YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социология культуры (А.В. Матецкая) arrow Актуальность социологических исследований культуры на исходе XX в.
Актуальность социологических исследований культуры на исходе XX в.

Актуальность социологических исследований культуры на исходе XX в.

   Повышение социологического интереса к анализу культуры во второй половине XX сопровождалось некоторым "смещением перспективы" в рассмотрении данного феномена. Значительно упрощая и схематизируя ситуацию, можно сказать, что, если в традиционном социологическом теоретизировании (за исключением некоторых персоналий) "культура" воспринимается в качестве придатка к "социальному", то на современном этапе в соотношении "культурное - социальное" именно первый элемент доминирует. Интерес исследователей все больше смещается к проблеме культурной - смысловой обусловленности социальных феноменов. Социальные феномены предстают, прежде всего, как проводники определенных культурных значений. Другой аспект новизны в социологическом анализе культуры - это все большее внимание к присущим ей внутренним противоречиям, что само по себе может быть истолковано как отражение новой культурной ситуации, в которую погружен человек эпохи постсовременности. Новейшим социологическим исследованиям культуры нередко присущ некий критический пафос, связанный с "развенчанием авторитетов" - науки, "высокой культуры", образования, технологии и т.д. Выявляется связь этих феноменов со структурами власти и господства, с феноменом неравенства и конфликта интересов различных социальных групп. В поле зрения исследователей попадают культурные феномены, ранее считавшиеся "недостойными" научного изучения. Возрастает интерес к изучению различных форм "фиксиро-ванной культуры" , т.е. культурной "продукции" - фильмов, произведений искусства, рекламы, информации и т.д. Этот интерес связан и с ростом внимания к процессу производства культуры, субъектам и условиям создания культурных феноменов и артефактов.
   Огромная роль информационных технологий диктует необходимость анализа культурных и социальных последствий "информационного взрыва", влияния новых средств коммуникации на социальную среду и поведение человека.
   Процесс глобализации обостряет исследовательский интерес к проблемам межкультурного диалога и конфликта, взаимному влиянию культур, роли глобальных средств коммуникации в современных культурных процессах.
   Несомненный интерес для социологии культуры представляет всплеск религиозной активности, охвативший в той или иной степени все страны. Он выражается в обострении интереса к собственным культурным корням, в росте внимания к традиционным конфессиям и создании новых религиозных движений, наконец, в пугающе активности фундаменталистов.
   Всё более очевидными сегодня становятся культурные детерминанты экономического и технологического отставания стран бывших "Второго" и "Третьего мира", многих современных политических конфликтов. Таким образом, на постсовременном этапе перед социологией культуры раскрываются широчайшие исследовательские перспективы. При этом по-прежнему актуальными остаются и методологические проблемы, в частности, четкого определения предмета исследования, выработки понятийного аппарата, размежевания с другими областями знания. Но сам "культурный контекст" эпохи постсовременности, характеризующийся многообразием и внутренней противоречивостью, значительно затрудняет решение этих задач.
   В качестве завершения этого раздела, приведем выдержки из размышлений о перспективах социологии культуры современного исследователя - Дайны Крейс.
   ...Перспектива развития социологии культуры связана с рядом самостоятельных проблем. При этом любая отдельная проблема (например, проблема политической культуры или проблема места и роли науки в сегодняшнем мире) может рассматриваться с точки зрения различных теоретических концепций и с применением различных методов исследования... Социологи культуры заняты переосмыслением следующих основных вопросов социологии: 1) как определять культуру и её роль и значение с учетом всех её современных проявлений; 2) каковы отношения между структурой и культурой; 3) каким образом следует проводить систематическое изучение культуры во всех её социальных контекстах сегодня, когда представляются устаревшими традиционные представления о социальных причинах и следствиях.
   ... Многие социологи культуры рассматривают предмет своего исследования в качестве несвязного, противоречивого, сложносоставного и нестабильного. Культура и социальная структура представляются тесно взаимосвязанными, а старая модель "отражения" утрачивает свой авторитет. При этом нет полного согласия исследователей по вопросу о том, каким образом культура и социальная структура влияют друг на друга. Интерпретативные подходы сосуществуют с объяснительными, однако раздаются и заявления о том, что ни то, ни другое не соответствует задачам исследования культуры.
   ... Социология культуры в определенном смысле развивалась в качестве анклава (или, точнее, набора анклавов) в рамках социологии в целом. При этом она способствовала развитию таких интерпретаций культуры и отношений между культурой и социальной структурой, которые не согласовывались с методологическими установками, принятыми в других социологических областях. Однако поскольку границы социологии культуры оказались чрезвычайно проницаемыми, она сумела инкорпорировать и ассимилировать самые разные теоретические направления, развивавшиеся как в разных странах, так и в разных областях социальных наук и гуманитарного знания. Поэтому есть основания надеяться на то, что социология культуры способна, в конце концов, вдохнуть новую жизнь в социологию в целом.

Контрольные вопросы

1. Что изучает социология культуры?
2. Чем обусловлены трудности в определении предмета социологии культуры?
3. Какие исследователи первой половины XX внесли наибольший вклад в формирование социологии культуры?
4. Какие факторы способствовали росту интереса к культурной проблематике во второй половине XX века?
5. Какие теоретические направления определяли социологический анализ культуры в середине и второй половине XX века?

Литература

1. Абельс X. Интеракция. Идентификация. Презентация. Введение в ин-терпретативную социологию. СПб., 1999.
2. Александер Дж. Обещание культурной социологии: технологический дискурс и сакральная и профанная информационные машины // Контексты современности - П. Хрестоматия. Казань. Изд-во Казанского университета. 2001
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995
5. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999.
6. Давыдов Ю.Н. Альфред Вебер и его культурсоциологическое видение истории // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999.
7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3 т. Т. 1.:Методология и история социологии. М., 2000.
8. Западная теоретическая социология. Словарь. М.,1990
9. Иноземцев В.Л. Постиндустриальный мир Д.Белла // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999
10. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
11. История теоретической социологии. Под ред. Ю.Н. Давыдова.Т.1-3. М., 1997.
12. Коган Л. Исследование культуры в парадигме культурной коммуникации // Социология в России. Под ред. В.А. Ядова. М.. 1998.
13. Крейн Д. Социология культуры: вызов социологии как дисциплине // Контексты современности - 1. Хрестоматия. Казань. 2000.
14. Минюшев Ф.И. Социология культуры. М., 2004.
15. Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. и науч. ред. А.А.Грицанов, М.А.Можейко. Минск, 2001.
16. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.
17. Согомонов А. Социология культуры: теоретический аспект // Социология в России. Под ред. В.А.Ядова. М., 1998.
18. Уильяме Р. Понятие культуры // Контексты современности - I. Хрестоматия. Казань. Изд-во Казанского университета. 2000.
19. Шендрик А.И. Социология культуры. М., 2005.

 
< Пред.   След. >