YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История социальной работы (Е.Ю. Костина) arrow 1.2. Мотивация благотворительной деятельности
1.2. Мотивация благотворительной деятельности

1.2. Мотивация благотворительной деятельности

   Мотивация социального поведения (в том числе и благотворительной деятельности) зависит от системы социальных диспозиций личности, ее готовности к определенному способу действий, которая включает, во-первых, общую систему ценностных ориентации личности, во-вторых, система ее общественных социальных установок на определенные социальные объекты, в-третьих, система ситуационных социальных установок.
   Система мотивов благотворительной деятельности включает в себя все три уровня. Высший уровень генеральный диспозиций, регулирующих общественную направленность социального поведения личности к альтруистическим поступкам и благотворительной деятельности. Доминирование диспозиций других уровней, определяют поведение в той или иной сфере деятельности, направлять поступков в отношение определенных социальных объектов и ситуаций - детерминируют выбор объекта благотворительности и форму благотворительной деятельности. Однако, доминирующие мотивы благотворительной деятельности определяются системой ценностных ориентации общества, особенностями социально-культурных условий, господствующих общественных идей.
   Исследователи, изучающие развитие благотворительной деятельности в истории России, пытались выделить основные мотивы, которые заставляют людей совершать благотворительные деяния. Но у некоторых авторов интерпретация мотивов благотворительной деятельности сознательно заужена. Так, марксисты, основным и единственным мотивом считают, стремление получить социальные дивиденды и налоговые льготы, чтобы улучшить свое положение. Ученые ориентированные на поиск духовных корней социальной активности, склонны указывать только на религиозные, патриотические и культурно-эстетические причины благотворительности. Они считают, что нравственность может быть только в религиозных заповедях и не в чем ином. Так известный русский философ Булгаков С.Н. писал: “...нравственность корениться в религии. Внутренний свет, в котором совершается различение добра и зла в человеке, исходит из Источников светов”.
   Что же заставляет человека жертвовать своим временем, своими средствами, своей жизнью ради помощи другому человеку? Считается, что в основе стремления помочь другому лежит -жалость и альтруизм. Жалкий, по Далю , - это тот, кто вызывает чувство сожаления, участия, сострадания, соболезнования. В своей нравственной философии добра Соловьев B.C. доказывает взаимосвязанность понятий жалость, милосердие и альтруизм. “Как стыд выделяет человека из прочей природы и противопоставляет другим животным, так жалость внутренне связывает его со всем миром живущих. Внутренним основанием нравственного отношения к другим существам может быть только жалость, или сострадание, а не сорадование, или сонаслаждение” . Но жалость сама по себе не является еще достаточной основой всей нравственности, поскольку сердечная доброта к живым существам совместима с безнравственностью в других отношениях. Очень важно, чтобы оказывающий помощь осознавал и воплощал в своей деятельности идею: что другие люди похожи на него и относиться к ним нужно как к себе. То есть, необходимо на деле подтверждать основной принцип современной социальной политики и социальной работы: “уважение человеческого достоинства независимо от состояния его физического и психического здоровья, возраста, пола, вероисповедания и социального положения”.
   Альтруизм - это нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовность жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму. Альтруизм — заинтересованность в благосостоянии скорее других, нежели в собственном. Альтруистическое поведение противоположно эгоистическому и включает в себя стремление помочь другим. Термин был введен Контом (фр. “vivre pour autrui” - “жить для других”), считавшим, что под влиянием позитивизма общество развивается в направлении гуманистических ценностей. Это нравственный принцип согласно которому благо другого человека и он сам более значимы, чем собственное “я” и его благо . Принцип альтруизма является универсальной формулой бескорыстного благодеяния. Альтруист оказывает помощь даже тогда, когда ничего не предлагается взамен, да и ожидать ничего не приходиться. Классической иллюстрацией этого явления может служить притча Иисуса о добром самаритянине:
   “...некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел пою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел, и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подошедши перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу, и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: “позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе”.
   Самаритянин проявляет чистый альтруизм. Исполненный чувства сострадания, он отдает совершенно незнакомому ему человеку свое время, силы и деньги, не ожидая ни вознаграждения, ни благодарности.
   О.Конт различает, во-первых, присущий животным инстинктивный альтруизм, объединяющий индивидов и род. Действительно, определенное проявление альтруистического поведения мы можем наблюдать у животных. Экспериментально было доказано, что крысы могут кооперироваться, для удовлетворения потребностей только одной из них или каждой из них поочередно
   Во-вторых, Конт выделяет альтруизм, превращающийся в конечном итоге в спонтанное свойство, объединяющее всех людей. Эту точку зрения разделяет Кропоткин П. Он считает, что нравственность это сложная система чувств и понятий, в основе которой лежат инстинкты (врожденные чувства и потребности). В свою систему нравственности он включает:
   Инстинкты (общительность);
   Понятия разума (справедливость);
   Чувство, одобряемое разумом (самопожертвование).
   Причем, он использует термин готовность к самопожертвованию, великодушие.
   Он говорите, что это чувство ближе к альтруизму - то есть “способности действовать на пользу другим” , он старается избегать христианского понятия о любви к ближнему. Слова “любовь к ближнему” неверно отражают чувство, двигающие человеком, когда он жертвует своими непосредственными выгодами на пользу других. “Действительно, в большинстве случаев человек, поступающий так, не думает о жертве и сплошь и рядом не питает к этим “другим” никакой особой любви. В большинстве случаев он даже не знает их” . Он считает, что нравственным чувства могут быть, только если оказываются без задней мысли на воздаяние (при этой жизни или после смерти). Таким образом, это нужно самому человеку, это свойственно человеческой природе. По мнению Швейцера А. гуманность это “...стремление быть добрым не только потому, что это нашей сущности”.
   Миронова Г.А. в своей работе выделяет признаки, позволяющие классифицировать поведение как альтруистическое:
   Добровольные и сознательные действия как проявление свойств воли, а не результат внешнего принуждения.
   Бескорыстное исключение ожидания ответного благодеяния.
   Стремление содействовать благу других людей из гуманных мотивов.
   Наличие эмоционального отношения к людям, сочувствия им, доброжелательность, симпатия, готовность помочь.
   Социальная ориентированность поступка. Самоотречение (самоотверженность).

 
< Пред.   След. >