YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История России с древнейших времен до конца XX века (И.М. Николаев и др.) arrow Культура Киевской Руси
Культура Киевской Руси

Культура Киевской Руси

   Для Киевской Руси был характерен высокий, по средневековым меркам, уровень развития культуры.
   Славянская письменность, алфавит, созданные Кириллом и Мефодием во второй половине IX в., уже в X в. распространяются на Руси. Так, договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках - греческом и славянском. В начале XI в. грамотность проникает в среду феодалов. Особенно яркой в этом отношении была личность Ярослава Мудрого. Он создал княжеские мастерские по переписке книг, собрал большую библиотеку в Софийском соборе Киева. Об уровне образования жителей Киевской Руси свидетельствуют новгородские берестяные грамоты. К XI в. относятся первые дошедшие до нас древнерусские книги - “Изборники”, сделанные для сына Ярослава Мудрого. Зарождается древнерусская литература. Возникает летописание - древнейший летописный свод “Повесть временных лет” создан около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Он был не только летописцем, но и талантливым писателем - “Жития Феодосия”, основателя Киево-Печерской обители, а также “Чтения о житии и о погублении Святых Бориса и Глеба”. Патриотические чувства проявились в деятельности Илариона, первого киевского митрополита из славян. В своем “Слове о законе и благодати” он восхваляет не только князя Владимира, но и красоту русской земли. Выдающимся памятникам древнерусского литературного творчества является “Слово о полку Игореве”. Это произведение посвящено походу новго-род-северского князя Игоря на половцев в 1185 г. Основная идея автора этого произведения - необходимость единения русских земель, преодоления междоусобиц. Новая тема возникла в русской письменности в связи с Батыевым нашествием. Первый отклик на это бедствие -“Слово о погибели Русской земли”. Свидетелем нашествия был неизвестный автор “Повести о разорении Рязани Батыем”. В этих произведениях слышен призыв к сопротивлению неприятелю.
   Устное творчество. Необходимо отметить, что культура Киевской Руси включает не только христианские (византийские) традиции, но и более древние - языческие. Основу этих древних культурных традиций составляло устное творчество (фольклор). Больше всего сведений сохранилось о былинах, в которых нашли отражение конкретные исторические факты и персонажи. Наиболее известным является героический былинный цикл, воспевающий народных героев, защитников Руси - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича и др. Развитие устного творчества никогда не прерывалось и на протяжении веков было одним из немногих светских факторов влияния на развитие культуры.
   Архитектура. К сожалению, многие памятники архитектуры Киевской Руси не сохранились. Каменное строительство началось на Руси в конце X в., после принятия христианства. У восточных славян не было опыта возведения каменных построек, поэтому первые каменные здания созданы византийскими мастерами. Большинство памятников древнерусского зодчества - церкви. Как же был устроен храм тех времен? В сознании наших предков он олицетворял вселенную. Не случайно на главках церквей нередко изображали звезды на синем фоне. Под куполом-небом разворачивалось литургическое действо. Византийская традиция была связана с крестово-купольной конструкцией церковных сооружений - это два свода, которые пересекаются под прямым углом (в плане эти своды образуют крест). На месте пересечения сводов водружался купол на световом барабане. Своды и купола поддерживались арками на мощных столбах. Чем обширнее храм, тем больше в нем было опорных столбов. В Киевской Софии было более 40 внутренних опор. Храм делился на нефы. Верхние части стен храма снаружи завершались полукруглыми закомарами. Венчали храм купола. Их форма в русском зодчестве менялась. В Киевской Руси купола были яйцевидные (заимствованные из Византии, примеры - Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве) и шлемовидные (Новгородская София). Храм всегда ставился алтарем на восток. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам - полукруглым выступам, где размещается алтарь. В древней Руси был распространен так называемый перспективный портал - несколько вставленных друг в друга и уходящих вглубь стен арок на колоннах.
   В 989 г. князь Владимир I заложил в Киеве Десятинную церковь - это был первый опыт каменного строительства на Руси. При Ярославе Мудром был построен сохранившийся до наших дней Софийский собор в Киеве. В это же время храмы, посвященные святой Софии, были построены в Новгороде и Полоцке. В качестве основного строительного материала использовался тонкий кирпич - плинфа, а раствор, скреплявший эту плинфу, был необычайно прочным.Иной характер имела архитектура Ростово-Суздальской земли, где главным строительным материалом был белый известняк. Особого размаха строительство достигло здесь при Андрее Боголюбском. Во Владимире были воздвигнуты Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота и др. Шедевром древнерусской архитектуры Северо-Восточной Руси считается церковь Покрова на Нерли. Для архитектуры этой части Руси характерна резьба по камню (выступающие пилястры, барельефы). Памятники зодчества конца XII - начала XIII в. отличаются декоративностью, нарядностью. Ярким примером является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой по камню.
   Изобразительное искусство. Изобразительное искусство Руси в основном носило церковный, культовый характер. Это хорошо видно на примере Софийского собора в Киеве. Стены его украшен фресками и мозаикой. В соборе сохранились не только религиозные изображения, но и бытовые сценки: изображение семейства Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота на медведя и т. д. Почиталась в Древней Руси и икона. Древнейший сохранившийся памятник иконописи - икона Владимирской богоматери.
   Ремесленное производство. Высокого развития достигло литейное и кузнечное дело, а также ювелирное искусство. Древнерусские “златокузнецы”, используя сложнейшие ювелирные технологии - скань, зернь, перегородчатую эмаль, - создавали красивейшие украшения, ценившиеся во многих странах.

 
< Пред.   След. >