YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История восточных славян с древнейших времен до конца XVIII в. (О.Э. Проценко) arrow Тема 2. Развитие Древнерусского государства
Тема 2. Развитие Древнерусского государства

Тема 2. Развитие Древнерусского государства

   1. Язычество на Руси и причины введения христианства.
   2. Русь в системе европейских государств XI - первой трети XII в.

   Источники и литература

   Повесть временных лет. - Ч. 1. (любое издание).
   Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в. - М.: Соцэкгиз, 1960. - Док. 29-31, 34.
   Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. - М.: Изд-во АН СССР, 1960.
   Даркевич В.П. Единство и многообразие древнерусской культуры // Вопросы истории. - 1997. - № 4.
   Егоров В.Л. Русь и ее южные соседи в X - XIII в. // Отечественная история. - 1994. - № 6.
   Как была крещена Русь. - М.: Политиздат, 1990.
   Международные связи России до XVII в. / Под ред. Зимина А.А., Пашуто В.Т. - М.: Мысль, 1961.
   Назаренко А.В. О династических связях Ярослава Мудрого // Отечественная история. - 1994. - № 4 - 5.
   Перхавко В.Б. Связи Древней Руси со славянскими странами. - М.: Знание, 1987.
   Петрухин В.Я. Славяне. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 1997.
   Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. - М.: Наука, 1998.
   Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М.: Наука, 1987.
   Филист Г.М. Введение христианства на Руси. - Мн.: Беларусь, 1988.

Рефераты

   1. Культура и общественная мысль восточных славян.
   2. Быт восточных славян.

   Восточные славяне были язычниками, обожествляющими силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Богом молний был Перун. Даждъбог олицетворял солнце. Солнечными богами были также Ярило и Хоре, богом огня - Сварог, ветра и бури - Стрибог. Покровителем скота считался Белее, божеством плодородия - Семаргл. Мокошь была единственным женским божеством в этом пантеоне и, очевидно, олицетворяла собой женское начало природы и женскую часть хозяйства (стрижку овец, прядение и т.д.). Славяне воздвигали деревянные изваяния своих богов на открытых местах посреди “капищ”. Каждый род чтил щура, мистического предка-основателя рода. Священными почитались рощи, озера и реки, населенные лешими, водяными и русалками.
   С развитием государственности, усложнением общественной жизни и социальной структуры общества язычество как религиозная система оказывалось неспособным идеологически обосновать происходящие перемены. Налицо было противоречие между установившимся государственным единством и очень разнородными языческими культами отдельных восточнославянских народностей. Единому государству должен был соответствовать единый культ. Почему? Помимо этого языческое мировоззрение негативно отражалось на внешнеполитических связях Руси, мешало заключению династических браков, сковывало развитие торговли с христианским миром. Каким образом князь Владимир попытался превратить язычество в государственную религию?
   С принятием христианства Русью связан ряд версий. Так называемая “болгарская” версия состоит в том, что Владимир, стремясь якобы добиться независимости от Константинополя и Рима, обратился за поддержкой к Болгарии (на ее территории находилось Орхидское архиепископство). После же того, как в 1037 Болгария лишилась церковной самостоятельности, Русская церковь перешла под юрисдикцию Константинопольской патриархии. “Византийская” версия реконструирует крещение Руси следующим образом. В сентябре 987 г. византийские императоры Василий и Константин обратились к киевскому князю за военной помощью для подавления мятежа в одной из своих провинций. Владимир потребовал за это отдать ему в жены их сестру Анну. Византийцы ответили согласием, выставив в качестве дополнительного условия крещение Владимира. Подавив мятеж, но не дождавшись невесты, князь захватил византийскую крепость Херсонес. В конце концов царевна прибыла, и в 988 - 989 г. христианство стало государственной религией Руси. Почему религиозный выбор Руси оказался именно таким? Стояла ли в это время Русь перед каким-либо религиозным выбором?
   В XI - XII в. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы, о чем свидетельствовали браки представителей киевской династии. Сам Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа -Индигерде. Сыну Изяславу Ярослав сосватал дочь польского короля Мешко II, сыну Святославу - дочь немецкого графа Леопольда фон Штаде. Младший из трех Ярославичей, Всеволод, женился на византийской принцессе, родственнице императора Константина Мономаха. Среди дочерей Ярослава старшая Агмунда - Анастасия стала венгерской королевой, Елизавета - норвежской, Анна - французской. Брак Анны оказался несчастливым, и она бежала от мужа к графу Раулю II Валуа. Королевская власть во Франции находилась в состоянии упадка, и король Генрих I не мог вернуть жену.
   Венцом матримониальных успехов киевского дома был брак Ефросиньи, дочери Всеволода Ярославича, с германским императором Генрихом V. Брак был недолгим. После шумного бракоразводного процесса Ефросинья вернулась в Киев. Брат ее, Владимир Мономах, женился на англосаксонской принцессе Гите. Какое значение для средневековых государств имели династические браки?
   Русь рано стала торговать с другими странами. Уже Святослав Игоревич в мотивировке своего стремления на Дунай отметил заинтересованность Руси в торговле с Чехией - “Русь получает от Чех серебро и кони”. Источники говорят о торговых связях Руси с Краковом. О торговле с немецкими землями упоминают ранние таможенные уставы, фиксирующие пошлины для русских купцов. Важнейшим центром торговли Руси с германскими государствами был Регенсбург, где была образована особая корпорация купцов, торгующих с Русью, - так называемых русариев. О чем свидетельствуют эти факты?
   На Русь отовсюду иноземные купцы везли свои товары: из Византии - дорогие ткани, церковную утварь, драгоценные камни, золотую и серебряную посуду, украшения; из стран Кавказа, Персии, Прикаспия - благовония и пряности, бисер, который так ценили русские женщины, и вино; из Фландрии - тонкие сукна. В торговых делах участвовали и представители княжеских домов: они либо доверяли свои товары купцам, либо имели своих торговых представителей в многочисленных торговых караванах, которые под усиленной охраной шли из русских земель во все концы света.

 
< Пред.   След. >