YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Основы экологии (В.В. Маврищев) arrow 1.1. Что такое экология? Предмет экологии. Экология как научная дисциплина
1.1. Что такое экология? Предмет экологии. Экология как научная дисциплина

1.1. Что такое экология? Предмет экологии. Экология как научная дисциплина

Что физическая и духовная жизнь человека
неразрывно связана с природой, означает не
что иное, как то, что природа неразрывно
связана сама с собой, ибо человек есть
часть природы.

Карл Маркс

   Сегодня каждый знает слово «экология». В последнее время оно употребляется по любому случаю и столь часто, что сам смысл его затерялся где-то в анналах научных публикаций. Оно стало модным. Его упоминают политики и ученые, писатели и философы, активисты общественного движения и просто обыватели. Для последних словосочетание «плохая экология» звучит как приговор в последней инстанции. И никто из них не задумался об абсурдности данного положения. Действительно, не смешно ли звучит фраза: «У нас в городе плохая физика (или химия, или психология)»? А вот термин «экология», оказывается, можно употреблять в сочетании с такими прилагательными, как «плохая», «ужасная», «грязная» и т.п. Иногда доходит до смешного: учителя (так же, как и преподаватели) задают учащимся такие темы рефератов, как: «Экология трубопроводов», «Экология подсобных помещений», «Экология приусадебного участка» и т.п.
   Важность экологии как науки для человека заключается в том, что она изучает его непосредственное природное окружение. По мере своего эволюционного развития человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести гармонию в свою жизнь. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того, как стали очень заметными последствия неразумной хозяйственной деятельности, приводящие к разрушению природной среды.
   А это в конечном итоге оказало неблагоприятное влияние на самого человека. Вот почему термин «экология» получил такое широкое распространение. Следует помнить, что экология - фундаментальная научная дисциплина, идеи которой имеют очень важное значение. И если мы признаем важность этой науки, нам надо научиться правильно пользоваться ее законами, понятиями, терминами. Ведь они помогают людям определять свое место в окружающей их среде, правильно и рационально использовать природные богатства.
   Истоки искажения научного термина «экология» восходят к середине 60-х гг. прошлого века, когда резкий взрыв народонаселения планеты породил множество негативных явлений в окружающей человека природной среде, которые сейчас носят всеобъемлющее название «экологический кризис».
   Именно в то время были отмечены первые опасные проявления наплевательского отношения к природе, что заставило человека обратить пристальное внимание к состоянию окружающей среды. И для различных негативных явлений в природе начали применять термин «экология», не задумываясь о его действительном значении.
   Именно тогда наметилось резкое расхождение по двум основным генеральным направлениям в развитии цивилизации: с одной стороны, циклическое (спиральное) развитие природных явлений, а с другой - векторное направление научно-тех- нического прогресса. В этом и состоит суть противоречия, возникшего между человеком и природой.
   Природа, как известно, развивается циклически. До поры до времени (а именно тогда, когда он был только собирателем и охотником) человек являлся органическим составляющим природных циклов. Человек не противопоставлял себя природному окружению. Да, он убивал животных, но убивал ровно столько, сколько нужно, чтобы прокормиться в данный конкретный момент, как делают дикие животные. Да, он рвал растения, выкапывал корни, собирал плоды, но не вырывал больше, чем нужно для пропитания, не уничтожал целенаправленно и цинично дикие виды.
   И чем быстрее прогрессировало человеческое общество, тем дальше и дальше человек отдалялся от своего природного окружения. И, видимо, процесс приобрел уже необратимый характер. Задача современного человека - попытаться хотя бы сохранить то, что еще не затронула прожорливая цивилизация.
   Человечество только тогда заговорило о перспективах экологической катастрофы, когда стало очевидным, что без природы, природного окружения человек не выживет и исчезнет как биологический вид. Это и побудило его к активным действиям по охране окружающей среды, разработке основ экологического образования и воспитания. А вот природа прекрасно обойдется и без человека (если только раньше он не уничтожит все живое).
   Вспомним историю. Появившись в мезозое, динозавры, эти огромные неуклюжие создания, оставались повелителями планеты в течение 170 млн леті Человека тогда не было и в помине. Если принять за условный срок время появления на Земле человека первобытного в 100 тыс. лет, а человека разумного - в 15-20 тыс. лет, то это означает, что в масштабах существования динозавров на планете, человек может еще теоретически оставаться господствующим видом в течение 169 млн 900 тыс. лет. Возможно ли такое? Хотелось бы знать, сохранимся ли мы на Земле через 169 с лишним миллионов лет? Ответ: теоретически - да; практически - вряд ли. Таким образом, термин «экология» и прилагательное «экологический» превратились к концу XX в. в расхожие емкие слова, охватывающие и отражающие те глобальные изменения, которые произошли не только в среде, окружающей человека, но и в самих взаимоотношениях между людьми. Именно поэтому, несмотря на неконкретность понятия «экология», а порой и противоречивый его смысл, оно стало удобным инструментом в руках политиков, социологов, представителей средств массовой информации. Слово «экология» в наши дни можно прочитать на лозунгах, под которыми проходят демонстрации представителей экологического движения, в статьях юристов, экономистов, представителей других профессий. В стороне остались только биологи - ученые, благодаря которым этот термин обрел жизнь и дал новое направление в современной науке.
   Так что же такое экология? Этико-философская концепция и форма защиты растений и животных? Движение протеста против ядерной энергетики и загрязнения окружающей среды? Неоромантическая тоска о возврате к природе? Научная дисциплина, отпочковавшаяся от биологии? Или нечто, соединяющее в себе все? Что это: философия, проповедь, миф, наука или мировоззрение?
   На поставленный вопрос сейчас не так-то легко ответить. В последнее время наблюдается профанация экологии, искажение ее истинного смысла и значения. Слово «экология» с легкой руки непрофессионалов стало применяться довольно широко, охватывая при этом все формы взаимосвязей человека и окружающей среды. Поэтому оно постепенно утратило значение строго научного термина, употреблявшегося только экологами, и приобрело многообразный расхожий социальный, а порой и политический смысл.
   Экологию стали трактовать, прежде всего, как науку об охране и рациональном использовании природы. Дело дошло до того, что многие не понимают разницы между экологией, охраной природы и рациональным природопользованием. Произошла путаница понятий.
   Прежде всего о самом термине. Его ввел в науку немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 г. (до этого предлагались другие варианты - «эпирриология», «биономия» - но они не прижились). Термин «экология» происходит от греческих корней «ойкос» - дом, жилище, местопребывание, обиталище и «логос» - «наука», т.е. это наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания.
   В дословном переводе слово «ойкос» означает «домоводство», что может быть сопоставимо со значением «домашнее хозяйство». Значение термина «экология» с течением времени менялось.
   В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1904) термин «экология» объяснялся следующим образом: «Экология, или ойкология, - часть зоологии, обнимающая собой сведения касательно жилищ животных, т.е. нор, гнезд, логовищ и т.п. До сих пор экология не достигла той степени развития, которая дала бы ей право на известную самостоятельность, так как до сих пор она еще не вышла из периода описаний и не выработала ни определенных методов, ни известной суммы обобщений. Экология ждет и экспериментальных исследований, и обобщения».
   Таким образом, в начале XX в., экология понималась как часть зоологии и ни в коей мере не претендовала на науку, обобщающую всю сумму биологических знаний, и не только их.
   Со временем на то, что мы понимаем под экологией, выкристаллизовались две точки зрения. Согласно одной, экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов и среды. Другие считают, что экология - это огромная отрасль знаний.
   Теоретик современной экологии Н.Ф. Реймерс дает такое определение этой науки: «Современная экология - биологизи- рованная (как и географизированная, математизированная и т.д.) биоцентричная наука, но не биология. Для экологии характерен широкий системный межотраслевой взгляд. Ее предмет - сохранение функциональной и структурной целостности того центрального объекта, который вычленяется в процессе исследования... Такая экология уже совсем не биология и никакая иная наука, она сама по себе, новый раздел знания, равный, а может быть, и более широкий, чем математика, физика, химия и так далее...». Затем он пишет: «Это совокупность отраслей знания, исследующих взаимодействие между биологически значимыми отдельностями и между ними и окружающей их средой».
   Таким образом, с одной стороны, признается, что экология - это наука, а с другой - подчеркивается, что это совокупность научных дисциплин.
   На наш взгляд, экологии все же следует отвести подобающее самостоятельное место в ряду наук о природе. Экология - наука сравнительно молодая и находится еще пока в фазе становления. Это связано с тем, что она в той или иной мере затрагивает почти все сферы жизнедеятельности живых организмов (и их совокупностей). Это синтетическая наука, которая имеет полное право на существование в общей иерархии современных наук.
   Определений экологии в современной научной литературе множество. И почти все они концентрируют внимание на взаимоотношениях между живыми организмами и средой их окружения.
   Приведем некоторые, наиболее характерные определения экологии как науки.
   «Экология - это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельности человека» (В.А. Радкевич).
   «Экология - это наука об обиталищах, или, говоря более широко, об «условиях существования». Так как экология имеет дело с естественной историей и с функциональными процессами групп организмов на суше, в океане и в пресной воде, было бы правильнее придерживаться новейших идей и определить экологию как науку о строении и функциях природы» (Е. Одум).
   «Экология занимается вопросами социологии растений, животных, микроорганизмов, их сочетаний» (Б.Г. Розанов).
   «Экология относится к числу фундаментальных подразделений биологии, исследующей фундаментальные свойства жизни надорганизменного уровня организации. Иными словами, экология изучает совокупность живых организмов, взаимодействующих друг с другом и образующих с окружающей средой обитания единство (т.е. систему), в пределах которого осуществляется процесс трансформации энергии и органического вещества» (В.Д. Федоров).
   «Экология - это наука о популяциях, и популяция - основной объект изучения экологии» (С.С. Шварц).
   «Я утверждаю, что экология является исследованием систем на таком уровне, когда особи могут рассматриваться как элементы взаимодействия друг с другом или со свободно организованной матрицей окружающей среды. Системы на этом уровне рассмотрения называют экосистемами, и экология несомненно является биологией экосистем» (Р. Маргалеф).
   «В буквальном смысле экология - это «наука о местообитании». Существует довольно много определений экологии, однако подавляющее большинство современных экологов считает, что современная экология - это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосзязи между организмами и средой, в которой они обитают» (Р. Дажо).
   «...Экология становится все более цельной дисциплиной, которая связывает естественные и гуманитарные науки» (Ю. Одум).
   «Экологию мы понимаем как синоним науки, изучающей в переводе с греческого «собственный дом». Именно в таком контексте мы говорим об экологии человека, экологии общества, когда домом человечества становится не только природа, его непосредственно окружающая, но и вся биосфера. Качество экологической обстановки мы видим в соответствии условий, определяемых окружающей средой, потребностям общества и, прежде всего, здоровью населения, возможностям его стабильного существования» (H.H. Моисеев). «Люди не могут отдать экологию на откуп специалистам, как это происходит с другими дисциплинами; все явственней они будут ощущать необходимость в применении этих специальных знаний в повседневной действительности. Они должны понять, что господство жизни над физической средой обеспечивается, с одной стороны, разнообразием живых существ и их взаимоотношений, а с другой - координированностью биологических явлений» (П. Дювиньо, М. Танг).
   «Экология - область знания, рассматривающая совокупность предметов и явления с точки зрения объекта (живого, с участием живого, в том числе человека), принимаемого за центральный в этой совокупности» (Н.Ф. Реймерс).
   Таким образом, при определении экологии можно отметить некоторые общие положения:
   1) это наука, изучающая отношения организмов к окружающей среде, взаимодействие организмов со средой;
   2) наука об исследованиях систем (популяция, экосистема);
   3) совокупность проблем взаимодействия общества и природы;
   4) наука о строении и функциях природы.
   Отсюда можно сделать вывод, что экология - это прежде всего наука, изучающая отношения организмов между собой и окружающей средой, между которыми возникает множество разнообразных связей. Организмы же благодаря этим связям существуют в природе не как хаотичные скопления, а образуют определенные сообщества - надорганизменные системы. К надорганизменным системам относятся популяции, биоценозы, экосистемы и биосфера (о них речь пойдет ниже). Поэтому можно дать следующее определение экологии: экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей их природной средой, а также структуру и организацию биологических систем различного уровня (популяции, биоценозы, экосистемы).
   Объекты изучения современной экологии составляют как бы трехступенчатое сооружение. В основании, на первой ступени, находятся отдельные особи. Выше располагаются популяции и сообщества, последнюю ступень занимают экосистемы. Каждая такая ступень характеризуется своими структурными и функциональными характеристиками. Таким образом, объектами изучения экологии являются как отдельные организмы, так и (в большей степени) экологические системы различной сложности - популяции, сообщества в определенных средах обитания, развивающиеся и действующие по своим законам.
   Центральным разделом экологии является изучение экосистем, которые, по сути, являются тем, что мы обычно называем окружающей нас природой. В отличие от популяции или сообщества экологическую систему можно считать самостоятельным объектом - в ней имеется все, что необходимо для ее существования. Поэтому экосистемы являются главным предметом экологии. Так как все живое организовано в экосистемы (вся биосфера в целом - это тоже экосистема высокого уровня), то человек также оказывается включенным в многочисленные экологические взаимосвязи. Экология изучает взаимосвязи: между организмами (включая пищевые и непищевые взаимосвязи); между организмами и средой их обитания; взаимосвязи внутри надорганизменных систем.
   Наряду с многочисленными определениями экологии, которые предложили ученые различных биологических (и небиологических) дисциплин, получило распространение предложенное известным литературоведом, академиком Д.С. Лихачевым выражение «экология культуры». Конечно, такой взгляд на экологию вполне правомерен, поскольку, в конечном счете, она - часть общечеловеческой культуры. Лихачев писал: «Человек - часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы «самосознание вселенной», лишает смысла существования не только человека, но и все сущее, все мироздание... Такую обезглавленную природу не будет смысла охранять. И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части природы и части культуры».
   Д.С. Лихачев всегда подчеркивал, что экология - проблема нравственная. И хотя такая связь между экологией и нравственностью, казалось бы, понятна сама собой, в то же время она требует раскрытия. Человек остается один в лесу или в поле. Он может натворить бед, и единственное, что сдерживает его (если сдерживает), - это нравственное сознание, чувство ответственности, совесть. Но и человечество в целом, в нынешнем его осознании, также существует «наедине с природой».
   На глобальном форуме по защите окружающей среды и развитию в целях выживания (Москва, 1990) выступала представительница коренного населения Америки, старейшина народности онондага конфедерации ирокезов Одрей Тенандоа. Она сказала: «В языке ирокезов нет слова «природа». Нет потому, что наши люди не отделяли себя от природы, ощущали неразрывность с ней. Мы находимся на равных правах со всеми животными и растениями. Всем людям вместе надо хранить это неразрывное единство природы».
   Д.С. Лихачев пишет: «...Разработка проблемы нравственного отношения к живой и «мертвой» природе даже не начиналась. Здесь необходима ясная и всеми признаваемая философия экологии, исходя из которой будет строиться и этика экологии. ...Экология, с моей точки зрения, состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека. Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями культуры».
   Не означает ли это, что только от нравственности человечества зависит его отношение к окружающему миру, к природе в частности? Но ведь совесть одного человека - нечто реальное при всей ее неопределенности, а совесть человечества как единого целого - это абстракция. Следовательно, все не так просто.
   Вряд ли стоит протестовать против всех приведенных употреблений слова «экология», тем более что служат они в высшей степени благородным задачам сохранения природы и культуры, а в конечном счете гармоничному развитию человеческой личности и, возможно, всей биосферы. Уже сейчас мы поняли, что жизнь (не только человека) сама по себе достойна того, чтобы ее охранять.

 
< Пред.   След. >