YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Введение в психологию (Под общ. ред. А.В. Петровского) arrow 3. Чувства и личность
3. Чувства и личность

3. Чувства и личность

   Чувства - одно из наиболее ярких проявлений личности человека, выступающих в единстве с познавательными процессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Содержание чувств определяет устойчивые отношения личности к тому, что она познает и делает. Охарактеризовать личность во многом означает сказать, что вообще данный конкретный человек любит, что он ненавидит, презирает, чем он гордится, чему радуется, чего он стыдится, чему завидует и т.д. Предмет устойчивых чувств индивида, интенсивность, характер и частота переживаний в форме эмоций, аффектов, стрессовых состояний и настроений раскрывают перед наблюдателем эмоциональный мир человека, его чувства и тем самым его индивидуальность. Именно поэтому при анализе эмоциональных процессов необходимо перейти от рассмотрения преходящих состояний к устойчивым чувствам, характеризующим личность человека.
   Чувства (в узком значении слова). В отличие от эмоций, аффектов, настроений и стрессовых состояний, имеющих ситуативный характер и отражающих отношение индивида к объекту в данный момент, в конкретных обстоятельствах, сложившихся к моменту их возникновения, чувства (вузком значении этого слова) отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направленности его личности. Поэтому чувства характеризуются устойчивостью, длительностью, измеряемой не часами и днями, а месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства имеют предметный характер, их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым субъект стабильно положительно или отрицательно мотивирован. Устойчивые мотивы только в том случае порождают систематическую активность человека, становятся постоянно действующими побуждениями к деятельности, если они становятся предметом устойчивых чувств.
   За действиями человека внешний наблюдатель (например, исследователь-психолог) может обнаружить его мотивы, дать им причинное объяснение {каузальная атрибуция), но сам человек переживает мотивы своего поведения и деятельности как чувства. Как подчеркивал психолог С.Л. Рубинштейн, чувства выступают в качестве субъективной - для самого человека - формы существования потребностей. Это означает, что мотивация открывается субъекту в виде чувств, которые сигнализируют ему о том, как и насколько значимы объекты для удовлетворения его потребностей. Чем более стабильны мотивы, образующие в совокупности направленность личности человека, тем в большей степени он переживает все, что способствует или препятствует его высокомотивированной деятельности, его поведению, в форме чувств, оценивающих, как идет (успешно или неуспешно) процесс удовлетворения потребностей.
   Сложившиеся как результат обобщения эмоционального опыта чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы личности человека, определяя динамику и содержание ситуативных эмоций, настроений и аффектов.
   Так, например, чувство любви к близкому человеку может по-разному проявляться в зависимости от обстоятельств: в радости при его успехе, огорчении при неудаче, в гордости за него или же в возмущении им в случае, если его поведение не соответствует ожиданиям субъекта чувства. Чем сильнее чувство, тем в меньшей мере его могут заслонить или исчерпать сиюминутные эмоции.
   Мать может испытывать эмоцию гнева, столкнувшись с возмутившим ее проступком дочери, однако по истечении некоторого времени любовь к дочери возьмет свое, проступок будет забыт, а дочь прощена. В этом - проявление и силы, и слабости чувства. Потребовалось бы множество проступков, чтобы отрицательные эмоции накопились и наступило бы более или менее заметное перерождение чувства, а тем более произошел бы его переход в противоположное. В то же время при относительно невыраженном общем эмоциональном отношении к другому человеку иногда достаточно субъекту пережить одну интенсивную положительную или отрицательную эмоцию, вызванную этим человеком, чтобы положительное или отрицательное чувство к нему окончательно сформировалось. В педагогической практике это один из опасных путей, на котором может складываться предубежденность учителя к тому или другому учащемуся.
   Страсти. Особый вид устойчивых чувств человека образуют страсти. Внутреннее отношение людей к тому, с чем они имеют дело и что происходит в их жизни, приобретает сплошь и рядом стабильный характер, становится постоянно действующей силой. Эта сила определяет особенности того, как воспринимается, представляется и мыслится человеком волнующий его предмет, как переживает он сменяющие друг друга эмоции, аффекты, настроения. Она становится побуждением к определенным действиям и мощным тормозом для поступков, не соответствующих укоренившемуся чувству. Таким образом, чувство оказывается включенным в ход мышления и активной деятельности человека. Устойчивое, глубокое и сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека, называется страстью.
   Страсть заставляет человека упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять себе удовлетворение потребностей, лежащих в их основе, воображать и всесторонне обдумывать действительные или только возможные препятствия и трудности на пути к этому Удовлетворению. Так, у борца за национальное освобождение чувство любви к родине, связанное с рядом самых заветных нужд и потребностей, превращается в непреодолимую силу, заставляющую его рисковать жизнью, упорно отыскивать пути, которые могли бы привести к конечной победе.
   То, что не связано с господствующей страстью, кажется незначимым, отодвигается на задний план, перестает волновать и интересовать человека, порой попросту забывается. То, что связано - захватывает, волнует, привлекает внимание, запоминается (иной раз с мельчайшими деталями). Неудовлетворенная страсть обычно порождает сильные эмоции и даже аффективные вспышки (гнева, возмущения, отчаяния, обиды и т.д.).
   Страстью может стать иногда самое благородное, высокое чувство, например любовь к Родине, к техническому изобретательству или к науке как исканию истины и служению народу. Тогда страсть оказывается источником подвигов, многолетних упорных трудов, открытий, творческих достижений. Но в страсть может превратиться и любое другое чувство, если оно находит для себя почву в условиях развития и индивидуальных особенностях. Если страсть заслуживает морального осуждения, мы говорим о низких страстях, о том, что человек под влиянием страсти опустился, нравственно переродился.
   Любовь. Существует множество устойчивых чувств (принимающих или не принимающих характер страсти), захватывающих все помыслы и стремления личности и ярко характеризующих ее эмоциональную сферу. Заметное место среди них - особенно в юношеском возрасте - принадлежит чувству любви, которое может рассматриваться как пример устойчивого чувства. Любовь -одно из важнейших собственно человеческих устойчивых чувств. Понятие “любовь” в психологии употребляется в двух значениях. В широком значении (родовое понятие) любовь — высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр устойчивых жизненных потребностей и интересов субъекта. Такова любовь к Родине, любовь к матери, к детям, к музыке и т.д.
   В более узком смысле (видовое понятие)любовь — это интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Имеющее глубоко интимный характер, чувство любви сопровождается ситуативно возникающими и изменчивыми эмоциями нежности, восторга, уныния и др., приподнятым или подавленным настроением, иногда аффектами ликования или же горя. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, т.е. дающей личности оптимальные возможности быть продолженной, идеально представленной в значимом другом (в любимом или в любимой), практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого.
   Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали абсолютизацию одного из двух этих начал. Любовь сводилась либо к биологическому началу, к половому инстинкту (трактовка любви как “секса”), либо отрицалась и принижалась физиологическая сторона любви, и она трактовалась как чисто “духовное” чувство (апология “платонической” любви, представление о физиологических проявления этого чувства как о чем-то низменном, грязном, греховном). Между тем, хотя физиологические потребности и являются предпосылкой возникновения и поддержания чувства любви между мужчиной и женщиной, однако в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках является общественно обусловленным чувством.
   В нем своеобразно отражаются особенности культуры.
   Виды чувств и их формирование. Общепринятой классификацией видов чувств психология не располагает. Принято выделять следующие виды: нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.
   Нравственные (моральные) чувства выражают отношение человека к человеку и - шире - к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах ее общественной жизни. К нравственным чувствам относятся: любовь (в широком и узком значении этого слова), сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность и др.
   Вопрос о воспитании чувств, и особенно нравственных, остается одним из наиболее важных в работе педагога. Формирование нравственных чувств подрастающего поколения обеспечивает фундаментальную основу высокой гражданственности человека.
   Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспепшости. В психологии выявлены глубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, развивающимися в единстве. Во взаимодействии этих процессов роль чувств состоит в том, что они выступают как своеобразный регулятор интеллектуальной деятельности. Как в филогенезе, так и в онтогенезе развитие чувств происходит в единстве с познавательной деятельностью человека, которая порождает у него эмоциональный отклик, переживания, связана с оценкой процесса познания и его результатов.
   К интеллектуальным чувствам относят удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. Так, благодаря чувству удивления человек начинает внимательно анализировать, оценивать новую ситуацию, ориентироваться в ней, стремиться к разрешению возникшего противоречия.
   В.А. Сухомлинский, реализуя метод эмоционального “пробуждения разума”, воспитывал у детей удивление перед'явлениями природы, перед предметами, казалось бы, известными, но полными нового, таинственного, — древними курганами, кликом журавлей, ночным небом и т.д., подчеркивая, что отсутствие или утрата чувства удивления у ребенка не стимулирует познания тайн бытия, обедняет его внутренний мир. “Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испытать, это ощущение тайны. В ней — источник всякого подлинного знания”, — писал А. Эйнштейн.
   В процессе познания человек постоянно выдвигает гипотезы, опровергая или подтверждая их, ищет наиболее правильные пути решения проблемы, иногда заблуждается и вновь выходит на верную дорогу. Поиски истины могут сопровождаться чувством сомнения - эмоциональным переживанием сосуществования двух или нескольких конкурирующих в сознании субъекта мнений о возможных способах решения проблемы (“сомнения”). Наконец, само решение вопроса, нахождение истины (или ее усвоение) может сопровождаться чувством уверенности. Чувство уверенности в справедливости идеи, в истинности того, что познал человек, является поддержкой для него в трудные минуты борьбы за претворение в жизнь убеждений, к которым он пришел путем активной познавательной деятельности.
   Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же - в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности -как эмоции презрения, отвращения и т.п. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека, процесса формирования его сознания. Уровень развитости и содержательности эстетических чувств (как, впрочем, нравственных и интеллектуальных чувств) выступает как существенно важный показатель ее социальной зрелости.
   В качестве примера специфического эстетического чувства может быть рассмотрено чувство юмора, в основе которого лежит способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Чувство юмора связано с умением субъекта замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке, парадоксальность их сочетания, кажущуюся значительность кого-либо и не соответствующее ей поведение и т.д. Чувство юмора предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления: пошлость, цинизм, злость и т.д. Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по тому, как человек понимает шутки, остроты, шаржи, карикатуры, улавливает комизм ситуации, способен ли он смеяться не только над другими, но и над собой. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора свидетельствует о сниженном эмоциональном уровне и недоразвитости личности человека. Встречающееся иногда слабое развитие чувства юмора у подростков и юношей, а также перерождение его в цинизм и пошлость является тревожным сигналом для педагогов и родителей.
   Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и иногда именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В назывании чувств “высшими” подчеркивается их обобщенность, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям, их специфически человеческий характер, поскольку у животных нет даже отдаленных аналогов высших чувств.
   В то же время следует подчеркнуть условность понятия “высшие чувства”, так как к ним приходится относить не только, к примеру, нравственные, но и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть и др.), т.е., по существу, низменные эмоциональные проявления личности. Наконец, ввиду отсутствия точного классификационного критерия, нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства с трудом могут быть отдифференцированы в психологическом анализе. Чувство юмора, являясь эстетическим, вместе с тем может рассматриваться как интеллектуальное (если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей действительности) и вместе с тем как нравственное чувство. Все это подчеркивает единство эмоциональной сферы личности человека.

 
< Пред.   След. >