YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История мировой экономики (Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой) arrow 12.1. Эпоха раннего феодализма (V-X вв.)
12.1. Эпоха раннего феодализма (V-X вв.)

12.1. Эпоха раннего феодализма (V-X вв.)

   Аллод свободного германца
   На территории Германии формирование предпосылок будущего феодального строя происходило на основе расслоения общины—марки, дифференциации свободных общинников и постепенного подчинения их родовой и служилой знати.
   К концу I в. н. э. у германских племен продолжала сохраняться коллективная собственность на землю, но она находилась в пользовании отдельных “больших семей”, состоявших обычно из трех поколений родственников. Периодически производились переделы пахотной земли, но приусадебная земля, на которой стоял дом общинника, видимо, уже являлась его собственностью. Зародышевыми элементами будущего феодального строя, которые впоследствии развивались и крепли на протяжении нескольких веков, являлись также дружинный строй германских племен, наличие свободных, вольноотпущенников и рабов, постепенное формирование патронатных отношений. Правда, раб здесь напоминал скорее крепостного или слугу.
   В последующие века процесс дифференциации родопле-менной общины углубляется. На базе значительных племенных групп возникают более или менее крупные народы: у устьев Рейна — фризы, по нижнему Рейну — франки, по среднему и верхнему Рейну — аллеманы, между средним Дунаем и Северным морем, на востоке от Рейна — бавары, лангобарды, саксы и др. В итоге на основе племенных княжеств возникли герцогства: Швабия, Бавария, Франкония, Саксония, Лотарингия, Фризия. Углубление расслоения связано и с завоевательными походами в пределы Поздней Римской империи, где избираемые на время похода германские короли и герцоги получали земли римских собственников, а также с распространением христианства.
   Заключительным этапом превращения родоплеменной общины в соседскую, территориальную, определившим неизбежность установления нового, феодального строя, было возникновение аллода. Это означало, что пахотная земля, бывшая ранее собственностью общины—марки, стала наследственным, хотя и не безусловным владением отдельных семей, которую они могли свободно отчуждать путем купли-продажи и другими способами.
   Примером послужила не только римская частная собственность на землю, но и прежде всего собственный германский опыт. Так, в тесных долинах Бергского округа, на узких возвышенностях между болотами в Вестфалии, в большинстве альпийских долин рельеф местности изначально обусловил практику передачи земель в наследственное пользование. С возникновением права передачи усадьбы третьим лицам и в других районах Германии разворачивается борьба за превращение пахотных земель в свободно отчуждаемую индивидуально-семейную собственность, что выразилось в отказе от переделов пахотных земель.
   Баварская и Саксонская “Правды”
   О подобном развитии процесса, происходящего в разных германских землях с разной скоростью, свидетельствуют многочисленные германские “Правды” — записи обычного права германских племен, составленные между V и IX вв., а также исследования ученых, в том числе работы Ф. Энгельса “Марка”, “К истории древних германцев”, “Франкский период”*.
--------------------------------------------------
   * См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.
    
   В частности, в одном из ценнейших памятников VI— VIII вв. в “Баварской Правде” еще просматриваются кровнородственные связи, особая система родства и другие институты родового строя. В случае, если бавар не имел родни, виру (вергельд) получал герцог или патрон, т. е. тот, кому убитый коммендировался (вручал себя) при жизни. В системе штрафов и пеней наряду с уплатой в пользу родственников большую роль играл взнос в пользу фиска. И главное — у баваров, имевших малые семьи, глава был свободным общинником, членом мар-кового союза и собственником аллода.
   Аллод свободного бавара как доля в общине-марке уже являлся товаром: земля могла покупаться и дарится. Запрещалось лишь принуждение к продаже и дарению, но этот запрет оставался только на бумаге. Доказать принуждение к дарению или продаже было весьма непросто.
   Баварское общество достигло значительной дифференциации. Наряду с весьма зажиточными общинниками, владевшими десятками рабов и приближавшимися по своему статусу к мелким вотчинникам, здесь имелись бедняки и “худшие люди”. Свободные бавары утрачивали свободу в результате насильственных похищений с целью продажи в рабство, а такие на основе закладничества личности должника, когда он не мог выплатить высокие виры и штрафы.
   Расположенная на юге Германии Бавария уже в VI в. признала верховенство Меровингов. Правда, политически власть Меровингов была в значительной степени номинальной, но баварская знать быстро оценила выгоды христианства как идеологической системы складывавшегося феодального общества. К началу VIII в. христианство окончательно утвердилось по всей территории Баварии. При Карле Великом процесс закрепощения крестьян Баварии ускорился. Продажа, дарение, дробление крестьянского надела—гуфы, королевские пожалования земель светским и духовным феодалам на основе бенефициев, ставших впоследствии (XI в.) наследственными ленами, неизбежно вели к возникновению крупной земельной собственности и утверждению экономической и личной зависимости вчерашних свободных общинников от светских и духовных феодалов.
   Система эксплуатации крестьянства, обозначенная в главах “Баварской Правды”, показывает, что не существовало резкого различия между феодальными отношениями Баварии и западных областей Франкского государства. Церковь могла превратить общинника в крепостного (серва) за повторное нарушение запрета работать в воскресенье. Повинности крестьян состояли из барщины (полевой, садовой, транспортной и т. п., кладки известковых печей, постройки господских дворов, хлевов, амбаров, сеновалов и т.д.). Крестьяне платили натуральные оброки зерном, льном, медом, курами, яйцами и т.д. Крестьянин вносил особый побор за право пасти скот на общинном лугу. Барщина на церковной земле составляла три дня в неделю, т.е. 50% рабочей недели. Кроме того, в 779 г. во Франкском государстве была введена “большая десятина” — налог (подать) в пользу церкви в размере 1/10 урожая.
   После 32-летней войны Карл Великий в 804 г. одержал победу над саксонцами. “Саксонская Правда”, записанная на рубеже IX в., но отражающая и более ранние черты саксонского общества, также свидетельствует, что прежнее имущественное равенство давно уже перестало существовать, хотя процесс дифференциации протекал здесь медленнее, чем в Баварии. Документ сообщает о наличии знати (нобили или зделинги), свободных (фрилинги) и полусвободных (лацци или литы). В VIII в. часть фрилингов вступила под патронат знати; участились факты дарения имущества нобилям. Литы находились в зависимости от господина и могли добиться свободы за выкуп. Вместе с тем литы еще не полностью утратили свободу, они правоспособны и дееспособны и даже могли владеть рабами. Таким образом, феодальные отношения у саксов находились еще в зачаточном состоянии, но развитие социальной дифференциации и увеличение числа дарений, чаще, видимо, вынужденных, свидетельствуют о появлении аллода.
   В непокорной Саксонии огнем и кровью внедрялось христианство. Карл Великий произвел массовые высылки саксов в глубь Галлии и полностью выселил нордальбингов. Саксонская знать была уравнена в правах и положении с франкскими феодалами. Впрочем, сепаратизм саксонских феодалов упорно держался в течение столетий. Насильно крещенные саксы стали объектом феодальной эксплуатации со стороны государства, своих и франкских феодальных сеньоров.
   “Страна тевтонов”
   В 843 г. сыновья Людовика Благочестивого на основе Верденского договора поделили земли Священной Римской империи, созданной в 800 г. их дедом Карлом Великим. Земли за Рейном, частично — по Рейну и его правым притокам, Баварию получил Людовик Немецкий. Это Восточнофранкское государство и стало называться “страной тевтонов”. В 962 г. Отгон I из саксонской династии восстановил Римскую империю. Впоследствии это событие стали называть “Восстановлением Священной Римской империи”. С тех пор государь немецкий будет одновременно и государем итальянским, нередко отдавая непосредственно немецкие дела на откуп светским князьям и королям и на основе инвеституры (ограниченной в 1122 г. светской инвеститурой), т.е. наделением избранного духовного лица землей, — духовным князьям. Стремление немецких королей (императоров) к мировому господству в сочетании с выборностью их курфюрстами (духовными и светскими князьями-избирателями), подтвержденной впоследствии Золотой буллой (1356), на столетия закрепило раздробленность и многовластие в Германии. Если отсутствие немецкого государства до поры сдерживало процесс феодализации, а возникновение — ускорило его, то последующая политическая раздробленность определила различия в положении крестьянства Западной и Восточной Германии, прикрывала ужесточение крепостничества.
   Положение крестьянства
   IX в. был периодом интенсивного закрепощения земледельцев — общинников южных районов Германии. В это время к востоку от Рейна сохранялось еще сравнительно большое число свободных собственников своей земли, хотя полностью свободных сел оставалось немного. В X—XI вв. зажиточные земледельцы, способные служить в конном войске, пополняют ряды рыцарства. Разница между этими “неблагородными” и “благородными” рыцарями исчезает в XIII в. Обедневшие земледельцы попадали в поземельную и личную зависимость, становясь крепостными — хериге. Существовали и настоящие холопы (лейбайгсне), которые находились в полной власти феодала и входили в состав его дворни. Наконец, в XI в. появилось обобщенное понятие “крестьянин” — Bauer, означавшее, что грань между невоюющими земледельцами и не работающими на земле воинами в целом определилась. Свободных крестьян становилось все меньше.
   Экономическая раздробленность страны определила различия в положении крестьянства Западной и Восточной Германии.
   Обычные повинности крестьян как на западе, так и на востоке страны — оброки, т.е. рента продуктами. Крестьяне отдавали во двор господина крупный и мелкий скот, птицу, дичь, сало, сыр, молоко, зерно, рыбу, солод, пиво, овощи, мед, воск, дрова, лен, нередко ремесленные изделия — шпоры, бочки, косы, топоры и секиры, мебель, подковы, обувь, шубы и т.д. Другой повинностью была барщина, весьма разнообразная — полевая (урочная или повременная), работа на барских землях, рубка и валка леса, корчевание, выжигание угля, пережог извести, перевозочные и подводные повинности, строительные работы, обслуживание господского двора — от приготовления пищи, уборки помещений до обязанности кормить грудью детей феодала.
   Чрезвычайно тяжкой повинностью являлась десятина, которую нередко собирали не только духовные, но и светские феодалы. Наряду с этим взимался смертный побор — передача господину части имущества умершего крестьянина (обычно скота). Этот побор, именуемый третиной, нередко распространялся и на “свободных” крестьян. В северо-западной Германии крепостные крестьяне платили не применявшуюся на востоке поголовную подать и смертный побор не только скотом, но и одеждой. В южных и юго-западных районах барщина лишь редко заменялась денежной рентой.
   Производительные силы
   В период становления феодализма в Германии господствовало натуральное хозяйство. Урожаи были невысокими. Во времена Каролингов появились водяные мельницы, на которых мололи пшеницу, благодаря чему заметно повысилась грузоподъемность телег и повозок, ветряные мельницы, ставшие вскоре обязательной принадлежностью сельского ландшафта. Изредка применявшаяся трехпольная система в XII—XIII вв. станет господствующей. И хотя производительные силы оставались низкими, основанными на рутинной технике, формирующийся феодализм обеспечил более высокую производительность труда, чем рабовладельческий строй, о чем наглядно свидетельствуют отделение ремесла от сельского хозяйства и начавшийся процесс дополнения военных, административных и культовых функций городов функций ремесленного товарного производства и торговли.

 
< Пред.   След. >