепций в прикладных исследованиях. Хотя последние в значительной мере предопределяют не только качество социологического анализа, но и выводы самих конкретно-социологических исследований. Не оспаривая возможность разграничения уровней социологического познания ни теоретическое и эмпирическое, можно утверждать, что именно оно - главная причина разрыва между теорий и прикладными исследованиями в социологии. Сложившаяся ситуация снизили уровень не только теоретических, но и эмпирических исследований, число которых значительно превышает число теоретических изысканий. Ослабление внимания к разработкам новых теоретических концепций, отражающих и объясняющих новую социальную реальность в российском обществе, серьезно отразилось на качестве получаемой эмпирической информации. Теория марксистско-ленинской социологии, построенная больше на идеологических догмах, чем на научно-логических обоснованиях, практически не позволяет сделать правильных, объективных выводов при изучении современных процессов и явлений изменяющегося российского общества.
   Итак, социологическое исследование есть процесс, в котором в единстве представлены теоретико-методологические и эмпирические уровни познания, т.е. речь идет о диалектическом процессе, в котором сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа, что обеспечивает целостность познания и, следовательно, представлений о реальности. Именно эти два метода анализа (характерные как для теоретико-методологических, так и для прикладных исследований) и определяют этапы социологического исследования: дедуктивный и индуктивный.
   Первый — дедуктивный — начинается с разработки теоретической концепции (или ее вывода), так как она является основанием понятий, используемых при концептуализации объекта и предмета исследования. Примером может служить понятие "личность", которое в различных парадигмах (функционалистов, марксистов, феноменологов и др.) определяется по- разному. Значит, в системе эмпирической интерпретации понятия будут вычленяться разные основания анализа структуры личности. Следовательно, теоретическим выбором социолог "ограничивает" свой научный поиск, как бы заранее отрицает его другие возможные варианты.
   Выбор концепций (или их разработка) определяется рядом факторов:
   — уровнем научных знаний и научного опыта исследователя;
   — степенью разработанности исследуемых ученым направлений социологии;
   — целями и задачами исследователя;
   — этической позицией исследователя.
   Например, выбор каких-либо других подходов, кроме марксистского в эпоху его диктата, был для советского ученого невозможен.
   Главной задачей первого этапа социологического исследования является выработка теоретико-методологических представлений ученого об объекте и предмете социологического анализа (обществе, группе, личности, процессе, явлении и т.д.). При этом социолог представляет или описывает некоторый идеализированный (целостный) объект познания, находящийся в системе взаимосвязей (например, личность в социальной среде).
   Описание объекта в системе связей и взаимодействий необходимо для того, чтобы исследователь не упустил из виду не только основные, определяющие факторы, но и дополнительные, которые часто могут оказывать на состояние объекта существенное влияние. Примером может служить экономический детерминизм К. Маркса, недооценивающий субъективные факторы в сознании и поведении людей, особенно их психологию. Такими же пороками страдал ленинизм с его неизбежностью социальных революций.
   Построение модели объекта социологического исследования создает для ученого возможность четкого представления о его структуре и социальных связях, без чего не может быть осуществлено ни одно (не только теоретическое, но и прикладное) исследование. Несмотря на то что в соответствии с предметом анализа социолог выбирает лишь ограниченное (в зависимости от цели и задач исследования) число характеристик объекта, он должен помнить о целостности объекта в процессе всего анализа. Это возможно лишь тогда, когда социолог имеет четкое представление об избранной им теоретической концепции.
   Таким образом, можно утверждать, что в социологическом исследовании не существует жесткой дихотомии: теория и эмпирия. Формальное разделение, возникшее в науке, может лишь запутать проблему, помешать социологам-практикам теоретически осмысливать собственные данные, вынуждая представителей теоретического направления "работать" на уровне абстракции, идеализированных объектов, что отдаляет их от социального мира людей.
   Конечно, если учесть, что социальные взаимодействия неизбежно связывают весь социальный мир в целостную систему — общество, то можно считать, что познание одной из сторон целостности приводит к познанию определенных аспектов системы в целом. Однако это возможно лишь в случае, когда выбор характеристик исследования не является случайным, а для этого необходимы представления о целостности социеталь- ной системы, ее структурных компонентах.
   Итак, дедуктивный анализ является первым необходимым этапом социологического исследования.
   Цель этого анализа — переход от теоретических концепций и идеализированных объектов к концептуализации предмета исследования, выработка социальных показателей и индикаторов, позволяющих фиксировать эмпирическое состояние объекта.
   Дедуктивный анализ как переход от абстрактного к конкретному предполагает выработку (на основе теории) основных понятий, описывающих существенные характеристики и взаимодействия объекта и предмета анализа. Вероятно, социолог мог бы взять эти понятия из обыденного представления (как это часто бывает), но в этом случае он игнорирует достижения науки, которая проясняет природу сущности явлений или процессов и делает их более наглядными.
   Необходимо помнить, что различные общественные науки и даже различные теории в рамках одной науки используют различные понятия. Если имеется в виду чисто теоретический социологический анализ, то выбор понятий, как правило, трудностей не представляет. Однако если речь идет об эмпирическом изучении каких-либо социальных проблем, то социолог должен уметь соотносить теоретические модели с их аналогами в реальном мире. С этой точки зрения особый интерес представляет феноменологический подход, который подчеркивает необходимость установления связи между теоретическими представлениями и реальным жизненным миром человека. Эта связь помогает в дальнейшем социологу проверить теорию, исправить ее, а если надо, выработать новую, адекватную изменившимся социальным условиям жизнедеятельности людей. В этом случае социологическое исследование может стать основой проверки теории, а иногда и ее корректировки.
   Соотношение существующих теорий с аналогами социальной реальности (т. е. проверка их истинности) в социологии определяется как процесс верификации.
   Какую бы идеальную теорию мы не разработали и, следовательно, какие бы понятия не взяли за основу, они всегда будут иметь ограниченный круг референтов (показателей), так как приобретают свое значение в соответствии с интересами данной науки и потребностями конкретного знания. Эта ограниченность показателей, отражаемых в понятии, и заставляет социолога постоянно возвращаться к теории (концепции), дабы выявить скрытые (имплицитные) характеристики объекта и предмета анализа. Если этого не делать, то ряд характеристик объекта останется за порогом познания. На базе такого анализа вырабатываются как социологические теории среднего уровня, так и общесоциологическая теория.
   Понятно, что модели, сформулированные в рамках социологической науки, наиболее приемлемы для эмпирического познания. Однако мы должны помнить, что практика всегда богаче теории, отсюда ограниченность познания, в том числе социологического.
   Одна из задач социологических исследований — выработка социологических понятий — состоит в том, чтобы показать связь между социальной действительностью и понятиями там, где они представлены в теоретическом виде, и продемонстрировать отсутствие связи там, где она не может быть установлена. Под операционализацией обычно понимается процедура преобразования понятий в исследовательский инструмент (позицию на шкале, вопрос в анкете и т.д.). Для социолога она проблематична особенно тогда, когда игнорируются предшествующие этапы социологического исследования. Сложность процесса операционализации обусловлена и тем, что система показателей состоит из понятий, ни одно из которых нельзя считать постоянным или определенным, в то же время сами понятия надо представить эмпирически. Таким образом, операционализация является средством установления непосредственной связи между понятием и явлением (процессом) в социальной реальности.
   В этом процессе социолог демонстрирует характер связи между теорией (которая, кстати, может быть представлена и в виде гипотезы) и социальной реальностью. Этап операционализации должен быть имманентен не только конкретно-социологическим, но и теоретическим социологическим исследованиям, так как он связывает воедино процесс движения познания от теории к эмпирии и от эмпирии к новой теории.
   Ряд социологов понимают процесс операционализации как чисто механическое соотнесение абстракций с социальной реальностью. Однако это далеко не так. В процессе операционализации исследователь соотносит теоретические понятия со своими знаниями и представлениями о реальности, которая также конструируется ученым в соответствии с его видением. Следовательно, индикаторы и показатели, используемые в инструментарии, во многом становятся "продуктом" его мышления.
   Этап дедуктивного анализа заканчивается разработкой социологического инструментария, который позволяет собрать социологу эмпирический материал для дальнейшего социологического анализа.
   Ф. Энгельс считал, что индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо применять каждую из них на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг другом. В свете этого положения дедуктивный этап в социологическом исследовании можно рассматривать как разложение целого, а индуктивный — как объединение и использование полученных эмпирических данных для построения новой теории. С этой точки зрения, социологическая информация может получить свое завершение не только в научном отчете, но ив новых теориях, разработанных учеными. Обобщение эмпирических данных до уровня социологических теорий будет называться индуктивным этапом исследования.
   Только единство индуктивного и дедуктивного методов можно рассматривать как условие социологического исследования, отвечающего целям и задачам социологии как науки.

 
< Пред.   След. >