YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История средних веков. Том I (Под ред. С.Д. Сказкина) arrow § 5. Германия в Х-XI вв.
§ 5. Германия в Х-XI вв.

§ 5. Германия в Х-XI вв.

   Особенности процесса феодализации в Германии
   К началу X в. процесс феодализации в Германии сделал заметные успехи. Основными общественными классами в это время стали крупные земельные собственники-феодалы и феодально зависимое и крепостное крестьянство. Повсеместно распространялась феодальная вотчина.
   Вместе с тем процесс феодализации в Германии протекал более замедленными темпами, чем во Франции, так как разложение первобытнообщинного строя проходило здесь без существенного воздействия на него римских социально-экономических порядков. Продолжал сохраняться значительный слой свободных общинников, не втянутых в феодальные отношения. В сельской общине выделились средние и крупные аллодисты, обладавшие значительными земельными участками, которые частично обрабатывались с помощью несвободных людей. Но эти аллодисты не стали в полной мере феодальными собственниками; эксплуатация труда зависимых крестьян еще не была основой их хозяйства.
   Незавершенность процесса феодализации в Германии нашла свое выражение и в ее политической организации: крупные магнаты, особенно церковные, не располагали еще аппаратом внеэкономического принуждения. Должность графа и вся система местного управления еще не феодализировались; во многих областях сохранялась старая, в основе своей племенная судебная и военная организация. Не сложилась еще окончательно и феодальная иерархия.
   Относительно медленное формирование раннефеодального государства в Германии проявилось и в сохранении к началу X в. на ее территории племенных герцогств: Саксонии и Тюрингии (в Северной Германии, между Рейном и Эльбой и ее притоком Заале), Франконии по среднему течению Рейна и по Майну), Швабии (по верхнему течению Дуная и Рейна и его притока Неккара) и Баварии (по среднему течению Дуная). Герцоги, превращаясь в крупных феодальных земельных собственников, использовали для укрепления своей власти свое положение племенных вождей. Это вело к сохранению племенной разобщенности, тормозившей историческое развитие Германии. В 911 г., после того как в Германии прекратилась династия Каролингов, королем был избран один из племенных герцогов — Конрад I Франконский, при котором вспыхнул открытый конфликт между королевской властью и племенными герцогами, закончившийся поражением короля. После смерти Конрада I между племенными герцогами развернулась борьба за власть; в результате в 919 г. были избраны сразу два короля — Генрих Саксонский и Арнульф Баварский.
    
   Возникновение единого немецкого раннефеодального государства
   Однако, несмотря на сепаратизм герцогов, в Германии в это время существовали уже объективные предпосылки для усиления королевской власти. В первую очередь, они коренились в незавершенности процесса феодализации. В укреплении королевской власти были заинтересованы многочисленные средние и крупные аллодисты, нуждавшиеся в помощи сильной королевской власти для захвата общинных земель и подчинения свободных общинников. В поддержке со стороны королевской власти нуждались также монастыри и епископства, заинтересованные в расширении церковного землевладения. С другой стороны, политическое объединение Германии в это время было необходимо перед лицом внешней опасности; с конца IX в. Германия стала ареной набегов норманнов, а с начала X в. — и венгров, обосновавшихся в Паннонии. Их конные отряды неожиданно вторгались в Германию, опустошая все на своем пути, и так же внезапно исчезали. Попытки организовать действенный отпор венграм силами пешего ополчения отдельных герцогств оказывались неэффективными.
    
   Оттоновская церковная политика
   Объективные предпосылки для усиления королевской власти в Германии были использованы королями Саксонской династии (919— 1024), при первых представителях которой — Генрихе I и Оттоне I — фактически сложилось Германское раннефеодальное государство. Генрих I (919—936) искусной политикой добился признания своей власти всеми племенными герцогами, в том числе и Арнульфом Баварским. Используя феодальные распри во Франции и опираясь на поддержку части лотарингских феодалов, он присоединил Лотарингию. Успешно велась борьба против набегов венгров. Большое значение имело строительство замков и создание тяжеловооруженной рыцарской конницы, способной успешно бороться с подвижными венгерскими отрядами. Первая крупная победа над венграми была одержана в 933 г. на саксоно-тюрингской границе, а в 955 г. в решающей битве на реке Лех, близ Аугсбурга, венграм было нанесено сокрушительное поражение, после чего их набеги на Германию прекратились. Несмотря на успехи в борьбе с внешними врагами, положение королевской власти в стране по-прежнему оставалось неустойчивым. Централи-заторской политике королевской власти оказывали упорное противодействие племенные герцоги. Они признали за Генрихом I королевский титул только после того, как он отказался от всякого вмешательства во внутренние дела герцогств. Но когда сын и преемник Генриха I, Оттон I (936—973), сделал попытку подавить самостоятельность герцогов, это вызвало восстание.
   Чтобы обуздать эти сепаратистские устремления и укрепить авторитет центральной власти, необходимо было создать действенные органы управления, способные проводить на местах политику королевской власти, быть ее надежной опорой. Эту задачу Оттон I пытался решить при помощи союза с церковью, которую он стремился поставить на службу государству. Материальной базой этого союза явились обильные земельные пожалования короля церковным учреждениям. Подавляющее большинство подобных раздач падает на правление Отгона I и его сына Отгона II.
   Земельные пожалования церкви сопровождались предоставлением ей широких политических прав в отношении всех, кто сидел на этих землях. Церковь превращалась в крупнейшего феодала-иммуниста. На территории церковного иммунитетного округа запрещался всякий суд, кроме церковного. Церковные учреждения получили права высшей (уголовной) юрисдикции над зависимым населением.
   Оттоновские иммунитетные привилегии, предосгавляя церковным учреждениям широкие государственные полномочия, превращали их фактически в важнейшие исполнительные органы государства. Епи-скопствам и имперским или королевским аббатствам, непосредственно подчиненным императору или королю, предоставлялся так называемый королевский банн над территорией, далеко выходящей за пределы их земельной собственности. Под королевским банном понимались совокупность государственных функций и полномочий (судебных, военных, административных и др.), принадлежавших королю и его должностным лицам.
   Щедро одаряя церковь земельными владениями и политическими правами, Огтон I вместе с тем стремился прочными узами привязать ее к престолу, превратигь в послушное орудие своей власги. Все епископские и аббагские должносги находились в фактическом распоряжении короля. Духовенсгво лишь выдвигало кандидатов на эти должности, но утверждал их и вводил в должность король. Когда должность епископа или имперского (королевского) аббата оставалась вакангной, все доходы с их земли шли королю, который поэтому не спешил замещать их.
   Высшие церковные сановники привлекались королем для несения административной, дипломатической, военной, государственной службы. Вассалы епископов и имперских аббатов составляли большую часть оттоновского войска; нередко во главе его подразделений стоял воинственный епископ или аббат. Это церковная организация, поставленная на службу королевской власти и являвшаяся ее главной опорой, получила в литературе название имперской церкви (Reichs-kirche).
    
   Итальянская политика германских королей и создание Священной Римской Империи.
   Церковная политика Оттона I нашла свое логическое завершение в стремлении королевской власти установить контроль над папством, стоявшим во главе римской церкви. Подчинение папства было тесно связано с планами завоевания Италии и возрождения некоего подобия империи Карла Великого. В этом стремлении Оттона I поддерживало большинство немецких феодалов, видевших в итальянской политике королевской власти удобное средство для своего обогащения за счет грабежа богатых итальянских земель.
   Политически раздробленная Италия, не способная объединиться для отпора захватчикам, переживавшее период упадка папство, борьба различных феодальных клик, — все это облегчало Оттону выполнение его планов. Опираясь на поддержку многочисленных немецких духовных и светских феодалов, он совершил в 951 г. первый поход в Италию, в результате которого была захвачена Северная Италия (Ломбардия), а Оттон I принял титул короля лангобардов. Спустя 10 лет, воспользовавшись очередным обострением борьбы , между папой и итальянскими феодалами, он совершает новый поход в Италию, который приносит наконец Оттону осуществление его честолюбивых замыслов. В начале 962 г. папа короновал Оттона I в Риме императорской короной. Перёд этим Оттон I по специальному договору признал притязания папы на светские владения в Италии, но верховным сеньором этих владений провозглашался германский император. Вводилась обязательная присяга папы императору, что и являлось выражением подчинения папства империи. Так в 962 г. возникла священная римская империя во главе с германским императором, включавшая в свой состав помимо Германии Северную и значительную часть Средней Италии, некоторые славянские земли, а также часть Южной в Юго-Восточной Франции. В первой половине XI в. к империи было присоединено Бургундское королевство (Арелат).
   Созданная германскими императорами Римская империя была, безусловно, реакционным государственным образованием: она являлась одним из препятствий на пути складывания национальных государств в Западной Европе. Ф. Энгельс указывал, что “тенденция к созданию национальных государств... является одним из важнейших рычагов прогресса в средние века”. Империя мешала осуществлению этой тенденции и во Франции, и в славянских землях, и особенно в Италии. Но реакционный характер священной римской империи особенно сильно сказался по отношению к самой Германии, самому германскому народу. Императорский титул и связанные с ним претензии на мировое господство служили помехой складыванию немецкого национального государства, вели к растрате сил в итальянских завоевательных походах, ничего общего ие имевших с подлинными национальными интересами Германии.
   Начиная с Оттона I германские императоры X в. большую часть своего царствования проводили в Италии, улаживая там отношения с папами, участвуя в бесконечных распрях с итальянскими феодалами и тщетно пытаясь полностью подчинить своей власти эту богатую страну. Почти постоянное отсутствие короля в Германии, естественно, было на руку крупным немецким феодалам, способствовало росту их самостоятельности, усилению центробежных сил в стране.
    
   Начало агрессии немецких феодалов против полабских славян
   С середины X в. началась активная захватническая политика немецких феодалов на Востоке, направленная против славян. Эта политика была обусловлена стремлением немецких феодалов к расширению своих земельных владений и увеличению количества подчиненных им зависимых людей. Католическая церковь поддерживала эту политику, рассчитывая обратить в свою веру население славянских областей. Первой жертвой немецкой агрессии стали соседи саксов — полабские славяне. Генрих I обложил данью всю сербо-лужицкую группу славян, а также некоторые другие славянские племена (лютичей, ободритов). Но в остальном эти племена сохраняли самостоятельность: подчинялись своим князьям и жили по своим обычаям; немецкие феодалы не вмешивались в их внутреннюю жизнь. Новый этап немецкой феодальной агрессии против славян начинается в правление Оттона I, когда немецким феодалам после длительной борьбы удалось подчинить славянские племена, жившие между Эльбой (Лабой) и Одером (Одрой), и включить их в состав Германской империи. Для укрепления господства над покоренными славянами проводилась их насильственная христианизация. Завоевания славянских земель, осуществлявшиеся с большой жестокостью, в X в. не всегда были связаны с попытками феодального освоения захваченных территорий; часто они приводили к установлению особо тяжелой формы даннических отношений.
   Славяне неоднократно восставали, уничтожали немецкие гарнизоны и немецких колонистов, отказывались от христианства. В конце X в. в результате восстаний полабских славян немецкие феодалы утратили занятые ими славянские земли за исключением Сербо-Лужицкой области.
    
   Завершение складывания феодального строя
   В течение десятого столетия в Германии в основных чертах завершается процесс феодализации общества, втягивания в феодальную зависимость подавляющего большинства ранее свободных общинников. Важная роль в этом процессе принадлежала раннефеодальному государству, вся внутренняя и внешняя политика которого энергично содействовала торжеству феодализма. Уже политика Генриха I — строительство замков и создание тяжеловооруженной рыцарской конницы — существенно ускорила ход феодализации. Королевские замки являлись не только опорными пунктами для отражения венгерских, набегов, но и центрами феодальной эксплуатации окрестного населения. Переход от пешего народного ополчения к рыцарской коннице ускорял расслоение свободных общинников; верхушка их поднималась в ряды рыцарства и таким путем входила в состав господствующего класса, в то время как широкая масса разоряющихся свободных, будучи не в состоянии нести конную службу, сближалась в своем социальном положении с лично зависимым крестьянством. Еще большее значение для ускорения процесса феодализации имела оттоновская церковная политика. Развитие иммунитета на церковных землях расширение прав церковных иммунитетных округов вели к втягиванию в сферу феодальной эксплуатации свободных общинников и к их закрепощению.
   Торжество феодализма в Германии, как и в других странах, было результатом глубоких внутренних социально-экономических сдвигов, обусловленных в конечном счете развитием производительных сил общества. О нем свидетельствуют распространение трехполья, увеличение площади пахотных земель, особенно путем внутренней колонизации — освоения пустошей и расчистки лесов, расширение виноградарства в южных областях страны, развитие деревенского ремесла, обнаруживающего в X в. у части сельского населения тенденцию к его отделению от земледельческого труда.
   Окончательное торжество феодализма в Германии вело к исчезновению в структуре общества элементов предшествующего общинного строя. Только в немногих окраинных местностях (Фрисландия, Дитмаршен, Тироль, в меньшей степени — Саксония) сохранялся еще более или менее значительный слой свободных общинников.
   Феодальная эксплуатация зависимого и крепостного крестьянства осуществлялась в этот период прежде всего в форме барщины, к которой присоединялись различные оброчные платежи. Широкое распространение барщины как господствующей формы феодальной ренты порождало особенно тяжелые формы зависимости крестьян — личную, крепостную зависимость.
   Важных успехов в X в. достиг процесс внутренней консолидации класса феодалов: распространялись вассальные отношения, складывалась иерархическая структура господствующего класса. Средоточием экономической и политической жизни страны все более становится феодальная вотчина. Отсюда исходила административная и судебная власть над окрестным населением, дающая возможность вотчиннику осуществлять внеэкономическое принуждение.
   Немецкое раннефеодальное государство X в. сыграло большую роль. В его рамках произошло политическое объединение германских племен, началось преодоление племенной обособленности, были заложены основы немецкой народности. Именно в X в. термин “немцы” (tiusch, tiutsche, deutsch) становится обычным для обозначения всего населения Германии без различия племенного происхождения; с 920 г. в документах встречается выражение “королевство немцев” (по-латыни Regnum Teutonicorum). Но по мере развития феодализации все более суживалась та социальная база, на которой стало возможно возникновение и временное усиление единого немецкого раннефеодального государства. Сломив политический сепаратизм племенных герцогов, королевская власть не могла успешно противостоять росту политических притязаний крупных феодальных землевладельцев. Церковная политика Оттона I и его преемников была действенным средством сплочения церковных феодалов вокруг королевской власти, но лишь до той поры, пока церковные учреждения нуждались в содействии центральной власти для укрепления церковной вотчины за счет общинных и аллодиальных земель и втягивания в зависимость их прежних собственников. По мере успешного завершения складывания церковных вотчин, располагавших уже собственным устойчивым аппаратом внеэкономического принуждения, крупные церковные феодалы, оказавшиеся властителями обширных и компактных территорий, подобно светским магнатам, уже в первой половине XI в. все более становятся в оппозицию к центральной власти.
    
   Политический кризис второй половины XI в. Начало борьбы за инвеституру
   Первые короли новой Франконской династии (1024—1125) — Конрад II и Генрих III — пытались сохранить позиции центральной власти, приспособив ее к новым социальным условиям. Так, Конрад II в противовес чрезвычайно усилившимся светским и духовным магнатам стремился опереться на многочисленный слой мелких феодалов, вмешиваясь в отношения между сеньорами и вассалами. Он запретил сеньорам произвольно конфисковывать лены вассалов. Генрих III, уже не имея достаточной опоры в имперских монастырях, старался сблизиться с монашеством новых монастырей — “частных”, находившихся в подчинении у отдельных феодалов, выступая в роли их покровителя. Однако эти меры не могли предотвратить политического кризиса как в германских областях, так и в империи в целом. Кризис быстро нарастал в первые 15 лет царствования Генриха IV (1056—1106), когда король был несовершеннолетним. Именно в это время окончательно сложился союз между папством и поддерживавшей его сильной группировкой итальянских феодалов и рядом итальянских городов, с одной стороны, и могущественными немецкими светскими феодалами — с другой. Политический кризис вылился в 70-х годах XI в. в открытую и ожесточенную борьбу императора с папой из-за вопроса об инвеституре. Инвеститурой вообще, как указывалось выше, назывался акт ввода во владение землей — передача сеньором феода своему вассалу. В применении к епископам и аббатам инвеститура включала не только ввод нового епископа или аббата в управление землями и зависимыми людьми соответствующего церковного учреждения (епископства или аббатства), но и утверждение в духовном сане, в знак чего вручались кольцо и посох. Право инвеституры означало, в сущности, право назначать и утверждать в должности выбранных духовенством епископов и аббатов.
   Императоры, начиная с Оттона I, осуществляли инвеституру епископов и аббатов и видели в этом одну из важнейших опор своей власти. Папы, мирившиеся ранее с таким порядком, во второй половине XI в. стали оспаривать право императора на инвеституру высших духовных лиц — епископов и аббатов. В этой борьбе, охватившей все части империи, решался целый комплекс социально-политических вопросов, имевших важное значение для различных классов и социальных групп феодального общества: о верховенстве в церковных делах императора или папы, о судьбах раннефеодальной монархии в Германии, об основах дальнейшего политического развития немецкого феодального общества, о взаимоотношении Германии и итальянских областей империи, о дальнейшем развитии городов Северной и Средней Италии. В борьбу были вовлечены как верхи, так и низы феодального общества.
    
   Саксонское восстание 1070—1075 гг.
   Готовясь к схватке с папством и своими противниками — крупными феодалами в Германии, Генрих IV стремился превратить Саксонию в королевский домен, чтобы усилить материальную базу королевской власти. Здесь строились королевские крепости (бурги) и за счет сохранившегося фонда общинных земель и земель, принадлежавших аллодистам крестьянского типа, насаждались новые королевские вотчины. Создавались также в большом числе ленные держания королевских рыцарей-министериалов — низшей прослойки класса феодалов. Все эти меры способствовали закрепощению еще сохранившегося в Саксонии слоя свободных крестьян-аллодистов. Вместе с тем Генрих IV настойчиво стремился вернуть расхищенные крупными феодалами ранее принадлежавшие королю земли в Саксонии. Королевская политика вызвала в 1070 г. восстание в Саксонии. Сначала против Генриха IV выступила верхушка саксонской феодальной знати. Одновременно в восстании приняли участие свободные и зависимые крестьяне, выступавшие не столько в поддержку феодальных верхов Саксонии, сколько за сохранение остатков свободной общины, против превращения их в крепостных.
   Второй этап борьбы (1073—1075) характеризуется массовыми выступлениями крестьян, разрушавших королевские крепости и хозяйственно-административные центры королевских вотчин. Стремясь использовать в своих интересах успехи крестьян, к восстанию примкнула враждебная королю группа саксонской знати во главе с Отто-ном Нортгеймским. Однако размах антифеодального движения крестьян, перекинувшегося в Тюрингию, вызвал страх у местных феодалов. В переговорах с королем (в 1074 г.) вожаки их пошли на уступки за счет крестьян.
   В решающей битве при Лангензальце (1075) феодальная саксонская конница бежала с поля боя, оставив на гибель пешее крестьянское ополчение. Генрих IV беспощадно расправился с восставшими крестьянами. Со знатью он заключил мир, назначив Оттона Нортгеймского своим наместником в Саксонии. Поражение восстания 1073—1075 гг. низвело свободное саксонское крестьянство до положения феодально зависимых и крепостных крестьян.
    
   Крушение церковной политики германских императоров
   В борьбе за инвеституру папство нашло опору в Клюнийском движении. Возникшее внутри церкви еще в X в. и получившее имя от названия монастыря Клюни во Французской Бургундии, где оно началось, это движение ставило своей целью усилить церковь, поднять ее моральный авторитет. Оно стремилось сплотить церковную организацию, чтобы, с одной стороны, противостоять стремлениям светских феодалов к захватам церковных земель и установлению своей опеки над церковью, а с другой стороны, сделать церковь достаточно сильной, чтобы подавлять сопротивление закрепощенных крестьян.
   Силу, способную поднять моральный авторитет церкви (подорванный все возраставшим “обмирщением” духовенства), укрепить церковную дисциплину, объединить разрозненные церковные организации, клюнийцы видели в монашестве. Они требовали строгого соблюдения церковного правила о безбрачии духовенства (“целибата”), так как женатое духовенство, будучи поглощено заботами о семье и накоплении имущества для своих наследников, не заботилось об интересах церкви. Клюнийцы выступали также против продажи церковных должностей (“симонии”) и особенно против подчинения церкви светским государям. Отсюда стремление пап в борьбе с императорской властью опереться на Клюнийское движение.
   Клюнийское движение широко распространялось среди немецкого духовенства, что укрепляло центробежные силы внутри страны.
   Ревностным сторонником клюнийских требований был монах Гильдебранд, фактически руководивший в течение многих лет делами папского престола. В 1059 г. на Латеранском церковном соборе (в Риме) был установлен новый порядок выбора пап. По решению собора папу должны были избирать без всякого вмешательства извне кардиналы — высшие сановники церкви, получавшие свой титул от папы. Это решение было направлено против стремления императора вмешиваться в выборы пап. Латеранский собор высказался также против светской инвеституры епископов и аббатов. В 1073 г. Гильдебранд был избран папой под именем Григория VII и начал осуществлять на практике свою программу укрепления церкви, сместив нескольких немецких епископов, назначенных, по его мнению, неправильно.
   Подавив саксонское восстание, Генрих IV решительно выступил против стремления Григория VII подчинить себе немецкое духовенство и ослабить его связь с королевской властью. В 1076 г. на собрании высшего немецкого духовенства в Борисе он объявил о низложении Григория VII. В ответ на это папа отлучил Генриха от церкви и лишил его королевского сана, а подданных короля освободил от присяги своему государю. На эти действия Григория VII тотчас же откликнулись в Германии крупные немецкие феодалы, не только светские, но и многие епископы и аббаты, найдя в них удобный повод для сепаратистских выступлений. Южнонемецкая феодальная знать начала против короля настоящую войну, вновь восстали саксонские феодалы.
   Генрих IV вынужден был капитулировать перед Григорием VII. В январе 1077 г. с небольшой свитой он отправился на свидание с папой в Италию. После трудного перехода через Альпы Генрих IV стал добиваться встречи с Григорием VII, находившимся в замке Ка-носса (в Северной Италии). По сообщениям хронистов, Генрих, сняв все знаки королевского достоинства, босой и голодный стоял три дня с утра до вечера перед замком. Наконец он был допущен к папе и на коленях вымолил у него прощение.
   Однако покорность Генриха была только маневром. Несколько укрепив после снятия с него папой отлучения свое положение в Германии, он снова выступил против Григория VII. Шедшая еще долгое время после этого с переменным успехом борьба империи и папства завершилась подписанием так называемого Вормского конкордата (1122) — соглашения, заключенного сыном и преемником Генриха IV Генрихом V и папой Каликстом II и регулировавшего порядок выборов епископов.
   Вормский конкордат устанавливал разную систему выборов епископов в различных областях империи. В Германии епископы должны были впредь избираться духовенством в присутствии императора, которому принадлежало решающее слово при наличии нескольких кандидатур. Император совершал светскую инвеституру — передачу скипетра, символизировавшего власть над землями епископства. После светской инвеституры следовала духовная, осуществлявшаяся папой или его легатом, — передача кольца и посоха, символизировавших духовную власть епископа. В Италии же и в Бургундии выборы епископов должны были происходить без участия императора или его представителей. Только через шесть месяцев после выборов и утверждения нового епископа папой император производил инвеституру скипетром, которая таким образом превращалась в чисто формальный акт. Вормский конкордат разрушал систему имперской церкви в Италии и Бургундии. В Германии же устанавливался компромиссный порядок, являвшийся нарушением коренных принципов оттоновской церковной политики.
   В XII в. центральная государственная власть в Германии ослабевает, начинается длительный период феодальной раздробленности.

 
< Пред.   След. >