YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История социальной работы (Е.Ю. Костина) arrow 2.1. Предпосылки развития благотворительной деятельности
2.1. Предпосылки развития благотворительной деятельности

2.1. Предпосылки развития благотворительной деятельности

   Предпосылки благотворительной деятельности, вдохновляемой идеями милосердия, гуманности, человечности уходят в первобытнообщинный строй, в первобытный коллективизм. Это подтверждается сведениями из многих наук: истории, археологии, антропологии, этнологии, философии. Еще Ч.Дарвин отмечал, что человек сохранил с отдаленных времен некоторого рода инстинктивную любовь и сочувствие к своим сородичам.
   Уже в первобытном обществе стали складываться различные нормы взаимной помощи, которые оказали громадное влияние на последующее развитие человеческого общества. Отношения взаимопомощи, чувство сострадания к немощным были отмечены у неандертальцев. При раскопках были обнаружены останки двух особей, которые смогли прожить более двух лет после тяжелого ранения, исключительно благодаря заботе других членов группы.
   Взаимопомощь, поддержка, проявление гуманности в отношениях к сородичам - все, что потом стало называться проявлением милосердия, было присуще людям, жившим и в родоплеменном обществе. Известный русский путешественник В.К.Арсеньев, описывая быт и нравы охотников из племени удэге на Дальнем Востоке, отмечал: "Внимание к чужим интересам, к чужой нужде в нем так же развиты, как и забота о своей семье". "Убьет ли он на охоте оленя, поймает ли рыбу, привезет ли домой муку - он не отдаст всего этого семье, он непременно поделится со всеми". Другой исследователь народов Севера и Дальнего Востока И.Вениаминов писал, что одна из заповедей нравственного кодекса алеутов гласила: "... во время бури и других бедствий спасти других или хотя одного с явною опасностью своей жизни".
   Английский исследователь жизни аборигенов Австралии Ф.Роуз рассказывает: "Когда мужчина приносил крупное животное, его готовили и делили между всеми членами производственной группы, которая могла состоять из нескольких семей, таким образом мясную пищу получал более широкий круг родственников" Русский мыслитель П.А.Кропоткин писал, что при родовом строе "отказать сородичу или даже чужеземцу-страннику в убежище или же не разделить с ним трапезы всегда считалось и по сию пору считается преступлением... Случайно обедневший бурят по праву кормится у каждого из своих сородичей по очереди... жители Огненной земли, африканские готтентоты и все другие "дикари" поровну делят между собой всякий кусок пищи, полученной в подарок".
   Первые письменные известия он наших древних предках относятся к 6 веку, даже иностранцы говорят о доброте, силе и взаимопомощи древних славян. Самой первой формой общественной организации являлся род. Вот что рассказывает об организации первобытного общества историк Ю. В. Кнышенко: “Род был спаян взаимной обязанностью сородичей в материальной помощи, защите и отмщении обид. Право членов рода на материальную помощь со стороны сородичей, удивительное гостеприимство не порождало лодырей, все трудились в меру своих сил и способностей.
   Древние славяне жили родовыми общинами. Основными их занятиями являлись земледелие и скотоводство. Выполнение трудоемких работ было под силу только большому коллективу. Поэтому в жизни славян большое значение приобрела община. Она являлась органом местного крестьянского самоуправления, в компетенцию которого входили земельные переделы, налогово-финансовые вопросы (связанные с обложением податями и их распределением), решение судебных споров, вопросы помощи нуждающимся. На смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, объединявшая несколько семей. Каждая община владела определенной территорией. Общинные владения были общественными и личными. Единство соседской общины поддерживалось не правовыми, а хозяйственными связями.
   Родовые отношения являлись важнейшим охранным механизмом, фактором этнической идентификации и социализации индивида. Род сохранял верховную собственность на землю, выступал регулятором семейно-брачных отношений в виде обычно сохранявшейся экзогамии и реже эндогамии, выполнял функции взаимопомощи, взаимоответственности и защиты.
   Общинные принципы жизнедеятельности восточных славян, практика осуществления защиты человека в системе рода и общины нашли отражение в конкретных формах помощи и взаимопомощи, среди которых основными были:
   - культовые с различными сакральными атрибутами;
   - общинно-родовые в рамках рода, семьи, поселения;
   - хозяйственные.

 
< Пред.   След. >