YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История социальной работы (Е.Ю. Костина) arrow 4.3.1. Каритативная деятельность католической церкви
4.3.1. Каритативная деятельность католической церкви

4.3.1. Каритативная деятельность католической церкви

   Католическая церковь, оформившаяся после разделения в 1054 года христианства на западное и восточное, накопила большой опыт милосердной и благотворительной деятельности которую на Западе, как выше отмечалось, принято называть каритативной деятельностью. Делами милосердия и благотворительности в католицизме занимались и занимаются приходы, монастыри, монашеские ордена, благотворительные центры, разветвленная сеть различных организаций мирян.
   Католическая благотворительная практика опирается на соответствующее теологическое обоснование, которое включает и обще христианские принципы, и собственно католические постулаты. Так, она органически связана с концепцией спасения - путем совершения различного рода "добрых дел" в пользу неимущих, нищих, страдающих. В католической литературе обычно подразделяются милосердные деяния на два направления - материального и духовного характера. Традиционный перечень так называемых "дел милосердия для тела" включает следующие деяния: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, принять странника в свой дом, посетить больного, похоронить заключенного. Этот перечень дополняют семь "дел милосердия для души": обратить грешника, научить непросвещенного, дать добрый совет сомневающемуся, утешить скорбящего, терпеливо переносить тяготы, прощать от всего сердца обиды, молиться за живых и усопших. Благотворительность в католицизме прямо вытекает из учения о спасении "добрыми делами", связанными с проявлением милосердия и сострадания к нищим, обездоленным, нуждающимся в материальной и духовной поддержке.
   По церковным канонам доход от церковной десятины делился на четыре части: одна шла епископу, другая приходскому священнику, третья на постройку церквей, четвертая - на призрение бедных. Католическая церковь (в отличие от последующего протестантизма) даже идеализировала бедность и нищенство. В средневековом католицизме идеализация нищенства получила классическое выражение в творчестве и деятельности католического святого Франциска Ассизского, который проповедовал добровольную нищету. Его идеи изложены в “Правилах жизни”, где он осуждает деньги, торговлю и материальные блага.
   Кроме того, христианство с самого начала предписывало заботиться о сиротах. Забота о сиротах, как вообще о бедных, перешла, главным образом, к католическим монастырям. Устраивались богадельни, в которые принимались нуждающиеся, оказывалась помощь и приходящим с просьбой о таковой. Появились странноприимные дома (ксендохии) существовавшие для призрения бедных странников, находящихся в пути. Во многих местах учреждались больницы, где призревались неимущие и больные.
   Большое внимание теологическому обоснованию милосердного служения уделяется и современной католической Церкви. Тема милосердия, помощи страждущим, настоятельной ее необходимости в наши дни постоянно присутствует в официальных документах католической церкви, в том числе папских энцикликах. Папа Иоанн Павел II говорит: “Все традиционные формы помощи - алчущим, жаждущим, нагим, нуждающимся в приюте и ночлеге, находящимся в больнице и темнице, - реализующие заповеди Христа, должны быть продолжены. Слова Христа, настаивающие на каритативных деяниях и отождествляющие себя с ближними как объектами любви ("Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне", не должны остаться благим пожеланием”. Он также заметил, что "эффективно могут помочь лишь те, кто дает им не только необходимую заботу, но и искренне братскую поддержку".
   Особую известность в сфере благотворительной деятельности приобрела католическая организация "Каритас". Это международная организация со слаженной системой взаимодействия и взаимопомощи национальных организаций, которые действуют в 127 странах. В конце ноября 1991 г. она была официально зарегистрирована Министерством юстиции России.

 
< Пред.   След. >