YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История восточных славян с древнейших времен до конца XVIII в. (О.Э. Проценко) arrow Тема 11. Культура восточных славян в XIII - XVI в.
Тема 11. Культура восточных славян в XIII - XVI в.

Тема 11. Культура восточных славян в XIII - XVI в.

   1. Этапы развития культуры во второй половине XIII - XV в.
   2. Особенности развития культуры в XVI в.

   Источники и литература

   Алтапов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа XII - XVII в. - М.: Наука, 1973.
   Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI - XIV в.). - М.: Изд-во АН СССР, 1960.
   Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. -Л.: Наука. 1987.
   Зимин А.А. И.С.Пересветов и его современники. - М.: Изд-во АН СССР, 1958.
   Иванов А.И. Литературное наследие Максима Грека. - Л.: Наука. 1969.
   Культура средневекового города. - М.: Мысль, 1984.
   Культура средневековой Руси. - Л.: Наука. 1974.
   Лихачев Д. С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962.
   Манеев Н.Г. Искусство Московской Руси во второй половине XV - XVII в. - М.: Изд-во АН СССР, 1966.
   Муравьев А.В., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры. IX - XVII в. - М.: Просвещение, 1984.
   Полунина К.С. Памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Юрьева-Польского. - Л.: Наука, 1973.
   Сахаров A.M., Муравьев А.В. Очерки русской культуры. IX-XVII в. - М.: Просвещение, 1962.
   Тихомиров М.Н. Русская культура X - XVIII в. - М.: Наука. 1968.
   Тихомиров М.Н. Русское летописание. - М.: Наука, 1979.

   Культура средневековой Руси имеет свои особенности, определенные ее исторической судьбой. IX - начало XIII в. были периодом последовательного, поступательного развития культуры, достигшей наивысшего расцвета накануне манголо-татарского нашествия.
   В исторической литературе встречается порой ошибочное представление о культуре периода феодальной раздробленности как о культуре застоя. На самом деле переход к феодальной раздробленности означал не только дальнейшее развитие старых культурных центров (Киев, Новгород), но и возникновение новых. Это явление отчетливо проявилось в летописании. XII - XIII в. - время расцвета летописания местных феодальных центров. С начала XII в. возникает летописная традиция в Ростово-Суздальской земле, а при князе Данииле Романовиче (1238 - 1264) - в Галицко-Волынской.
   Продолжались и углублялись традиции архитектурных школ. В XII - XIII в. на Руси было создано много выдающихся произведений архитектуры. Особенно интересные постройки сохранились в Новгороде Великом и в городах Ростово-Суздальской земли. Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были монументальная строгость и простота форм, скупость в украшениях. Для ростово-суздальского зодчества характерна четкость архитектурных форм и линий. Храмы одновременно и торжественно-суровы, и нарядны, отличаются пышностью, декоративностью, сложной и тонкой каменной резьбой. Своеобразные архитектурные школы сложились также в Полоцкой, Галицко-Волынской, Чернигово-Северской и других землях. Таким образом, культура периода феодальной раздробленности - это культура зрелого феодального общества. Развитие культуры шло как бы вглубь, выявляя и развивая далее местные древние племенные традиции, одновременно аккумулируя их в общенародные культурные традиции.
   Нашествие и установившееся затем иноземное иго затормозили культурное развитие Руси. Если домонгольская Русь развивалась на уровне передовых стран тогдашней Европы, то подрыв монголо-татарами материальной основы развития славянской культуры и затруднение ее связей с западноевропейскими странами привели к ослаблению культурного развития конца XIII - XIV в.
   Можно наметить несколько этапов историко-культурного процесса на Руси от второй половины XIII до конца XV в., соответствующих этапам общеисторического процесса.
   Первый этап (от монголо-татарского вторжения приблизительно до середины XIV столетия) характеризуется заметным упадком различных сфер материальной и духовной культуры; но вместе с тем уже в конце XIII столетия наблюдаются первые признаки начинающегося возрождения. После полувекового перерыва в Новгороде, Твери, других городах Северо-Восточной Руси возобновляется каменное зодчество, появляются новые центры летописания (Москва, Тверь). Вообще география культурных центров меняется, прежние очаги культуры: Владимир, Суздаль, Ростов - отходят на задний план. Внешние связи русской культуры в этот период оказываются почти полностью прерванными. Только Новгород и Псков сохраняют общение со странами Запада. Этим двух городам принадлежит особое место в истории русской культуры XIII - XV в.
   Второй этап (примерно с середины XIV до середины XV столетия) - это хозяйственный подъем Руси, укрепление местных государственных образований, развитие Москвы, Твери, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных политических и культурных центров. В этот период проявления культуры отчетливо свидетельствуют о ее несомненном подъеме и сильных местных особенностях, а также о сознании единства Русской земли и в историческом и в современном аспектах. И дело не только в том, что Киевскую Русь повсюду почитают своей предшественницей, но и в том, что по всей Русской земле расходится знаменитая “Задонщина” и с ней цикл сказаний о Мамаевом побоище, проникнутый идеей единства всех русских людей в борьбе с ненавистным врагом.
   В этот период начинает ломаться замкнутость культуры восточных славян, устанавливаются связи с болгарской и сербской культурами. Подвергаясь южнославянскому влиянию, культура восточных славян, однако, сохраняет свою “особость”.
   Новый этап в историко-культурном процессе относится ко второй половине XV столетия. В это время происходит объединение русских земель, усиливается взаимопроникновение местных культур. Становясь государственным центром страны, Москва превращается в центр формирующейся культуры русской народности. Предшествующий этап расцвета культуры местных центров обогатил культуру страны в целом, и теперь она сливается в общем потоке, сохраняя, однако, местные черты.
   Еще более расширяются и усиливаются связи со странами Запада, но на пути культурного общения с ними встает церковь с ее упорной борьбой против “латинства”. В конце XV в. казалось, что Россия, потеряв духовного пастыря в лице Византии, готова была искать пути сближения с Западом. Итальянский брак Ивана III и деятельность греков-униатов в Москве расширили связи с Европой. Однако низложение архиепископа Геннадия, покровительствующего “латинам”, фактический разрыв русско-итальянских связей, суд над Максимом Греком положили конец наметившемуся повороту. Торжество официальной церкви и самодержавных начал, утверждение идеи исключительности Москвы - “третьего Рима”, последней мировой истинно христианской империи, способствовали, по мнению Р.Г.Скрынникова, изоляции России в то время, когда она остро нуждалась в развитии культурных и прочих связей со странами Западной Европы.
   Новый культурный подъем был связан с созданием единого государства и приходится на XVI в. Он проявился в первую очередь в небывалом оживлении общественно-политической мысли, бурно обсуждавшей проблемы общественного развития в условиях единого государства. В первой половине XVI в. создается культурный кружок вокруг новгородского архиепископа, а с 1542 г. - вокруг митрополита всея Руси Макария. Макарием и его сотрудниками и были созданы Великие Четьи-Минеи.
   На вершине культурного подъема находятся проявления русского вольнодумства, выступления еретиков, отзвуки реформационного движения. Русское вольнодумство и ереси конца XV - первой половины XVI в. получили неодинаковую оценку в литературе. В советской историографии их трактуют как реформационно-гуманистическое движение, направленное против феодальной церкви. В ереси видят “одну из форм классового протеста социальных низов против феодального гнета”, ее распространение связывают с резким обострением классовой борьбы (А.А.Зимин, Я.С.Лурье). Следует заметить, однако, что никаких следов классовой борьбы в указанный период обнаружить не удается.
   В России XVI столетия широкое развитие получает публицистика. Одним из самых известных публицистов этого времени был Иван Пересветов, один из главных идеологов опричнины. Очень своеобразным мыслителем предстает Федор Карпов, дипломат, государственный деятель, искавший “истину через сомнения”. О путях и методах централизации, об отношениях монарха и подданных вели яростный спор талантливые политические противники - царь Иван Грозный и князь Андрей Курбский.
   Развитие культуры на украинских землях проходило под влиянием чужеземного владычества. Это особенно проявилось в народном творчестве, проникнутом идеями освободительной борьбы. Народные “думы” и “плачи” посвящались борьбе с турецко-татарскими полчищами. С особым чувством воспевалась в “плачах” родная земля. В творчестве народа воплощалось растущее самосознание формирующейся украинской народности. С этим процессом было связано и развитие украинского летописания во второй половине XVI в. Распространению книгопечатания способствовала просветительская деятельность переехавшего во Львов Ивана Федорова, который основал там, а затем в Остроге первые типографии на Украине. Развитие просвещения на Украине было связано с деятельностью братств, которые из цеховых и религиозных организаций постепенно превращались в центры обучения, просвещения, книгоиздательской деятельности, борясь против окатоличивания и национального угнетения народа.
   В истории культуры славянских народов было много достижений, были и трудные времена. Но неизменно развиваясь по восходящей линии, культура XVI в. стала тем надежным “предмостьем”, с которого начиналось в XVII в. развитие новой русской культуры.

   Вопросы к обсуждению

   1. Устное народное творчество на Руси в XIV - XVI в.
   2. Письменность и грамотность у восточных славян.
   3. Развитие летописания на Руси.
   4. Общественная мысль и ереси в XIV - XVI в.
   5. Строительство и архитектура в восточнославянских землях.
   6. Развитие живописи на Руси.
   7. “Домострой” Сильвестра.
   8. Четьи-Минеи митрополита Макария.
   9. Развитие книгопечатания у восточных славян.
   10. Особенности развития культуры на украинских землях.

 
< Пред.   След. >
Полиграфия: от визитки до книги - визитки цена. Шины Durun A-One.