YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История экономических учений (М.Г. Покидченко, И.Г. Чаплыгина) arrow 4. Экономическая мысль мусульманского Средневековья
4. Экономическая мысль мусульманского Средневековья

4. Экономическая мысль мусульманского Средневековья

   Характеристика эпохи
   Мусульманская культура начала формироваться в период арабских завоеваний. За сто лет (в VII—VIII вв.) арабы завоевали ко- ноесальную территорию. Арабский халифат был больше Римской империи и простирался от Испании до Индии. В его состав вошли и многие развитые страны, население которых, переходя в ислам, вносило свой вклад в формирование мусульманской культуры. И частности, бывшие византийские провинции Сирия и Египет были проводниками античной культуры и втом числе античной философии в исламском мире. Средневековая исламская философия, так же как и в Европе, первоначально развивалась в рамках богословия. Наибольший ее расцвет приходится на XI—XII вв., но и позже, несмотря на постепенное усиление в исламском богословии догматизма и мистицизма, в ней встречаются глубокие мыслители. Одним из них был уроженец Туниса, философ и историк Валиэддин Абдаррахман ибн Хальдун (1332—1406), выдвинувший первую в мусульманской философии теорию развития общества, и которой большое место было отведено экономическим проблемам.
   Предмет и метод
   Поскольку Ибн-Хальдун рассматривал развитие общества, предметом исследования была макроэкономика. В методе у него сочетаются позитивный и нормативный подходы. Важным методологическим положением была идея о взаимосвязанности явлений окружающего мира. Это «мир упорядоченный и совершенный, — писал он, — в котором причины связаны со следствиями, вселенные соединяются со вселенными, одни существующие вещи превращаются в другие». Другим важным методологическим положением был тезис о существовании естественных законов развития общества. «Многие из государственных мужей, — отмечал философ, — обладающие трезвостью в политике, могут обратить внимание на признаки разрушения, которые постигают их государство, и посчитать, что этого можно избежать... Они считают, что несчастье постигает их государство из-за небрежения или глупости тех государственных мужей, которые были до них. Но это не так. Это разрушение природно».
   Основные теоретические положения
   1. Теория развития общества. Ибн-Хальдун считал, что общество развивается циклически. В рамках каждого цикла он выделял три этапа. Важным отличительным признаком каждого этапа является уровень развития экономики. «Знай, — писал Ибн-Халь- дун, — что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию». Первый этап он называет «дикостью». Здесь люди имеют присваивающее хозяйство, т.е. занимаются охотой и сбором съедобных растений. На втором этапе, называемом «примитивностью», появляется производящее хозяйство в виде земледелия и скотоводства. На третьем этапе, называемом Ибн-Хальдуном «цивилизацией», появляются ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах. (Отсюда и название «цивилизация», происходящее от латинского «цивилис» — городской. У Ибн-Хальдуна применяется соответствующее арабское слово.) С переходом на стадию цивилизации, по теории Ибн-Хальдуна, появляется и государство, означающее переход от равенства и племенной демократии к отношениям неравенства и господства. В отличие от племенного вождя, бывшего первым среди равных и возглавлявшего племенное ополчение, эмир опирается на наемных воинов и чиновников. Государство, по мнению Ибн-Хальдуна, — это аппарат насилия над собственным народом.
   В связи с этим на третьем этапе у Ибн-Хальдуна появляется деление на естественные и неестественные способы приобретения богатства, т.е. систематизация экономических отношений. Естественным способом Ибн-Хальдун считает труд, неестественным — насилие (со стороны государства). К естественным способам относится сельское хозяйство, ремесло и торговля. Как мы видим, поскольку критерием деления является уже не «цель», как у Аристотеля, а «способ», торговля тоже считается естественной трудовой деятельностью. «Общество, его существование и оживленность его рынков — все это связано с трудами людей, с их деятельностью и активностью, имеющей целью осуществление интересов и достижение приобретений». К неестественным способам Ибн-Хальдун относит налоги («налоги и поборы образуют основу государства»), монопольную государственную торговлю («эмиры... занимаются приобретением продукции у земледельцев... и навязывают им ту цену, какую захотят, а затем продают их в свое время подданным своего государства по цене, которую назначат»), а также судебные конфискации и военную добычу.
   Третий этап развития общества, представляя наивысший его уровень, несет в себе, по мнению Ибн-Хальдуна, и семена его гибели. Аппетиты государства постепенно растут, что приводит к «измышлению государем новых видов сборов», однако одновременно это порождает снижение деловой активности людей, «стеснение и тягость, исчезновение доходов, а это убивает их надежды, связанные с торговлей». «И если люди отвратятся от добывания средств к существованию и забросят приобретение, то на рынках... наступит застой... и люди рассеются... ища пропитание в других землях... и разрушатся города. А с их разрушением разрушится государство и власть». Речь идет о том, что, желая получить больше налогов, государство будет получать их все меньше, казна опустеет, будет нечем платить армии, и это государство будет завоевано соседями. Но для населения данного региона история будет продолжаться. Если, например, завоевателями были соседние племена, то у них со временем тоже появится государство и далее, по мнению Ибн-Хальдуна, все пойдет по указанной схеме.
   2. Цена товаров, согласно Ибн-Хальдуну, определяется соотношением спроса и предложения. Со стороны спроса цена определяется полезностью вещи и «местом, которое занимает данное изделие среди других видов изделий». Со стороны предложения цена «определяется затраченным трудом», причем в ней учитывается не только труд непосредственного производителя, но и его материальные издержки, т.е. цена также «включает в себя (труд) других, так плотничество использует дерево, ткачество — пряжу и (таким образом) труда в этих ремеслах больше». Кроме того, Ибн-Хальдун указывал, что введение косвенных налогов ведет к росту цен облагаемых товаров.
   3. Торговая прибыль возникает как разница между ценой продажи и покупки товара. «Прибыли человек добивается, или накапливая товары и ожидая повышения цен на них, или перевозя их в другую страну, где на эти товары больший спрос».
   4. Деньги. По мнению Ибн-Хальдуна, золото и серебро изначально являются деньгами, выполняя функции средства измерения, платежа и накопления. «Господь создал два металла — золото и серебро, — писал он, — чтобы они были мерой всякого движимого имущества», «они — основа приобретения, накопления и сокровища».

Вопросы для самопроверки

   1. Каков предмет в экономических исследованиях Ибн-Хальдуна?
   2. В чем проявляются, по его мнению, естественные законы развития общества?
   3. Как согласно Ибн-Хальдуну меняется экономика на разных этапах развития общества?
   4. Чем по теории Ибн-Хальдуна отличаются естественный и неестественный способы приобретения богатства? Чем это деление отличается от учения Аристотеля об экономике и хрематистике?
   5. В чем по теории Ибн-Хальдуна причина разрушения государства?
   6. От чего зависит цена товара?
   7. В чем источник торговой прибыли?
   8. Кто и для чего согласно теории Ибн-Хальдуна создал деньги?

Литература к теме

   1. Игнатенко A.A. Ибн-Хальдун. М., 1980.

 
< Пред.   След. >