YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История государства и права зарубежных стран (Н.М. Чепурнова, А.В. Серегин) arrow § 3.1. Родоплеменная организация древних Афин. Синойкизм
§ 3.1. Родоплеменная организация древних Афин. Синойкизм

§ 3.1. Родоплеменная организация древних Афин. Синойкизм

   Полисный этап греческой (в т.ч. афинской) истории, с точки зрения основных показателей социально-экономического, политического и культурного развития, принято делить на три основных периода:
   1) гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений (героическая эпоха);
   2) архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) - возникает полисное общество и государство;
   3) классический период (V-IV вв. до н.э.) - расцвет греческой цивилизации и культуры.
   Нас, прежде всего, интересует характеристика социальной организации греческих племен гомеровского (догосударственного) периода.
   Анализируя произведения древнегреческой литературы - «Одиссею» и «Илиаду», можно сделать вывод, что на Балканах в начале I тыс. до н.э. существовали автаркичные семейные хозяйства, земледелие и скотоводство являлись почетными занятиями, торговля презиралась, отсутствовала монетная денежная система, морской разбой отнюдь не осуждался, а кумирами социума были воины- аристократы, такие как Ахиллес. Весь спектр общественных отношений регулировался обычаем и силой оружия.
   Греки жили родами, которые объединялись в фратрии (братства). Несколько фратрий составляли филу (племя).
   В науке выделяют следующие особенности отношений, имевших место среди членов рода:
   1. Род избирал своего старейшину для мирного времени и военного предводителя (вождя-базилевса). В выборах участвовали на равных правах лишь мужчины, держащие в руках оружие.
   2. Род по своему усмотрению смещал старейшину и вождя; в решении этого вопроса также принимали участие мужчины, держащие в руках оружие.
   3. Никто из членов рода не имел права вступать в брак внутри рода.
   4. Имущество умерших переходило к остальным членам рода, оно должно было оставаться внутри рода.
   5. Члены рода обязаны были оказывать друг другу помощь и защиту, и особенно содействие при мщении за ущерб, нанесенный чужими. В деле защиты своей безопасности каждый член рода полагался на покровительство рода и мог рассчитывать на это; тот, кто причинял зло ему, причинял зло всему роду. Отсюда из кровных уз родства возникала обязанность кровной мести.
   6. Род имел определенные имена или группы имен, пользоваться которыми во всем племени мог только он один, так что имя каждого отдельного человека точно указывало, к какому роду он принадлежит. С родовым именем неразрывно были связаны и родовые права.
   7. Род мог усыновлять посторонних и таким путем принимать их в члены своего племени.
   8. Каждый род соблюдал свои религиозные церемонии и празднества.
   9. Каждый род имел свое место погребения.
   10. Род имел совет - демократическое собрание всех членов рода (мужчин-воинов).
   Общеплеменная система управления копировала родовую организацию греческих племен. Так, старейшины родов составляли Совет старейшин. Все мужчины собирались на народное собрание. Во время войны избирался племенной вождь - базилевс, который командовал дружиной, вершил правосудие и выполнял религиозные церемонии.
   В VIII веке до н.э. при легендарном базилевсе Тезее произошло объединение (по-гречески «синойкизм») четырех племен (ахейцев, дорийцев, ионийцев, этолийцев), населявших Аттику, в единый народ.
   Вместо Совета старейшин отдельных племен был создан объединенный Совет в Афинах.
   Все население города и прилегающих территорий делилось на три группы:
   1) эвпатридов (благородных);
   2) геоморов (землевладельцев);
   3) демиургов (ремесленников).
   Племенных базилевсов заменил архонт. Первоначально архонт избирался из числа эвпатридов пожизненно, затем на 10 лет. С 683 г. до н.э. стали выбирать девять архонтов на 1 год.
   Для контроля за базилевсами эвпатриды создали ареопаг, заменивший Совет старейшин. Этот орган являлся главным законодателем и судьей. Он выбирал архонтов и руководил народным собранием.
   Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага.
   В VII веке до н.э. страна была разделена на 48 небольших территориальных округов (навкрарий), жители каждого из которых должны были поставить один корабль для флота, снарядить его экипажем, а также выставить двух вооруженных всадников. Деление населения по навкрариям производилось без всякого учета племенной принадлежности.
   Таким образом, реформы мифического Тезея дали первый толчок к формированию полисного государства.

 
< Пред.   След. >