YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Теория государства и права (Ж.Б. Доржиев) arrow 18.2. Связи национальных правовых систем (преемственность, обновление, рецепция, унификация права)
18.2. Связи национальных правовых систем (преемственность, обновление, рецепция, унификация права)

18.2. Связи национальных правовых систем (преемственность, обновление, рецепция, унификация права)

   Процессы преемственности и обновления в праве связаны с закономерностями становления индивидуальных (национальных) правовых систем, с общим историческим движением права как социального феномена (правовым прогрессом, ростом правовой культуры, регрессивными явлениями в праве), с закономерностями связи и соотношения национальных и общечеловеческой правовых культур и др.
   Преемственность и обновление - это две стороны одного и того же процесса - процесса становления и развития национальной правовой системы. Причем пропорции, удельный вес каждой из сторон в каждом конкретном случае и на каждом историческом этапе могут быть различными, что зависит от таких факторов, как:
   а) собственная логика развития права как социального феномена;
   б) социально-экономический строй общества;
   в) религиозно-этические традиции;
   г) историческая обстановка;
   д) внешнее влияние; и др.
   Главным фактором, обусловливающим преемственность, является необходимость нормативного регулирования ряда общественных отношений, вытекающая из потребностей самого общества, и обнаруженная преемственность может быть вне сущности, только в содержании права, его форме, отчасти в функциональном назначении (например, в регулятивном).
   Например, некоторые авторы считают, что преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, что суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функциях и др.) при соответствующих его изменениях. При этом преемственность может быть отрицательной, то есть иметь консервативное, реакционное, негативное значение.
   Различают преемственность “по вертикали” (во времени) и “по горизонтали” (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане “вертикальная” преемственность отличается от “горизонтальной” лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. “Горизонтальная” же преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств.
   Рецепция права может рассматриваться некоторыми авторами как специфическое проявление преемственности в праве. Думается, что дело обстоит как раз наоборот: правопреемственность является разновидностью правовой рецепции.
   Слово “receptio” в латинском языке означает “принятие”, а приниматься, заимствоваться могут:
   а) прошлый правовой опыт (в этом случает, как раз имеет место правопреемственность) ;
   б) элементы современных правовых систем.
   Практический смысл этого различия состоит в том, что рецепция в форме принятия элементов параллельных правовых систем, то есть правовых систем других современных государств, таит в себе больше возможностей механического заимствования чуждых правовых ценностей (чуждых исторически, социально, религиозно-этически). В случае же рецепции права в форме преемственности такие ценности как бы испытываются временем, проходят через “фильтр” общечеловеческой культуры.
   Самым известным примером рецепции права в форме преемственности является рецепция римского частного (гражданского) права в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений.
   Примером удачной рецепции права может служить также принятие Японией в свою правовую систему Германского гражданского уложения 1896 г.
   Обновление в праве связано с процессом создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры. Если бы этот процесс в праве не имел места, то нечего было бы и преемствовать. Ведь то же самое римское право первоначально было создано как нечто новое, то есть ранее не существовавшее в рамках античной культуры Древнего Рима. Затем, уже в эпоху Возрождения, оно было тщательно обработано в западноевропейских университетах своими толкователями (глоссаторами и постглоссаторами), стало правовой ценностью общечеловеческого значения и выступило основой кодификации гражданского законодательства в правовых системах романо-германской правовой семьи.
   Рассмотренные процессы заимствования, взаимовлияния правовых систем мира неизбежно ведут к их сближению, к унификации. Это наблюдается не только внутри конкретных правовых систем (семей), но и между системами, относящимися к разным семьям. В условиях экономической, политической, культурной интеграции народов процесс унификации носит целенаправленный характер. В тотальной, всеобъемлющей унификации правовых систем, охватывающей все отрасли права, нет необходимости, она недостижима. Правовые системы разных государств будут сохранять разнообразие, поскольку они отражают специфику жизни народов, государств.
   В унификации нуждаются, прежде всего отрасли и институты, связанные с регулированием международных связей (воздушное, морское, финансовое, процессуальное право и др.), а также с состоянием прав и свобод граждан. Унификация проявляется, прежде всего в экономической сфере. Большая роль в унификации правовых систем мира принадлежит международному праву, международным договорам, конвенциям.
   Унификация права осуществляется не только в региональном плане, но и в глобальном. Это происходит за счет идеологического влияния одних систем на другие, путем прямой рецепции, инкорпорации частей одних правовых систем другими, в результате влияния в свое время колонизации. На современном этапе основная роль принадлежит международному праву (международным двусторонним и многосторонним договорам и конвенциям).

 
< Пред.   След. >