YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Экономическая теория (А.И. Попов) arrow 23.4. Перераспределение доходов. Социальная защита и социальная справедливость. Противоречие между эффективностью и социальной справедливостью
23.4. Перераспределение доходов. Социальная защита и социальная справедливость. Противоречие между эффективностью и социальной справедливостью

23.4. Перераспределение доходов. Социальная защита и социальная справедливость. Противоречие между эффективностью и социальной справедливостью

   Проблема перераспределения доходов. Известно, что рынок не гарантирует право на труд, на доход, на образование, не обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения. В результате возникает необходимость государственного вмешательства в сферу распределения и перераспределения доходов.
   Однако при перераспределении совокупного дохода положение осложняется тем, что всякая попытка улучшить состояние любого потребителя по сравнению с равновесным, согласно принципу оптимальности по Парето, неизбежно приводит к ухудшению состояния какого-либо другого потребителя.
   В. Парето считал, что увеличение минимального дохода и сокращение неравенства в распределении возможно лишь в том случае, если общая сумма доходов возрастает быстрее, чем население. В результате можно сделать вывод о том, что любое перераспределение, направленное на максимизацию общей полезности в текущем периоде, неизбежно приведет к ее снижению в будущем. В этих условиях равновесность соотношения между экономической эффективностью и перераспределением доходов сводится к избранию таких форм и способов перераспределения, которые минимизировали бы влияние перераспределительных процессов на эффективность и одновременно максимизировали бы их позитивный результат, связанный с повышением благосостояния, путем сокращения социального расслоения общества и уменьшения численности бедных.
   Социальная справедливость. Противоречие между эффективностью и социальной справедливостью.
   Социальная справедливость - сложное и неоднозначное понятие. В экономической науке единого ее определения пока не сложилось.
   В философии в самом общем виде социальная справедливость характеризуется как категория, которая предполагает экономическое, политическое и культурное (производство, распределение и потребление духовных благ) равенство. Но и такой подход не дает четких параметров определения данной категории.
   Это обусловлено тем, что социальная справедливость связана со многими сферами жизнедеятельности человека. Экономические процессы в своем развитии тесно переплетаются с духовными и нравственными основами; с историческими особенностями; национальными традициями; природными условиями. Уровень социальной справедливости зависит не только от экономического развития общества, но и от политических, исторических, социально-психологических факторов.
   В этих условиях установление оптимальных размеров вмешательства государства в распределительные процессы связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью, между стимулированием производства и социальным расслоением общества, которое при определенном уровне вызывает обострение социальных конфликтов. Смягчающее социальную несправедливость воздействие государства можно подразделить на текущее вмешательство в распределительные процессы и базовое преобразование распределительных отношений в виде альтернативных взглядов на социальную справедливость.
   Текущее вмешательство государства в распределительные процессы.
   Формой разрешения противоречия в текущем периоде выступает перераспределение продуктов и услуг: трансфертные платежи; государственные программы помощи в виде содержания престарелых и нетрудоспособных; обеспечение образования; оказание бесплатной медицинской помощи.
   Текущее государственное вмешательство в перераспределительные процессы можно свести в три основных направления:
   1. Перераспределение совокупного дохода осуществляется в зависимости от трудового вклада каждого работника с учетом размера удовлетворенных потребностей.
   2. Перераспределение не связывается с трудовым вкладом, и размер выплат устанавливается от размера потребностей. К таким выплатам относятся пособия многодетным и одиноким матерям; дотации на содержание детей в детских учреждениях, школах-интернатах; оплата специализированных видов лечения и т. д.
   3. «Специфические выплаты» в виде льгот и услуг, предоставляемые населению непосредственно в натуральной форме через специализированные учреждения непроизводственной сферы. Такие «дополнительные доходы» предоставляются независимо от затрат индивидуального труда и только тем, кто в них нуждается (бесплатная медицинская помощь, оказываемая страдающим хроническими заболеваниями; предоставление бесплатных услуг школьникам, многодетным матерям и т. д.).
   К альтернативным взглядам на социальную справедливость относятся определенные способы перераспределения доходов в виде базовых преобразований перераспределения с учетом не только экономических, но и политических, исторических и национальных норм жизни. Можно выделить четыре альтернативных взгляда на социальную справедливость (табл. 23.1).

Таблица 23.1. Альтернативные взгляды на социальную справедливость

Таблица 23.1. Альтернативные взгляды на социальную справедливость

   Эгалитарный подход предполагает полное равенство равного распределения благ между членами общества.
   Роулсианский подход. Американский философ Дж. Роулс наиболее справедливым считает такое распределение, которое максимизирует полезность наименее обеспеченных членов общества. По его мнению, относительное экономическое неравенство допустимо в том случае, если оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейших слоев населения. П. Хейне придерживается противоположного мнения. Он считает, что перераспределение доходов в пользу бедных людей может привести к такому положению, при котором в результате усилий государства по борьбе с бедностью число людей, относимых к категории бедных, может возрасти (Хейне П. Экономический образ мышления. - М., 1993. - С. 376-379).
   В соответствии с утилитарным подходом товары и услуги необходимо распределять, максимизируя общую полезность всех членов общества. Основоположником доктрины утилитаризма является И. Бентам, выдвинувший принцип наибольшего счастья для наибольшего количества членов общества. При этом с утилитарной точки зрения больше благ желательно дать тем, кто сумеет больше ими насладиться. Если бы все люди были одинаковы, то утилитарный принцип совпал бы с эгалитарным.
   Рыночный подход заключается в том, что рыночное распределение доходов предполагает соответствие между доходами, получаемыми владельцами факторов производства, и доходами, создаваемыми за счет этих факторов, полученных от каждого фактора его владельцем. Сторонники этого подхода исходят из того, что равное распределение ресурсов может лишить стимулов к труду наиболее продуктивных членов общества. Поэтому рыночный подход допускает существенное неравенство в распределении доходов.
   В современных условиях в некоторых странах неравенство в доходах достигло огромных размеров. Снижение степени дифференциации доходов достигается путем вмешательства государства в перераспределительные процессы. Их масштабы в разных странах являются неодинаковыми. Общепризнано, что наиболее значительных объемов достигло перераспределение совокупных доходов в Швеции. В этой стране валовой доход 10 % домашних хозяйств высшей группы в 100 раз превышает доходы низших 10 % населения. Но если взять располагаемый доход, т. е. доход после уплаты налогов и получения трансфертных платежей, то разница в доходах между высшей и низшей группами домашних хозяйств составит уже не стократный разрыв, а только четырехкратный (Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. - М., 1991. - С. 110). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что вмешательство государства в распределительные процессы позволяет достичь весьма существенного сокращения разрыва в доходах различных слоев населения и обеспечить стабильный уровень развития экономики.

 
< Пред.   След. >