YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социология культуры (А.В. Матецкая) arrow Сущность культуры. Культура и человеческая природа
Сущность культуры. Культура и человеческая природа

Сущность культуры. Культура и человеческая природа

   В предельно широком понимании "культура" охватывает все, созданное людьми, - от науки и религиозных верований до способов изготовления каменных рубил. Если использовать термин “культура” в этом значении, то и формы социальной жизни человека могут рассматриваться как продукт культуры. Ведь и семья, и религия, и формы хозяйственной активности и политической власти -все это не дано “от природы”, но возникло в результате человеческой деятельности и взаимодействия. Формы социальной жизни животных обусловлены инстинктами, а потому, фактически, не меняются. Формы же социальной жизни людей конструируются людьми, пусть в большинстве случаев стихийно и нецеленаправленно; и отличаются вариативностью и изменчивостью. Стаи волков и муравейники сегодня живут по тем же “законам”, что и сотни лет назад. Человеческие общества за этот период претерпели множество изменений.
   Можно сказать, что социальные формы жизни человека - продукт культуры. Но и культура - продукт общества, продукт человеческой деятельности. Именно индивиды, составляющие ту или иную человеческую общность, создают и воспроизводят культурные образцы. Разделение "социального" и "культурного" аспектов человеческого существования возможно лишь в теории. На практике они существуют в неразрывном единстве. Культуру нельзя рассматривать как "часть" общества, или общество как "часть" культуры.
   Невозможно четкое разграничение "социального" и "культурного", но также невозможно и полное их отождествление. Культура - это, прежде всего, совокупность смыслов и значений, которыми люди руководствуются в своей жизни. Деятельность человека - всегда деятельность, опосредованная значениями, что неоднократно отмечалось самыми разными исследователями. Каждый элемент окружающей среды (природной и социальной) человек наделяет определенным смыслом. И, лишь опираясь на эти смыслы, он способен взаимодействовать со средой, приспосабливаться к ней, изменять ее. К "социальному" же следует отнести именно сам процесс взаимодействий между людьми, в ходе которого используются и складываются значения и смыслы. Исходя из вышесказанного, объектом изучения социологии культуры можно считать взаимовлияние смысловой сферы человеческого существования и сферы социального взаимодействия.
   Истоки культуры следует искать в особенностях "человеческой природы". Человек есть культурное существо по самой своей сущности. Крупнейший современный антрополог Клиффорд Гирц пишет Паттерны поведения низших животных в значительной степени обусловлены их физиологией; генетические источники информации моделируют их действия со значительно меньшим числом вариаций, и тем меньше их и тем они менее последовательны, чем на более низкой ступени развития находится это животное. В человеке же внутренне заложены лишь самые общие ответные реакции, которые, хотя и допускают значительную пластичность... лишь очень приблизительно регулируют его действия. ... не руководствуясь паттернами культуры - упорядоченными системами означающих символов, - человек вел бы себя абсолютно неуправляемо, его поведение представляло бы собой хаос бессмысленных действий и спонтанных эмоций, его опыт был бы совершенно неоформленным. Культура, накопленная сумма таких паттернов, - это не просто украшение человеческого существования, но - и это принципиально важно для определения её специфики - важнейшее её условие.
   Самые убедительные аргументы в поддержку такой позиции дают... открытия, уточнившие наше понимание того, что принято называть происхождением человека: а именно выделение Homo sapiens из остальных приматов. Особенно важное значение имели три открытия: 1) отказ от взгляда на характер отношений между физической эволюцией и культурным развитием человека как на последовательный процесс и признание этого процесса совмещением или взаимодействием; 2) выяснение, что основная масса биологических изменений, создавших современного человека... произошла в центральной нервной системе, особенно в головном мозге; 3)понимание, что человек, с точки зрения физиологии является неполным, незавершенным животным; и главное, что отличает его от животных, это не его способность учиться (она действительно необычайна), а то, сколь многому и чему именно приходится ему научиться, прежде чем он сможет самостоятельно функционировать.
   Культура - накопленный, приобретенный опыт, передаваемый от поколения к поколению, обеспечивает человека необходимыми для выживания знаниями и образцами поведения, которые не наследуются генетически, но передаются посредством научения и воспитания. И здесь ключевая роль принадлежит языку.
   Язык - базовый элемент культуры, без которого культура не могла бы существовать. Только с помощью языка возможно и присвоение объектам окружающего мира значений, и трансляция этих значений. Именно с помощью языка происходит обмен информацией, ее накопление, передача от поколения поколению. Язык - это посредник между человеком и окружающей его реальностью, как природной, так и социальной. Человек осваивает эту реальность именно благодаря языку. Язык не только позволяет накапливать необходимый опыт и передавать его. Структура языка формирует мышление индивидов, осваивающих этот язык.
   Язык и культура - явления, по сути своей социальные. Они возникают и существуют лишь благодаря постоянному взаимодействию между людьми. В процессе взаимодействия складываются культурные значения, в процессе взаимодействия они передаются от поколения к поколению, переосмысливаются, корректируются и изменяются.
   Культура существует не только в качестве значений, опосредующих социальное взаимодействие. Культура существует в качестве бесчисленных материальных воплощений - от орудий труда до священных текстов различных религий. Но все "материальные артефакты" также служат проводниками значений. Лишь как таковые они могут рассматриваться как часть культуры.
   То или иное восприятие реальности, определенное культурой, диктует человеку способы взаимодействия с окружающим миром, другими людьми и самим собой. Для нашей культуры “духи предков” - не более чем поэтическая метафора. Но для древних культур духи предков - часть реальности, и для контактов с ними существовал целый арсенал средств. Для нас жертвоприношение - варварский и бессмысленный акт. Для древних культур - это неотъемлемый элемент миропорядка.
   Жизненный путь человека, его идеалы и цели, к которым он стремится; критерии, по которым он оценивает свою жизнь и поведение других людей, тоже находятся под определяющим воздействием культуры. Современная культура предписывает человеку стремление к улучшению своего положения в обществе, росту материального благосостояния, высокому уровню потребления. Культура, в основе которой лежат, например, христианские или буддийские верования и идеалы, задает человеку другие ориентиры: стремление к материальным благам порочно, так как отвлекает от главной цели - спасения души, обеспечения хорошей посмертной участи.
   Культурная специфика может проявляться даже в такой, казалось бы, объективной и естественной сфере как здоровье и болезнь. Известный антрополог К. Клакхон отмечал, что в различных культурах есть свои “излюбленные” формы психических расстройств. Он писал:
   Малайцы страдают от run amok, некоторые индейцы Канады имеют склонность к каннибализму, обитатели Юго-Восточной Азии могут считать себя тиграми-оборотнями, сибирские племена становятся жертвами “арктической истерии”... Отдельные группы в пределах одной культуры в различной степени склонны к тем или иным расстройствам. В настоящее время шизофрения в США гораздо чаще встречается среди низших классов, в то время как представители высших подвержены маниакально-депрессивному психозу. Средний класс американцев страдает психосоматическими расстройствами, связанными с приспособлением и сдержанной агрессией, - такими, как язва... Проблемы с питанием чаще встречаются у детей из еврейских семей США... Эти факты нельзя объяснить только биологическими причинами.
   Находясь под постоянным воздействием культуры своей общности, индивид не замечает этого воздействия. Всё вокруг выглядит для него понятным и естественным. Однако стоит ему попасть в ситуацию, рецепты поведения в которой “не предусмотрены” усвоенным культурным опытом, как индивид тут же оказывается дезориентированным. Подобная ситуация может возникнуть и при попадании индивида в инокультурную среду. Растерянность и дезориентация, которые испытывает индивид, столкнувшись с незнакомой культурой, чуждыми ему обычаями и верованиями, в антропологии называется “культурным шоком”.

 
< Пред.   След. >