YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История России с древнейших времен до конца XX века (И.М. Николаев и др.) arrow Павел I (1796–1801)
Павел I (1796–1801)

Павел I (1796–1801)

   Короткое царствование Павла Петровича отличалось тем, что он во многом стремился действовать вопреки политике своей матери. Екатерина не любила сына и даже строила планы сделать императором своего внука Александра в обход Павла.
   Став царем, Павел отстранил от службы большинство сподвижников Екатерины. Ему представлялось возможным пресечь все пороки екатерининского времени, “навести дисциплину” в дворянском сословии, облегчить налоговое бремя народа. Однако его царствование - пример того, как далеко расходятся замыслы и реальная действительность. Сохраняя добрую память о своем отце (Петре III), Павел ввел в армии прусские порядки, которые едко высмеивал А.В. Суворов. Страх перед Французской революцией заставлял царя проводить социальную политику, направленную на укрепление самодержавия. Равное бесправие всех сословий пред монархом казалось ему важным условием укрепления своей власти. Павел ограничил привилегии дворянства (самоуправление, свободный выезд за границу и въезд в Россию, освобождение от телесных наказаний и т. д.). Представление Павла о крестьянском благополучии было связано с нахождением крестьян под властью помещиков. Мелочная регламентация всего и вся в годы правления Павла временами достигала абсурда: он запретил употреблять слова, напоминавшие о Французской революции (гражданин, клуб, отечество и т. п.); специальным указом императора жители города должны были гасить свет в определенное время; запрещено было танцевать вальс, носить бакенбарды и т. п.
   Только один закон Павла имел важные последствия для государственной власти и страны. В 1797 г. было принято “Учреждение об императорской фамилии”, которое регламентировало порядок наследования престола (от отца к старшему сыну). Кроме того, следует отметить деятельность “Комиссии для составления законов Российской империи”, преобразованной из бездействующей екатерининской комиссии. Перед ней была поставлена задача упорядочить российское законодательство. За время правления Павла I этой комиссией был собран обширный законодательный материал и составлены предварительные планы кодификации законов.
   Крутые повороты во внутренней и внешней политике, ограничения привилегий дворянства вызвали недовольство Павлом, прежде всего в петербургском обществе. Один за другим зрели заговоры. Наконец, в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. группа заговорщиков убила царя. Императором стал старший сын Павла - Александр, знавший о заговоре против отца.

   МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

   Большинство дореволюционных историков определяли этот период как “царство страха”, когда борьба с сословными привилегиями привела к резкому ограничению элементарных человеческих прав, а порядок и дисциплина зависели от каприза самодержца. Политику Павла характеризовали как желание все делать наперекор Екатерине. Ряд историков даже считали Павла Петровича сумасшедшим (С.Ф. Платонов, М.К. Любавский и др.). Хотя высказывался и прямо противоположный взгляд. Д. А. Милютин отмечал значение военных реформ Павла в наведении порядка в управлении армией. М.В. Клочков рисовал облик Павла как благородного рыцаря, защитника простого народа, которого невзлюбило дворянство. Некоторый романтический флер личности Павла придавало его увлечение средневековым рыцарством, а также прямые аналогии между ним и шекспировским Гамлетом (“русский Гамлет” - это о нем).
   Советская историография, отмечая эксцентричность в поведении Павла, отвергая дореволюционную точку зрения на широкий характер репрессий в отношении дворянства, в целом считала правительственную политику того времени продолжением прежней, продворянской и крепостнической, хотя и несколько иными средствами (СБ. Окунь). Н.Я. Эйдельман называл политику Павла “непросвещенным абсолютизмом”.
   Ряд современных историков (Е.В. Анисимов, Е.В. Каменский) политику Павла рассматривают как противоречивую, а самого императора - как одну из самых загадочных фигур русской истории. Появились и явно апологические работы, например, ГЛ. Оболенского.

 
< Пред.   След. >