YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Информатика (Ю.А. Горяев) arrow 9.1. Устройства ввода информации
9.1. Устройства ввода информации

9.1. Устройства ввода информации

   К устройствам ввода информации относятся:
   • клавиатура;
   • графические планшеты (дигитайзеры);
   • сканеры (читающие автоматы);
   • устройства указания (графические манипууляторы);
   • сенсорные экраны.
   1. Клавиатура персонального компьютера
   Клавиатура компьютера - устройство для ввода информации в компьютер и подачи управляющих сигналов. Содержит стандартный набор клавиш печатной машинки и некоторые дополнительные клавиши - управляющие и функциональные клавиши, клавиши управления курсором и малую цифровую клавиатуру.
   Все символы, набираемые на клавиатуре, немедленно отображаются на мониторе в позиции курсора (курсор - мерцающая вертикальная черта на экране монитора, указывающий позицию, на которой будет отображаться следующий вводимый с клавиатуры символ).
   Наиболее распространена сегодня клавиатура c раскладкой клавиш QWERTY (читается «кверти»), названная так по клавишам, расположенным в верхнем левом ряду алфавитно-цифровой части клавиатуры: Такая клавиатура имеет 12 функциональных клавиш, расположенных вдоль верхнего края. Нажатие функциональной клавиши приводит к посылке в компьютер не одного символа, а целой совокупности символов. Функциональные клавиши могут программироваться пользователем. Например, во многих программах для получения помощи (подсказки) задействована клавиша F1, а для выхода из программы - клавиша F10.
   Клавиатура, кроме кнопок для ввода буквенной символики, имеет еще управляющие клавиши. Управляющие клавиши имеют следующее назначение:
   • Enter - клавиша ввода;
   • Esc (Escape - выход) клавиша для отмены каких-либо действий, выхода из программы, из меню и т.п.;
   • Ctrl и Alt - эти клавиши самостоятельного значения не имеют, но при нажатии совместно с другими управляющими клавишами изменяют их действие;
   • Shift (регистр) - обеспечивает смену регистра клавиш (верхнего на нижний и наоборот);
   • Insert (вставлять) - переключает режимы вставки (новые символы вводятся посреди уже набранных, раздвигая их) и замены (старые символы замещаются новыми);
   • Delete (удалять) - удаляет символ с позиции курсора;
   • Back Space или — удаляет символ перед курсором;
   • Home и End - обеспечивают перемещение курсора в первую и последнюю позицию строки, соответственно;
   • Page Up и Page Down - обеспечивают перемещение по тексту на одну страницу (один экран) назад и вперед, соответственно;
   • Tab - клавиша табуляции, обеспечивает перемещение курсора вправо сразу на несколько позиций до очередной позиции табуляции;
   • Caps Lock - фиксирует верхний регистр, обеспечивает ввод прописных букв вместо строчных;
   • Num Lock на малой цифровой клавиатуре используется для переключения двух режимов - ввода чисел и управления курсором.
   • Print Screen - обеспечивает печать информации, видимой в текущий момент на экране.
   Длинная нижняя клавиша без названия - предназначена для ввода пробелов.
   Клавиши ↑,↓, и ←,→ служат для перемещения курсора вверх, вниз, влево и вправо на одну позицию или строку.
   Клавиатура содержит встроенный микроконтроллер (местное устройство управления), который выполняет следующие функции:
   • последовательно опрашивает клавиши, считывая введенный сигнал и вырабатывая двоичный скан-код клавиши;
   • управляет световыми индикаторами клавиатуры;
   • проводит внутреннюю диагностику неисправностей;
   • осуществляет взаимодействие с центральным процессором через порт ввода-вывода клавиатуры.
   Клавиатура имеет встроенный буфер - промежуточную память малого размера, куда помещаются введенные символы. В случае переполнения буфера нажатие клавиши будет сопровождаться звуковым сигналом - это означает, что символ не введен (отвергнут). Работу клавиатуры поддерживают специальные программы, «зашитые» в BIOS, а также драйвер клавиатуры, который обеспечивает возможность ввода русских букв, управление скоростью работы клавиатуры и др.
   2. Графические планшеты
   Дигитайзер - устройство для преобразования готовых изображений (чертежей, карт) в цифровую форму. Представляет собой плоскую панель - планшет, располагаемую на столе, и специальный инструмент - перо, с помощью которого указывается позиция на планшете. При перемещении пера автоматически выполняется считывание координат его месторасположения и ввод этих координат в компьютер.
   3. Читающие автоматы
   Сканер - устройство для ввода в компьютер графических изображений. Создает оцифрованное изображение документа и помещает его в память компьютера.
   Если принтеры выводят информацию из компьютера, то сканеры, наоборот, переносят информацию с бумажных документов в память компьютера. Существуют ручные сканеры, которые прокатывают по поверхности документа рукой, и планшетные сканеры, по внешнему виду напоминающие копировальные машины.
   Если при помощи сканера вводится текст, компьютер воспринимает его как картинку, а не как последовательность символов. Для преобразования такого графического текста в обычный символьный формат используют программы оптического распознавания образов.
   4. Устройства указания
   Графические манипуляторы предназначены для ввода графической информации на экран монитора путем управления движением курсора по экрану с последующим кодированием координат курсора и вводом их в компьютер (мышь, джойстик, трекбол).
   Манипуляторы (мышь, джойстик и др.) - это специальные устройства, которые используются для управления курсором.
   Мышь имеет вид небольшой коробки, полностью умещающейся на ладони. Мышь связана с компьютером кабелем через специальный блок - адаптер, и ее движения преобразуются в соответствующие перемещения курсора по экрану дисплея. В верхней части устройства расположены управляющие кнопки (обычно их три), позволяющие задавать начало и конец движения, осуществлять выбор меню и т.п.
   Джойстик - обычно это стержень-ручка, отклонение которой от вертикального положения приводит к передвижению курсора в соответствующем направлении по экрану монитора. Часто применяется в компьютерных играх. В некоторых моделях в джойстик монтируется датчик давления. В этом случае, чем сильнее пользователь нажимает на ручку, тем быстрее движется курсор по экрану дисплея.
   Трекбол - небольшая коробка с шариком, встроенным в верхнюю часть корпуса. Пользователь рукой вращает шарик и перемещает, соответственно, курсор. В отличие от мыши, трекбол не требует свободного пространства около компьютера, его можно встроить в корпус машины.
   5. Сенсорные экраны
   Общение с компьютером осуществляется путем прикосновения пальцем к определенному месту чувствительного экрана. Этим выбирается необходимый режим из меню, показанного на экране монитора. (Меню - это выведенный на экран монитора список различных вариантов работы компьютера, по которому можно сделать конкретный выбор.) Сенсорными экранами оборудуют рабочие места операторов и диспетчеров, их используют в информационно-справочных системах и т.д.

 
< Пред.   След. >