YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История мировой экономики (Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой) arrow 24.1. Экономика Японии в XVIII в.
24.1. Экономика Японии в XVIII в.

24.1. Экономика Японии в XVIII в.

   Сдвиги в экономике
   В XVIII в. Япония была аграрной страной. Ее население состояло в основном из крестьян (80% от общей численности) и самураев. Появились ремесленники и купцы. Государственный и военный аппарат, а также интеллигенция формировались из числа правящего класса — самурайства.
   Положение крестьянства оставалось тяжелым, поскольку землю оно получало от феодалов на правах “вечной” аренды. Несмотря на то, что крепостного права здесь не было, крестьяне не имели возможности изменять место жительства, а также род своих занятий. В этот период главной повинностью крестьян был натуральный оброк. Кроме того, они привлекались к ремонту дорог, мостов, каналов. Действовали в стране законы, строго регламентировавшие быт и поведение японского крестьянства.
   Более низким сословием, чем крестьяне, считались горожане, хотя их имущественное положение было значительно лучше. Происходило объединение ремесленников и купцов в союзы типа цехов и гильдий. Допускалось возведение богатых купцов в ранг самураев.
   Однако XVIII в. принес начало экономического кризиса. Он заключался в том, что усилилось развитие товарно-денежных отношений, проникавших в жизнь как деревни, так и города, в хозяйство как феодалов, так и крестьян. Повышалась экономическая роль горожан.
   Аграрная реформа Иэясу в XVI в., направленная на поддержание воспроизводства в области сельского хозяйства, разграничившая сословия и закрепившая крестьян за их землями, сделала возможным максимальный сбор налогов с крестьянства.
   Это было условие самого существования феодального общества, становление и развитие которого стало возможным благодаря формированию крупных экономических районов. Вместе с тем само становление территориальной специализации было следствием развития товарной экономики. Подобная взаимообусловленность с прекращением междоусобных войн феодалов все больше углублялась.
   По мере втягивания в товарно-экономические отношения самураи и крестьянство, зависевшие от земледелия и его продукции, нищали. Большинство княжеских домов (дайме) начали приходить в упадок, уменьшались их богатство и власть. Поскольку институт самураев лишался необходимой материальной поддержки, он разлагался. Очень тяжелое положение вынуждало крестьян уходить в города. Часть крестьян вынуждена была включиться в городское хозяйство с помощью системы “рассеянной мануфактуры”. В XVIII в. в Японии было организовано 90 мануфактур, в том числе хлопчатобумажные и шелкоткацкие.
   Повышение роли городов
   С другой стороны, возрастала роль купечества, державшего в своих руках торговый капитал. В этот период в японской деревне начала складываться прослойка так называемых “новых помещиков”, формирующаяся из числа купцов, ростовщиков, зажиточных крестьян, даже самураев. Таким образом постепенно формировался капиталистический уклад. Постепенно укреплялось экономическое и социальное положение городов. Росло число их жителей. Так, в начале XVIII в. численность одного только Эдо составляла свыше 500 тыс. С развитием культуры, особенно в городах, товарами все больше становятся печатные издания, большим спросом на рынке пользуются произведения прикладного искусства. Перечень их возрастал по мере подъема жизненного уровня населения и уровня потребления. На рынок выносились изделия из лака, фарфора, крашеные ткани.
   С подъемом жизненного уровня городского населения связано развитие такой отрасли экономики, как строительство. В XVIII в. в городах строятся двухэтажные магазины, принадлежавшие богатым купцам, а в целях предупреждения пожаров здания обмазывали глиной и покрывали черепицей.
   Развитие экономики городов, появление множества “сидячих” профессий стимулировало развитие швейного производства, создание костюма для массового потребления с учетом характера его деятельности.
   Одновременно складывалась идеология городского жителя “путь горожанина”, противопоставлявшаяся “пути самурая”: убеждение в необходимости отстаивать жизненный идеал горожанина, занятого своим делом и заботившегося о получении прибыли. “Прибыль”, “накопление богатства”, “материальный интерес”, “свое дело” — эти ценности приобретали все большее значение в японском обществе XVIII в.
   Однако всегда исповедывавшие культ гармонии японцы не могли допустить обнищания деревни, вызванного процветанием городов и развитием товарной экономики.
   Реформы сёгунов
   В 1716 г. восьмой сегун Токугава в целях сдерживания этого процесса и укрепления феодальной системы начал проводить реформы, продолженные после 1767 г. десятым сегуном Иэхару, попытавшимся приспособиться к развитию товарной экономики на основе сотрудничества с купечеством, близким к феодальному правительству. Но порожденная союзом сёгуната с купечеством власть денег стала предметом жесткой критики, и политик Танума, ответственный за реформы, был смещен со своего поста. С 1789 г. Мацудайра Саданобу приступил также к проведению реформ, которые по существу были продолжением предшествующих реформ 1716—1735 гг. В их основу была положена политика экономии и сокращения государственных расходов. Чиновников строго наказывали за взятки, торговцев рисом заставили снизить ссудный процент, под который они давали рис взаймы, крупных землевладельцев обложили налогами и обязали создавать резервы на случай неурожая. Одновременно была облегчена и частично отменена трудовая повинность крестьян, улучшена ирригационная система и т. д.
   Как и многие предшественники, Саданобу выход из положения видел в возвращении к обычаям старой Японии. С целью очищения административной системы и оздоровления финансов он осуществил мероприятия, направленные на поощрение экономики, оказание помощи самураям, прекращение процесса разорения деревни. С уходом Саданобу в отставку в 1793 г. проводившаяся им политика “очищения” социальной системы сошла на нет.

 
< Пред.   След. >