YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Экономическая история (Р.П. Толмачева) arrow 1.1. Месопотамия
1.1. Месопотамия

1.1. Месопотамия

   Человечество ведет свою родословную из глубины веков Древнего мира. Становление ранней государственности на Древнем Востоке проходило в целом по единому историческому пути, итогом было формирование у народов неограниченной единоличной власти в централизованно управляемом государстве. Такую форму правления обычно называют древневосточной деспотией (“деспотия” — от древне- греч. despoteia, что означает “неограниченная власть”). Начнем изучение фундамента мировой цивилизации, заложенного в эпоху Древнего мира, с характеристики первых основных ее очагов: Месопотамии (Двуречье или Междуречье); Египта, Индии и Китая.
   Самым первым во времени (начало IV тыс. до н. э.) очагом цивилизации считается Месопотамия (Ближний Восток). Именно здесь еще в VIII—VI тыс. до н. э. возникает протогосударство Древний Шумер, плавно перерастающее (IV тыс. до н. э.) в государство. Считается, что шумеры первыми изобрели клинопись, на основе которой в определенной степени пошло развитие письменности. Археологи в XIX в. обнаружили и расшифровали 100 тыс. глиняных таблиц, на которых клинописью были отражены многие сведения об их хозяйственной жизни, быте и культуре. Это еще не своды законов, но их можно отнести к числу первейших регламентов хозяйственной и общественной жизни.
   Месопотамию, Египет, Индию и Китай ученые относят к так называемым речным цивилизациям. Успех в земледелии в этих странах во многом зависел от гидрорежима великих рек Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Ганга, Хуанхэ и Ян-Цзы. Во время разливов реки оставляли на полях массу ила, что позволяло снимать несколько урожаев в год. И главным условием производства сельскохозяйственных культур и самого существования людей было искусственное регулирование режима рек при помощи дамб и каналов, чтобы вовремя обводнялась плодородная почва приречных низменностей.
   Отсутствие механизации предопределило огромное значение коллективного труда людей, которые могли справиться с весьма трудоемким ирригационным строительством. Ирригационная экономика явила собой ранний пример командно-распределительной системы. Для поддержания в нормальном состоянии гидромелиоративной сети вдоль великих рек необходимо было в каждой стране иметь большой штат надсмотрщиков, учетчиков и управляющих, находящихся на государственной службе. Это определяло и роль государства в хозяйственных отношениях. Возвышалось значение государственной (царско-храмовой, или уже царской) формы собственности.
   Бухгалтерский учет и использование в хозяйстве статистико-экономической отчетности ведут свою родословную со времен Древнего Шумера. Там в рамках государственного хозяйства проводились обмеры обрабатываемых полей; был составлен впервые в истории Земельный кадастр, в котором содержался не только перечень полей, но указывалось качество обрабатываемых земель; оценивалась рабочая сила с указанием ее полной и неполной занятости; исчислялся в человеко-днях объем выполняемых работ; проводился ежегодный и ежемесячный учет материальных ценностей, хранящихся на государственных складах.
   В Месопотамии люди занимались не только сельским хозяйством, но и ремеслом, используя разнообразные полезные ископаемые. Все в больших количествах появлялся избыток продуктов и ремесленных изделий, что создавало основу для торговли. На протяжении многих веков она носила меновой характер.
   Благодаря развитию земледелия и скотоводства, ремесла и торговли закладывались основы для генезиса товарноденежных отношений, без которых позднее не могли развиваться рыночные отношения.
   В период Древнего Шумера (IV—III тыс. до н. э.) социальная дифференциация внутри общин привела к подразделению ее земель на две части. Продавалась и покупалась та ее часть, которая хотя и находилась в собственности территориальных общин, но была передана внутри них в индивидуальное владение большим семьям. Появилась частная собственность на землю. Другая часть составляла фонд храмовой земли и делилась на три категории: земля собственно храмовая; земля, которая раздавалась храмовому персоналу без права наследования за выполнение определенных обязанностей в храмовом хозяйстве; земля, сдаваемая в аренду с уплатой за это доли урожая, — зарождение арендных отношений, прообраза фермерских, т. е. рыночных отношений в сельском хозяйстве. Существовало в Древнем Шумере и царское землевладение.
   Жреческая администрация, занимаясь во многом и хозяйственными делами, приобретала черты бюрократического аппарата и постепенно вместе с царской семьей образовала основной субъект системы “власть—собственность”. Свободные общинники обрабатывали свои земли и выплачивали ренту — налог. Они участвовали в общественных работах на строительстве храмов, дворцов, дорог, плотин, каналов и дамб, получая питание и орудия труда из храмовых амбаров и складов. Так на практике создавалась ирригационная система как основа земледелия, возникали коммуникации для общения и торговли, строились поселки городского типа, закладывались основы для будущей урбанизации.
   С объединением в начале второй половины III тыс. до н. э. Шумера и Аккада появилось крупное централизованное государство.
   Государственная система функционировала не только за счет ренты — налога с общинников и дани с покоренных соседних народов, но и разнообразных повинностей населения (строительство различных объектов).
   Параллельно с усилением государственного сектора в экономике проходил процесс приватизации, т. е. образование частной собственности: за счет выделения из общины; участия в войнах и захвата земель; покупки и приобретения земли и иных видов недвижимости. Основными производителями оставались мелкие земледельцы, а рабств о носгто патриархальный характер, рабов использовали больше в домашнем хозяйстве. Иными словами, в Месопотамии рабство существовало в виде социально-экономического уклада.
   К концу III тыс. до н. э. в Шумеро-Аккадском царстве наблюдается активизация товарно-денежных отношений, проводится унификация мер и весов. При расчете с арендаторами и в торговых операциях возникла необходимость в использовании определенной весовой меры серебра. В Древней Месопотамии в качестве всеобщего эквивалента стоимости вначале был скот, позднее, в лесистой местности Европы — шкурки ценных пород лесных зверьков, затем наступает эра использования слитков серебра или золота — государство со временем стало ставить клеймо на этих слитках, наконец, появляется весовая мера серебра (сикль), а в середине I тыс. до н. э. — деньги. Сикль превратился в единицу денежного измерения. В рыночные отношения все больше втягивались ремесленники и члены крестьянских общин. Основным продолжает оставаться натуральное хозяйство, но признаки его товарности проявляются в усилении слоя ростовщиков, проводящих кредитные операции. Встречалась зависимость и в виде долгового рабства, что свидетельствовало о разорении общинников, усилении процессов социальной дифференциации внутри общин. Многие работники в царском хозяйстве трудились отныне за паек, без права на земельный надел.
   Централизованная администрация Шумеро-Аккадского, а позднее Старовавилонского царств, стремясь не допустить разорения государства, объективно вынуждена была развивать право в виде различных законов и установлений, касавшихся цены наемного труда, размера ростовщического процента, условий содержания в хозяйстве раба. Главной целью правовых норм было поддержание социальной стабильности в обществе, что отныне и вплоть до Нового времени станет главной прерогативой деятельности правителей стран Восточной цивилизации.
   В истории Древнего мира к самым интересным относится Кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи.
   С точки зарождения рыночной экономики, большой интерес представляет восьмой раздел законов, в котором содержатся “Правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях”. Безусловно, интересен и раздел 2 (ст. 6—25) “Правило охраны собственности царя, храмов, общин”; раздел 3 (ст. 26—41) “Об охране имуществ, полученных от царя за службу”, раздел 4 (ст. 42—71) и раздел 5 (ст. 78—126) “Операции с недвижимостью и охрана ее от неправомерных посягательств посторонних”. Раздел 6 (ст. 127—195) можно считать посвященным полностью семейному праву, а 7-й раздел (ст. 196—214) — уголовному праву. Раздел 1 (ст. 1—5) заключал общие правила об отправлении правосудия.
   Вавилония времен Хаммурапи предстает первым развитым государством в Западной Азии (территория современного Ирака). Клановые и родственные связи здесь заменялись административно-территориальными. Все занятые в системе администрации и управления назывались царскими людьми: воины, ремесленники, дворцовые слуги. Им противостояло остальное население в виде земледельцев- общинников. Администрация внедряла практику раздачи 30— 40% пашни из состава царско-храмовых земель в виде должностных наделов царским людям первой категории. Практика эта отдаленно напоминает зародившуюся много веков спустя систему феодализма в Европе с заметным отличием: к царским людям первой категории относились и специалисты из сферы управления и обслуживания. Эти люди должны были служить системе “власть — собственность”. Одновременно они имели право дробить свои наделы и отдавать отдельными участками в аренду царским людям второй категории. К ним относились иноплеменники или потомки разорившихся общинников. Они выступали не только в роли арендаторов, но и получали наделы из царско-храмовых земель, строго без права их продажи.
   Аренда земли, как правило, была краткосрочной, на один—два года. Арендаторы платили треть, иногда половину урожая за землю. Сад сдавался в аренду за 2/3 урожая. Распространенным был также наем помещения, домашних животных, судов. Данные примеры свидетельствуют: денег и денежной системы в Вавилонии еще не было, а товарноденежные отношения активно развивались! Использовались в торговых операциях и сделки с недвижимостью, эквиваленты денег и сикль как первая весовая мера серебра.
   О развитии товарно-денежных отношений, тенденциях зарождения рыночного хозяйства свидетельствуют и такие факты. Оплата труда ремесленников проходила по тарифам, и мастера несли особую ответственность за качество изделий. Торговые операции внутри страны и за ее пределами свидетельствовали о некотором росте товарного хозяйства, которое в целом оставалось натуральным. В Вавилонию ввозили строительный лес и камень, предметы роскоши, а вывозили продукты сельского хозяйства и некоторые ремесленные изделия.
   Многочисленные статьи законов Хаммурапи подтверждают наличие частной собственности в Вавилонии II тыс. до н. э., но это понятие не отделялось от определения личной собственности, т. е. собственность на недвижимость — суда, дома и др. отождествлялась с собственностью на предметы быта, одежду и проч. А собственность на землю как главное средство производства оставалась в руках повелителя страны и представителей властных структур. Историческое значение законов Хаммурапи заключается в признании института частной собственности в Месопотамии II тыс. до н. э. Безусловным является и тот факт, что Хаммурапи и его администрация стремились ограничить собственников в их деяниях. Так поступали и правители Древнего Шумера, Ассирии, а также Египта, Индии и Китая. Централизованная администрация ограничивала частное предпринимательство, не давала ему развиваться и изменить социальную структуру общества. Запрещалось продажа наделов земли, пожалованных царем. С этих позиций строго рассматривались условия аренды и залога имущества. Ограничивались проявления кредита и ростовщичества. Долговой процент не должен был превышать 20—30%. Анализ Законов царя Хаммурапи и их оценка специалистами позволяют заключить: деспотии Месопотамии допускали существование на вторых ролях в стране частнособственнических отношений, но жестко ограничивали их.
   Такая политика была направлена на закрепление роли государства в экономике, формирование традиционных устоев восточного общества и его социальной стабильности.
   Законы Хаммурапи позволяют понять и социальную структуру Вавилонии. Основные социальные группы населения составляли: авилумы — полноправные вавилоняне; мушкенумы — ограниченные в правах жители; рабы — с правом на семью и хозяйство. Предоставление рабам права на ведение хозяйства в рамках семьи свидетельствует о том, что Вавилония в своей основе не была государством классического рабовладения. Основными производителями материальных благ оставались свободные люди: земледельцы-общинники и ремесленники.
   Как государство Вавилония прекратила существовать в 539 г. до н. э. с завоеванием Междуречья персами.
   Шумеры и вавилоняне первыми шли по пути становления государственности и зарождения рыночных отношений. Их вариант государственности, форм хозяйства и форм собственности стал с вариациями эталоном для других стран и народов Востока. Их общекультурным вкладом в мировую цивилизацию можно считать: иероглифическое письмо (клинопись); календарный счет, связанный с астрологическими наблюдениями и элементарной математикой; первые географические карты; культура архивного дела; развитие мифологии и искусства.
   Экономические основы государств Месопотамии были заложены на базе достижений аграрной неолитической революции. Социально-политические и социокультурные особенности были тесно связаны с появлением письменности и государственности как обязательными атрибутами любой цивилизации. Зарождающаяся государственность легитимировалась с помощью Сводов законов, в которых закреплялись среди прочего и разные формы собственности. Но историческое время для складывания рыночной экономики еще не наступило. Несмотря на активизацию товарно-денежных отношений хозяйство оставалось натуральным, техника была развита слабо, источником энергии служила мускульная сила человека и животных.

 
< Пред.   След. >