YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow История социальной работы (Е.Ю. Костина) arrow 7.2.2. История попечительства и посещения тюрем в России
7.2.2. История попечительства и посещения тюрем в России

7.2.2. История попечительства и посещения тюрем в России

   До начала XIX века проблемы посещения тюрем, как таковой, в России не существовало. Вплоть до екатерининских времен казенным питанием заключенные не обеспечивались. Находящихся в следственных тюрьмах и в других видах тюрем просто выводились на площадь, связав или сковав по три человека, и те в присутствии надсмотрщика собирали деньги себе на пропитание. Любой человек имел возможность с ними пообщаться, поговорить, спросить их об условиях отбывания наказания. Такой порядок был запрещен Екатериной, а окончательно был ликвидирован при Александре I.
   История посещения тюрем в России восходит к началу XIX века. Тогда по инициативе членов Лондонского тюремного общества, прибывших в Россию, и тогдашнего министра духовных дел и просвещения князя Александра Николаевича Голицына начало создаваться Попечительское о тюрьмах общество. Создание его растянулось на долгие пять лет, и окончательно общество сформировалось в 1821 году под эгидой Императора Александра I.
   В 1817 году из Лондонского общества попечения тюрем в Россию отправился Вальтер Венинг, которому было позволено ознакомится с условиями содержания заключенные московской, тверской и петербургской тюрьмах. По результатам его осмотра было царь приказывает “улучшить места заключения”. Содержание “доношения” ярко рисует истинное состояние тогдашних тюрем. Во-первых, он обратил внимание, что в некоторых тюрьмах в одном помещение содержались и женщины и мужчины, и молодые и старые, и виновные и невиновные, то есть совсем отсутствовал разбор заключенных по тяжести совершенного преступления и наклонности к совершения преступлений. Венинг заметил, что бедная девушка, попавшая в это место хотя бы на одну ночь должна была потерять всякую добродетель и приготовится в распутной жизни. Кроме того, обращала на себя большая скученность заключенных, так в одной камере одновременно содержалось до 100 человек, которым негде было “приклонить головы”. Во-вторых, было распространено использование все возможных оков, так обращали на себя увиденные 5 стульев с цепями, которые заключенные были вынуждены таскать за собой. Кроме того, Венинг увидел мужчин в деревянных колодка, женщин в рогатках из который торчали острые спицы, не позволяющие ей ложится. Венинг обращал внимание на отвратительное питание (так в одной тюрьме заключенные могли утолять жажду из большой бочки стоящей в камере, которая ни когда не мылась и вода в ней постоянно была затухшая) и отсутствие медицинской помощи.
   В результате данного досмотра были разработаны принципы, которые позволят изменить условия содержания заключенных и окажут на них воспитательное воздействие. Всего было выделить пять принципов:
   Постоянный присмотр - члены комитета должны не реже двух раз в неделю посещать тюрьмы, чтобы лично контролировать внутренне устройство, поведение надзирателя, справляться о поступках и склонностях заключенных. Эти члены комитета должны следить, чтобы у всех заключенных было занятие, так же осматривать качество пищи и одежды.
   Разделение и разбор - разделять заключенных по роду совершенного преступления, а также первое это преступление или повторное. Такое разделение позволяло разработать достойную систему воздействия на заключенных.
   Наставление в религии и нравственности - для этого в тюрьмах стали создавать школы для обучение заключенных грамоте и бесед о нравственности. Запрещалось распитие вина и азартные игры. Кроме того, тюрьму должен был регулярно посещать священник, который бы наставлял заключенный на истинный путь.
   Постоянное занятие - тюрьму необходимо превратить в дома работы, следует отметить, что до этого времени заключенные праздно проводили время и не были заняты делом. Работа же позволит занять заключенных делом, а также даст дополнительный доход для самих тюрем и для заключенных.
   Заключение в уединенное место - рассматривалось как единственно возможное наказание. Венинг отмечал, что оставшись наедине со своими мыслями заключенные будут исправляться под тяжестью своих размышлений.
   В момент создания Попечительского о тюрьмах общества перед властями стояли примерно те же самые проблемы, что и сегодня: нехватка зданий, переполнение, антисанитария, жестокость тюремщиков, отсутствие школ, изношенность оборудования, крайняя жестокость применяемых спецсредств. Известно, например, что каждое третье заболевание в тюрьме было связано с воспалительными процессами после использования всевозможных колодок, наручников и прочего. Естественно, перед инициаторами создания Общества встал вопрос о гуманизации тюремной системы.
   Надо сказать, что Попечительское о тюрьмах общество по тогдашней традиции носило общественно-государственный характер. Первым президентом этого общества стал сам Александр Голицын, вторым его президентом был обер-полицмейстер Петербурга, третьим - министр юстиции России. Хотя во главе попечительских обществ стояли официальные лица, их членами были лица частные - крупные предприниматели, священнослужители, писатели, общественные деятели.
   На Попечительские о тюрьмах общества были возложены следующие задачи: организация здравоохранения в тюрьмах, организация духовного окормления, распределение гуманитарной помощи, организация материально-вещевого снабжения, организация школ и т.д. По сути дела эти общественно-государственные структуры взяли на себя значительную часть функций тюремной администрации.
   К 1829 году в Петербурге и Москве Попечительские о тюрьмах общества имели две автономных структуры: Дамский и Мужской тюремные комитеты. Дамский комитет имел совершенно отдельную структуру, и если покровителем Общества являлся Император, то покровителем Петербургского Дамского Комитета, например, в 20-е годы XX века была Императрица.С самых первых дней своего существования основным направлением деятельности Общества было посещение тюрем. Именно после первого отчета о посещении тюрем в 1819 году Александр I окончательно запретил сбор денег на содержание заключенных на площадях городов. Результатом отчета о посещении тюрем 1825 года было запрещение передачи спиртных напитков (до этого в тюрьмы можно было передавать спиртное - вино и водку). Также по результатам посещений в 1829 году было принято решение о том, что вся гуманитарная помощь, предназначенная не для конкретного заключенного, а для помощи всем в целом, будет распределяться только через Попечительское о тюрьмах общество, а не через администрацию.
   В 1865 году, благодаря усилиям Общества, было запрещено пеше-маятниковое этапирование. Главная смертность была тогда не в тюрьмах, а на этапах. Самыми массовыми (около половины всего тюремного населения) пенитенциарными учреждениями в России были исправительно-арестантские отделения, позже преобразованные в исправительно-арестантские роты.
   Следует заметить, что российское государство в тот момент переживало сложный экономический период: после отмены крепостного права начались массовые разорения. Но под очень мощным давлением общественности государство, увеличив в 25 раз расходы на этапирование, сочло возможным перевозить заключенных по железным дорогам и по водным путям. Одними из первых пассажиров железных дорог, в тот момент довольно привилегированного вида транспорта, стали именно заключенные.
   Именно Попечительские о тюрьмах общества создали школы в тюрьмах. Это был несомненный успех, за 80 лет деятельности обществ школы удалось создать повсюду. Тем не менее, в 1893 году они были преобразованы в Тюремные благотворительные комитеты. Точнее, Попечительские общества формально сохранились, но лишились большинства своих полномочий. Тюремно-благотворительные комитеты занимались только вопросами материальной помощи заключенным.
   И все же в России до 1917 года тюрьмы были открыты для общественности. К осужденному всегда мог придти представитель сельской общины, городского или местного сообщества, к которому он относился, так же как и священник или представитель его прихода, поскольку одним из видов освобождения в тот момент было освобождение под поручительство прихода или общины.
   После революции ситуация изменилась, несмотря на то, что тогда были созданы так называемые Распределительные комиссии, объединявшие в своих рядах начальника тюрьмы, педагога, директора местной школы, руководителя местного клуба, тюремного учителя, руководителя оперативной части и т.д. Сохранилась и общественно-государственная структура, куда входили представители общественных организаций. Но Распределительные комиссии были жестко централизованы и имели очень узкие функции. В основном они решали вопросы по досрочному освобождению осужденного и просуществовали до 1924 года, после чего были окончательно ликвидированы.
   История посещения тюрем в России закончилась в 1918-1919 годах, и ни о каком реальном влиянии общественности на положение заключенных после этого периода не могло быть и речи.
   Хотелось бы отметить еще несколько существенных моментов столетней истории посещения тюрем в России - с начала XIX по начало XX века.
   Во-первых, огромную роль в тюремных делах, в области исполнения уголовного наказания играли государственно-общественные структуры.
   Во-вторых, не было закрытых от общества сфер, любая проблема, даже связанная с охраной заключенных, с режимными вопросами, была открыта для общественности.
   Третья особенность - активнейшее участие религиозных деятелей. В состав Попечительских о тюрьмах обществ обязательно входили представители церкви, священники и миряне, которые занимались религиозным просвещением заключенных.
   Четвертая особенность заключалась в том, что, несмотря на свой государственно-общественный характер, попечители не стеснялись критиковать государство. Как следует из отчетов главного тюремного управления, только в 80-е годы под давлением общественности, посещающей тюрьмы, было отменено 15 циркуляров. Например, был отменен циркуляр, предусматривающий в качестве иных возможностей наказания телесное воздействие на человека.
   Тюремная система учитывала национальную специфику. Например, у казачьего населения была своя пенитенциарная система, контролируемая государством, но относительно независимая. Кроме того, посещение тюрем разрешалось не только представителям господствующей национальности, господствующей религии, но и иноверцам, инородцам и т.п., то есть демократизм в отношении прав меньшинств был достаточно высоким.

 
< Пред.   След. >