YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Информатика (Под общ. ред. А.Н. Данчула) arrow 2.5.3. Мыши, трекболы, дигитайзеры
2.5.3. Мыши, трекболы, дигитайзеры

2.5.3. Мыши, трекболы, дигитайзеры

   Мыши, трекболы и дигитайзеры являются ручными манипуляторами и подключаются к последовательному порту ПК. При перемещении манипулятора по столу (или планшету) синхронно с ним по экрану монитора перемещается курсор. Почти все манипуляторы имеют кнопки, используемые для фиксации конкретной позиции экрана. Эти устройства подразделяются на две категории: относительные и абсолютные (см. рис. 2.26). В абсолютных манипуляторах при перемещении указателя на некоторую точку получают ее представление в виде конкретной позиции экрана или конкретного выбора меню (например, если нужно выбрать центр экрана, т. е. курсор поместить в центр экрана монитора, то достаточно переместить указатель дигитайзера на центр планшета).

Рис. 2.26. Ручные манипуляторы 

Рис. 2.26. Ручные манипуляторы

   В относительном манипуляторе нельзя указывать абсолютные позиции. Здесь перемещение экранного указателя на некоторое расстояние относительно его текущей позиции возможно получить путем перемещения указателя манипулятора на то же относительное расстояние. Например, при использовании мыши если нужно передвинуть курсор в центр экрана, то, видя текущую позицию курсора, необходимо передвинуть мышь из текущей позиции в таком направлении, при котором курсор будет передвигаться к центру. Мышь стала наиболее распространенным последовательным устройством из устройств указанного типа в связи с ростом популярности графических интерфейсов пользователя, дающих возможность инициализации команд без длинного ввода их с клавиатуры. Выбором мышью соответствующего объекта (пиктограммы, символа или пункта меню) на экране и щелчком (или двойным щелчком) на нем клавишей (устройством ввода мыши, которое находится на ней) этот объект становится управляемым и делает клавиатуру почти ненужной. Функциональное назначение клавиш (у большинства мышей — по две, а у некоторых — более трех) различно и зависит от выполняемого задания. Если установить указатель на объект, нажать на левую клавишу мыши и, не отпуская ее, перемещать мышь, то объект будет соответствующим образом перемещаться по экрану. Если же произвести двойной щелчок на этом объекте, то он станет активным. Функции клавиш можно переопределять.
   Качество мыши определяется ее разрешением, которое измеряется числом точек на дюйм (DPI — Dot Per Inch). Например, если мышь имеет разрешение 900 DPI и мы ее передвигаем вправо на 1 дюйм, то привод (см. ниже) мыши получает через микроконтроллер информацию о смещении на 900 единиц вправо. Нормальное разрешение мыши лежит в диапазоне от 200 до 900 DPI.
   Манипуляторы связываются с ПК посредством соответствующих драйверов (программ управления). Семейство мышей, использующих системную шину, называется Bus Mouse. Обычно в комплект поставки такой мыши входит карта расширения, которая устанавливается в свободный слот и в тыльную часть которой подключается сама мышь. Эти мыши не занимают последовательного порта, но и стоят они дороже. Так как сигнал от мыши поступает непосредственно через шину, нет необходимости конфигурировать адрес порта ввода-вывода и номер прерывания.
   Мыши по типу их устройств и способу функционирования разделяются на оптико-механические, оптические и «бесхвостые» (инфракрасные мыши и радиомыши).
   Мышь перемещается по поверхности стола или специального коврика. У механической мыши движение фиксируется механически и связано с перемещением частей устройства. Внутри корпуса размещается маленький каучуковый шарик, который соприкасается с поверхностью стола (коврика) и при движении мыши вращается в любом направлении (в зависимости от движения). Два ролика, соприкасающиеся с этим шариком, также вращаются вокруг своих осей. Они обычно монтируются под углом 90° относительно друг друга. Эти ролики могут вращаться только по направлению часовой или против часовой стрелки. Фактически ролики преобразуют произвольное движение шарика в движение в двух взаимоперпендикулярных направлениях (X и Y). Электронная схема, размещенная внутри корпуса, преобразует вращения роликов в электрические импульсы, передаваемые в ПК с помощью кабеля («хвоста» мыши). Кроме того, указанная электронная схема соответствующим образом реагирует на нажатие кнопок мыши.
   Внутри корпуса оптической мыши находятся две пары светодиодов и фотоэлементов (фотоэлементная пара). Один светодиод обычно излучает красный свет, а другой — инфракрасный. Фотоэлемент же улавливает свет определенной частоты (один фотоэлемент мыши улавливает красный свет, а другой — инфракрасный). Светодиоды монтируются под углом к фотоэлементу. Для работы с этой мышью применяется специальный коврик серебристого цвета, покрытый тонкой сеткой, состоящей из цветных горизонтальных (синего цвета) и вертикальных (серого цвета) линий. Когда мышь устанавливается между линиями сетки, блестящая поверхность коврика отражает красные и инфракрасные лучи из светодиодов, а фотоэлементы улавливают эти лучи. Но при помещении мыши на синюю линию красный цвет поглощается и чувствительный к красному свету элемент утрачивает сигнал. Аналогично при перемещении мыши на серую линию инфракрасный цвет поглощается и сигнал на инфракрасном фотоэлементе теряется. При перемещении мыши по коврику фотоэлементы поочередно обнаруживают соответствующие им источники света. Следовательно, сигнал из чувствительного к красному цвету фотоэлемента представляет движение в направлении оси X (или другой оси Y). Эти сигналы передаются в ПК, где драйвер их использует для управления движением курсора на экране. В остальном все происходит так же, как в механической мыши.
   «Бесхвостые» мыши (инфракрасные) для передачи сигналов используют приемник инфракрасного излучения, который кабелем соединяется с ПК и располагается или на ПК, или где-то рядом (при этом нельзя загораживать излучатель такой мыши посторонними предметами). Преимуществом является свободное передвижение мыши. Передача информации от мыши может осуществляться также посредством радиосигнала.
   Трекбол схож с перевернутой механической мышью с той разницей, что шарик мы крутим вручную.
   В компьютерных играх широко используются как устройства ввода джойстики (цифровые, аналоговые). Это ручка, применяемая для лётных имитаторов или для игр, в которых оживленные объекты должны перемещаться точно с изменением положения ручки (влево, вправо, вверх, вниз, направо или налево вполоборота, наискосок вниз или вверх) и имеется кнопка со статусом «огонь». Перечисленные в скобках первые четыре положения ручки относятся к цифровым джойстикам, а все совокупности — к аналоговым джойстикам.
   Дигитайзер — это абсолютное устройство. Это значит, что для выбора некоторой позиции на экране необходимо указателем дигитайзера выбрать соответствующую точную точку на планшете. Дигитайзер состоит из двух частей: планшета и наводчика (puck) или пера. Планшет — это плоский прямоугольник позиционирования, а наводчик или перо — устройство управления позицией. Наводчик похож на мышь и имеет перекрестную мишень выбора необходимой позиции на планшете и набор кнопок. Перо похоже на авторучку с кнопками, которая на одном конце имеет переключатель (при нажатии наконечником в выбранной точке на поверхности планшета эта точка активизируется). За каждой кнопкой, как наводчика, так и пера, можно закрепить определенные действия (COPY, SAVE и др.). Гибкость выполнения такого назначения зависит от программируемости драйвера устройства. Планшет подключается к последовательному порту, а наводчик или перо — к планшету. Планшеты могут иметь различные размеры (форматы А2, A3 и т. д.).
   В зависимости от устройства планшета и способа фиксации выбранной позиции различают следующие виды дигитайзеров: электромагнитные (активная область планшета содержит проволочную сетку с одинаковыми промежутками, используемую для электронного декодирования); резистивные (вместо проволочной сетки используется тонкий слой пленки); акустические (они не имеют планшета и основаны на принципе эхолокации).

 
< Пред.   След. >