YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Теория государства и права (Ж.Б. Доржиев) arrow Тема 2. Происхождение государства и права
Тема 2. Происхождение государства и права

Тема 2. Происхождение государства и права

   По данному вопросу существуют самые различные суждения, точки зрения, теории. В науке выделяют два основных подхода (точка зрения) о происхождении государства.
   Согласно первому подходу государство возникает одновременно с человеческим обществом, с того времени, когда первобытные стада людей становятся человеческим обществом. Данный подход не касается причин возникновения государства. Первоначально эта точка зрения высказывалась в зарубежной литературе, однако ее сторонники встречаются и в современной отечественной науке.
   Согласно второму подходу (его придерживается большинство исследователей) государство возникает не одновременно с человеческим обществом, а на определенной ступени его исторического развития. Сторонники данного подхода исходят из того, что государству предшествует первобытное общество, (марксистская теория придерживается именно этой точки зрения). Среди сторонников этого подхода нет единства мнений относительно причин возникновения государства. Вообще, вопрос о причинах возникновения государства является одним из дискуссионных и выражен в различных теориях происхождения государства. Наиболее ранними из таких теорий являются патриархальная и теологическая.
   Патриархальная теория возникла в античный период, ее основателем был известней древнегреческий мыслитель Аристотель. Данная теория объясняла причины возникновения государства очень просто. Согласно этой теории государство возникает в результате развития семьи. По Аристотелю основой общественной организации является семья и первоначально в обществе возникает семья, которая с развитием, увеличением постепенно превращается в государство. Глава семьи (патриарх) становится государем. Современная наука оценивает эту теорию как несостоятельную, поскольку первоначально в обществе возникает не семья, а род (родовая община).
   Теологическая теория (от греческого “teos” - Бог) возникла во времена Средневековья, ее основоположниками принято считать средневековых богословов Фому Аквинского и Святого Августина. Согласно этой теории государство основывается по божьей воле, Бог объединяет людей в государство, государство есть результат божественного разума.
   Договорная теория возникла в эпоху Возрождения и получила широкое распространение в эпоху Просвещения (Новое время). Представителями этой теории являются Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.И. Радищев и др. Эта теория противопоставлялась теологической теории и носила светский характер. По мнению ее сторонников, государство возникло в силу общественного договора - люди договорились и создали государство.
   Теория насилия возникла в середине XIX века в Германии, ее сторонниками являются Гумплович, Дюринг, Каутский. В целом, согласно этой теории государство возникает в результате завоеваний одних племен другими. Советская наука резко критиковала эту теорию, в то же время современная наука отмечает значимость насилия при возникновении государств.
   Марксистская теория происхождения государства (“Происхождение семьи, частной собственности и государства” /Ф. Энгельс/) утверждала, что существовало догосударственное общество - первобытнообщинный строй (ПОС довольно длительная эпоха в истории человеческого общества). По временной продолжительности он превосходил тот строй, который знает государство. ПОС подразделяется на два этапа: матриархат (идеальный вид ПОС) и патриархат (период разложения ПОС). Основу первобытнообщинной организации общества составлял род (родовая община) - определенный се-мейно-производственный союз, объединяющий людей по родственным признакам. С развитием общества родовые общины разрастаются, и появляются более крупные образования - фратрии (у греков), которые объединяли несколько родственных родовых общин. Еще более крупным объединением людей является племя - либо объединение родовых общин, либо объединение фратрий (у разных народов по-своему). Многие народы знали такую организацию как Союз племен. В качестве основных объединений людей выделяются род и племя, а фратрии считаются промежуточным образованием. Вопрос власти в условиях ПОС разрешался следующим образом: власть знает всякое человеческое общество; власть, которая существует в обществе, - публичная (общественная) власть. Публичная власть - это не только государственная власть, это любая общественная власть. Основным органом власти в родовой общине являлось родовое (народное) собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода. Это собрание решало все основные вопросы родового общества, для решения повседневных вопросов оно избирало старейшину (из числа наиболее мудрых, пользующихся уважением людей). На время военных походов родовое собрание избирало военачальника или военного вождя. Основным органом власти и управления в племени был Совет старейшин, в который входили представители всех родов. Совет старейшин собирался публично, гласно и разрешал все вопросы. На время военных походов Совет старейшин избирал военного вождя. Никаких специальных органов управления и принуждения не существовало; власть отождествлялась с самим обществом, носила сугубо общественный характер и опиралась на авторитет, уважение и общественное мнение. С течением времени этот строй разложился, и на смену ему пришло государство. Согласно марксистской теории к крушению ПОС привели разделения труда и классовое расслоение. Энгельс выделял три крупных общественных разделения труда:
   1) выделение пастушеских племен (скотоводство);
   2) отделение ремесла от земледелия;
   3) появление купечества (обмена).
   Согласно марксистской теории схема образования государства примерно такова: дифференциация общества, появление частной собственности, разделение людей на богатых и бедных (эксплуататоров и эксплуатируемых), раскол общества на классы, образование государства.
   Жизнь показала, что марксистско-ленинская теория не совсем верна.
   Во-первых, не совсем так происходят общественные разделения труда. Значительную роль в разложении ПОС сыграла неолитическая революция, т.к. она ознаменовала переход человечества от присваивающей экономике к экономике производящей (от собирательства к производству). Производство велось в двух направлениях: одни племена - земледелие, другие - скотоводство. Многие авторы считают, что решающую роль в образовании государства сыграли земледельческие народы, т.к. именно у них впервые возникает государство.
   Во-вторых, раскол общества на классы - не единственная причина образования государства. Многие учёные указывают, что у большинства народов первичное государство возникает задолго до раскола общества на классы. Например, возникновение государства в силу климатических условий (особенно в засушливых районах). Указываются также и другие причины. Например, первопричиной образования государства являются определённые запреты в первобытном обществе, которые ограничивали кровосмешение (запрет инцеста). Введение такого запрета требовало создания специальных органов, которые послужили прообразом органов государства. Исторические факты показывают, что государство возникло до раскола общества на классы (государство само стимулировало раскол общества на классы). Таким образом, на смену родоплеменной организации приходит государство.
   Обобщая все известные причины (предпосылки) возникновения государства можно их выделить в определенные группы предпосылок - экономические, социальные, политические, идеологические, экологические. Те или иные причины, их совокупность обсуждаются в различных теориях возникновения государства. Например, в теологической - божественная воля; в договорной - сила разума, сознания; в психологической - психика человека; в органической - биологические факторы; в теории насилия - военно-политические факторы и т.д.
   Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира протекал по разному. На Востоке наибольшее распространение получила такая форма как “азиатский способ производства”, которой соответствует форма таких государств как Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.д. По-другому шел процесс формирования государства в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. Это классическая форма возникновения государства. Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием чужих территорий, для господства, над которыми родовая организация не была приспособлена.
   Вопрос о происхождении права во многом соприкасается с вопросом о возникновении государства. Считается, что причины происхождения права такие же, как у государства.
   Согласно марксистской теории право возникает параллельно с государством и причины возникновения те же самые: раскол общества на классы и классовая борьба. Праву предшествовали обычаи, которые выражали волю и интересы всего общества и обеспечивались общественным мнением и общественным принуждением. После раскола общества на классы появилась потребность в новых нормах, новых регуляторах, которыми и стало право. С этого момента право уже есть выражение волк только определенных классов, и оно обеспечивается государственным принуждением.
   Кроме марксистской теории в науке ТГП существуют и другие теории, объясняющие происхождение права. К ним относятся: патриархальная; теологическая; психологическая; теория насилия и другие (см. учебник Т.В. Кашаниной “Происхождение государства и права”. М, 1999.).
   Современные исследователи исходят из того, что право не всегда возникает в результате раскола общества на классы. В науке всё больше утверждается точка зрения о том, что право “результат появления частной собственности, отношений собственности, т.е. товарно-денежных отношений. Эти отношения нуждались в особых регуляторах, и в связи с этим появляются правовые нормы (право) как определенная мера свободы. В свою очередь, появление права потребовало возникновения государства. Государство первоначально было направлено на охрану правовых норм”. Такова точка зрения некоторых современных ученых-юристов.
   Наравне с этими взглядами также существует точка зрения, сторонники которой указывают на возможность признания в качестве правовых норм первобытных календарей (агрокалендари - первичные правовые нормы). Государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. А социальная эволюция человека насчитывает около 40-50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго до возникновения государства существовали определенные формы человеческого общежития, социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление этих общественных феноменов происходило, как естественно-исторический процесс и было обусловлено суровыми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм его социального бытия.
   Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родовая община), который представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по своей природе естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены. Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:
   1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.
   2. Действие на основе обычая.
   3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - “мононормы”, которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)
   4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека.
   5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков.
   6. Распространение только на данный родовой коллектив.
   7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.
   8. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива (общественное порицание), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался “без роду и племени”, что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.
   Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил - прибавочный продукт - частная собственность - антагонистические классы - государство и право как орудия классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются политические причины появления права. Другие теории рассматривают в качестве основных иные факторы - экономические, политические, социальные, идеологические, экологические (см. например, учебник С. С. Алексеева “Теория государства и права”. М, 2002).
   Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова “неолит” - новый каменный век), которая происходит примерно в IV—III тыс. лет назад и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства (неклассовая экономическая теория).
   Пути формирование права проявляется:
   а) в записи обычаев, их санкционировании и становлении обычного права;
   б) в создании судебных прецедентов;
   в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.
   В санкционировании обычаев важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.
   Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения. Необходимо заметить, что вопрос о происхождении государства права и на сегодняшний день не получил однозначного ответа и является дискуссионным.
   Обобщая все факторы, причины можно выделить следующие общие предпосылки возникновения государства и права.
   1. Социальные (запрет инцеста и появление семьи, распад первобытнообщинного строя и расслоение общества т.д.).
   2. Экономические (переход к присваивающей экономике, разделение труда, появление частной собственности и т.д.)
   3. Политические (узурпирование власти, захват других племен и установление над ними власти, возникновение слоя управляющих, властвующих и др.).
   4. Идеологические (идеология религий, политических и правовых учений, под эгидой которых организуется общество и определенные правила поведения).
   5. Экологические (различного рода природно-климатические изменения и катастрофы).

 
< Пред.   След. >