YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История восточных славян с древнейших времен до конца XVIII в. (О.Э. Проценко) arrow Тема 9. Внутренняя политика России в середине XVI в.
Тема 9. Внутренняя политика России в середине XVI в.

Тема 9. Внутренняя политика России в середине XVI в.

   1. Начало деятельности Земских соборов.
   2. Реформы центрального управления.
   3. Перестройка местного управления.

   Источники и литература

   Послания Ивана Грозного. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.
   Хрестоматия по истории СССР. XVI - XVII в. - М.: Соцэкгиз, 1962. - Док. 24, 27, 30, 35.
   Алыниц Д.Н. Начало самодержавия в России. - Л.: Наука, 1988.
   Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. - М.: Соцэкгиз, 1960.
   Каштанов СМ. Социально-политическая история России конца XV - первой половины XVI в. - М.: Наука, 1967.
   Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. - М.: Мысль, 1961.
   Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. - М: Изд-во АН СССР, 1969.
   Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М.: Наука, 1983.
   Солодкий Я.Г. Засечный приказ // Вопросы истории. -1999. - № 11 - 12.
   Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии. - М.: Изд-во АН СССР, 1962.
   Филюшкин А.И. Термины “царь” и “царство” на Руси // Вопросы истории. - 1997. - № 2.
   Хорошкевич А.Л. Царский титул Ивана IV и боярский мятеж 1553 // Отечественная история. - 1994. - № 3.
   Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства XVI-XVII в. - М.: Наука, 1978.
   Шмидт СО. Становление российского самодержавия. - М.: Мысль, 1973.

   В середине XVI в. существенно меняется форма Российского государства. На смену раннефеодальной монархии приходит сословно-представительная. Причиной возникновения сословно-представительной монархии являлась относительная слабость монарха, который стремился к установлению самодержавия, но был вынужден делить власть с Боярской думой. Из-за неразвитости таких необходимых атрибутов абсолютизма, как разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция (все эти институты оформятся только в XVIII столетии), цари правили страной вместе с феодальной аристократией и посредством феодальной аристократии. Не только на рубеже XV и XVI вв., но и в дальнейшем (вплоть до XVII столетия) отношения московских государей с нею в значительной мере учитывали древнерусский обычай совета князя с дружиной, в трансформированном виде доживший до эпохи единого государства и воплотившийся в деятельности Боярской думы, в практике “сидения царя с бояры”. Важнейшие вопросы внешней и внутренней политики решались по формуле: “царь указал, а бояре приговорили”. В поддержании политических привилегий феодальной аристократии большую роль играл институт местничества, в соответствии с которым назначения на государственные должности должны были учитывать служебную родословную.
   Царь Иван IV, ведя борьбу с боярской аристократией, не доверял Боярской думе и все больше опирался на так называемую “Ближнюю думу”, в которую входили особо приближенные к царю лица.
   Наиболее специфическим органом государственной власти данного периода явились Земские соборы. Важной причиной их созыва было обострение социальной борьбы. Требовалось создать некоторую видимость того, что к государственному управлению привлекаются не только бояре, но также дворяне, посадское население, а иногда даже государственные крестьяне, стрельцы, казаки (так было при созыве Земского собора в 1613 г.).
   Земские соборы созывались в наиболее острые моменты. Первый собор, названный Собором примирения, был созван в 1549 г. В какой обстановке собрался собор? С чем связано его название?
   В Земские соборы входили царь, Боярская дума, верхи духовенства (Освященный собор) в полном составе. Они составляли как бы верхнюю палату, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии со своим положением. Нижняя палата была представлена выборными людьми от дворянства, дьяков, верхов посада. Выборы в нижнюю палату проводились не всегда. Иногда, при срочном созыве собора, они приглашались царем или должностными лицами на местах.
   В большинстве случаев заседания и обсуждения вопросов проходили по сословиям. Бояре и духовенство, как правило, заседали отдельно от остальных сословных представителей. Решения соборов оформлялись в специальных протоколах, которые назывались соборными актами. Они скреплялись печатями царя, патриарха (митрополита до 1589 г.) и высших чинов. Продолжительность заседаний Земских соборов зависела от обстоятельств и существа обсуждавшихся вопросов. Иногда эти заседания продолжались несколько часов, но в ряде случаев Земские соборы функционировали непрерывно по нескольку лет. Проанализируйте, являлись ли Земские соборы лишь совещательными органами при царе? Можно ли их отнести к высшим органам власти? Расцвет соборной практики приходится на первые десятилетия XVII в., когда потрясенная Смутой верховная власть нуждалась в постоянной политической поддержке. Во второй половине XVII в. в связи с развитием абсолютизма деятельность Земских соборов замирает - в них отпала необходимость. Земские соборы должны были служить опорой царской власти, являясь как форма представительства помещиков и посадского населения своего рода противовесом феодальной аристократии.
   С конца XV в. в России идет процесс формирования органов центрального управления - приказов. Родоначальницей приказов являлась Казна - орган управления, выполнявший еще при Иване III функцию канцелярии государя. Со временем из Казны начали вычленяться избы, занимавшиеся управлением отдельных отраслей хозяйства и постепенно трансформировавшиеся в приказы. Завершение приказной реформы приходится на время правления Избранной рады - неформального правительства, сложившегося около 1549 г. Возглавлял этот правительственный кружок Алексей Федорович Адашев, талантливый политический деятель из богатого, но не особо знатного рода. Избранная рада в середине XVI в. провела ряд серьезных реформ, направленных на централизацию государства. Подумайте, почему Избранная рада получила название “правительство компромисса”, а проведенные ею реформы - “реформы компромисса”?
   В формирующихся приказах власть сосредоточивалась главным образом в руках дьяков, происходивших, как правило, из дворян. К числу важнейших органов управления относились прежде всего приказы, ведавшие вооруженными силами и их обеспечением: Разрядный приказ (центральное ведомство по делам дворянского войска), Поместный приказ (ведавший по местным землевладением), Стрелецкий, Пушкарский приказы и др. Делами о “лихих людях” занимался Разбойный приказ, многообразными внешнеполитическими вопросами - Посольский. Большой приход ведал сбором важнейших общегосударственных налогов. Земский приказ выполнял полицейские функции в Москве. Особое значением имел Челобитный приказ, возглавлявшийся Адашевым. Этот приказ, разбиравший “челбитья”, т.е. прошения и жалобы, в известной мере контролировал деятельность других центральных ведомств. По мере присоединения к Русскому государству новых территорий возникли новые приказы, создаваемые уже не по отраслевому, а по территориальному принципу - Казанский, Сибирский
   Укрепление боеспособности вооруженных сил также составило важную часть преобразований Избранной рады. В 7550 г. было создано стрелецкое войско, являвшееся зародышем постоянной армии. В том же году на время военных походов стали ограничивать местничество при назначении на командные должности. В московском уезде испоместили “избранную тысячу” дворян, призванных образовать ядро царской армии. В 7556 г. было издано “Уложение о службе”, определявшее порядок ратного служения феодалов. Вотчины в отношении службы были приравнены к поместьям, и вотчиннику предписывалось служить на тех же принципах, что и помещику. В феодальной России были распространены две формы крупного землевладения: вотчина и (с XV в.) поместье. Они различались по объему владельческих прав. Вотчинник мог распоряжаться своей землей: завещать, продавать, дарить. Помещику земля предоставлялась при условии несения службы в пользу вышестоявшего земельного собственника (князя, боярина, церковного владыки). Поместьем нельзя было распорядиться без разрешения этого собственника-сюзерена. “Уложение о службе” предписывало и вотчинникам и помещикам с каждых имеющихся у них 150 десятин земли выставлять одного воина “конно и оружно”.
   В 7550 г. был принят новый Судебник. Он был основан на Судебнике 1497 г., но расширен, лучше систематизирован.
   Перемены в центральном управлении неизбежно повлекли за собой реформу устаревшей системы местного управления. Местное управление сосредоточивалось в уездах - бывших самостоятельных княжествах, которые делились на станы и волости. В уезды назначались бояре-наместники, в станы и волости - волостели. За выполнение управленческих функций им полагался “корм” - определенные налоговые поступления. Почему подобная система местного управления нуждалась в упразднении? Проведенная в середине XV в. реформа отражала интересы дворянства и верхушки посада. Система кормления была заменена системой губного (губа - территориальный округ) и земского самоуправления. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа - губного старосту, которого утверждал в должности Разбойный приказ. Он же давал соответствующий наказ с разъяснением прав и обязанностей губного старосты. Аппарат губного старосты состоял из целовальников (избиравшихся посадскими и верхушкой черносошного крестьянства). Целовальники назывались так потому, что целовали крест с присягой верно служить в этой должности. Каждый губной орган имел специальную канцелярию - губную избу, делопроизводство в ней вел губной дьяк. Вначале губные старосты избирались бессрочно, затем выборы стали проходить ежегодно. Губные органы расследовали дела об убийствах, разбое, кражах, надзирали за тюрьмами.
   Одновременно с созданием губных органов проводилась земская реформа. Посадские люди, а также крестьяне черных волостей и дворцовых земель получили право избирать из своей среды земских старост (они назывались также “излюбленными головами”), а также “лучших людей” (целовальников или земских судей).
   Право иметь земские органы самоуправления крестьяне черных волостей и посадские получили не бесплатно. Они должны были выплачивать определенные суммы в казну -как бы выкуп государству за то, что они освобождались от наместников-кормленщиков и могли выбирать свои органы земского самоуправления. Кроме земских старост и целовальников, выбирались также земские дьяки, которые вели делопроизводство в земских избах. К ведению земских органов относились прежде всего сбор податей и разбор гражданских и мелких уголовных дел. Более крупные дела рассматривали губные органы.
   Итак, в 7556 г. “Кормленичий доход” наместников и волостелей уступил место общегосударственному налогу. Из средств, образуемых с помощью этого налога, правительство субсидировало служилых людей, облегчая им “помогой” снаряжение на ратную службу. Прежних наместников и волостелей полностью заменили органы местного самоуправления, поставленные в подчинение центральным правительственным учреждениям.
   Д.Н.Алыниц о Земских соборах
   “На земском соборе 1566 г. были впервые широко представлены служилые люди и верхи посада. Было бы, однако, неверным рассматривать соборы 60-х гг. XVI в. как начальный этап превращения России в представительную монархию. Нет оснований считать, что явившиеся на собор представители различных сословий были выборными. Состав основных участников собора был предопределен царем. Созывая собор, царь был абсолютно убежден в его покорной поддержке. Он не собирался делить власть с представителями аристократии или тем более дворянства и посада. Об этом свидетельствует та жесточайшая расправа, которая постигла земцев - участников собора, обратившихся к царю с челобитной об отмене опричнины”.

 
< Пред.   След. >