YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социология культуры (А.В. Матецкая) arrow Эмпирические исследования культуры
Эмпирические исследования культуры

Эмпирические исследования культуры

   Социология культуры, в отличие от философии, не может полагаться лишь на силу абстрактного, спекулятивного мышления. Будучи частью социологии, она должна опираться на фундамент конкретных фактов. Социология культуры активно использует методы эмпирических социологических исследований, разработанные в рамках современной социологической науки, как количественные, так и качественные.
   Например, для анализа ценностных ориентации, поведенческих норм, распространенности тех или иных представлений использовался и используется традиционный метод опроса. Обратимся к конкретному примеру.
   10-13 марта 2006 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше. Распределения ответов на два вопроса этого исследования приводятся в процентах. Статистическая погрешность опроса не превышает 3%.
   КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НАД КЕМ ИЛИ ЧЕМ МОЖНО ДОБРОДУШНО ШУТИТЬ И СМЕЯТЬСЯ? (Данные приводятся в сводной таблице вместе с ответами на другой вопрос этого же исследования: НАД КЕМ ИЛИ ЧЕМ НЕЛЬЗЯ ШУТИТЬ И СМЕЯТЬСЯ, ДАЖЕ ДОБРОДУШНО?)

 

МОЖНО|НЕЛЬЗЯ

Друзья, подруги

89

1

Товарищи по работе

62

2

Старшие родственники

25

10

Начальники на работе

18

18

Легендарные персонажи

12

5

Государственные руководители своей страны

9

19

Государственные руководители других стран

6

14

Знаменитые исторические деятели

5

9

“Классики” литературы, науки и т.п.

7

8

 

Официальные символы (гербы, флаги, портреты лидеров, слова и музыка гимнов, изображения правительственных зданий и т.п.)

1

44

Святые, пророки религии, к которой принадлежите Вы и Ваши близкие

1

70

Святые, пророки других религий

1

61

Затруднились ответить

6

11

   Россияне наделены достаточным чувством юмора, однако обдуманно подходят к выбору объекта для шуток. Для большинства россиян излюбленными объектами для добродушного подшучивания и смеха являются близкие друзья и товарищи по работе, тогда как шутить над начальником решились бы только 18% опрошенных, при чем ровно столько же респондентов воздержались бы от такого рода развлечения.
   Можно выделить две сферы, неприкосновенные с точки зрения большинства россиян для юмора - религиозная и государственная. Святые, пророки не только той религии, к которой лично принадлежит респондент, но и святые других религий, не должны служить объектами для шуток, с одной стороны, и официальные символы и государственные руководители нашей страны - с другой.
   Вторичный анализ, в частности, анализ различных статистических данных, также применяется в социологическом изучении культуры, как и традиционное исторический анализ.
   Для изучения особенностей повседневной жизни людей, субкультурных образований может применяться метод включенного наблюдения, метод, подразумевающий участие исследователя в жизни наблюдаемого сообщества, систематизированный "взгляд изнутри". Примером может служить исследование, проведенное А. Топоровой и посвященное описанию петербургских национал-большевиков, радикально настроенной политической молодежной группировки, сформировавшей собственную субкультуру.
   А. Топорова. "Нацболы" в Санкт-Петербурге: образы и повседневность
   ...Доступ к полю мне удалось получить благодаря моим давним знакомым - Ирине и Алексею. Они доброжелательно отнеслись к моей работе: подарили мне программу партии и пригласили на "партсобрание", которое "нацболы" проводили тогда (конец июня - июль 1998 года) в Таврическом саду.
   ... Я пришла на встречу с национал-большевиками к станции метро "Чернышевская". И первое ощущение от встречи было негативное, - непонятно, как разговаривать с неопрятными, некрасиво одетыми, громко матерящимися "гопниками". Среди них были девушки, которых происходящее ничуть не смущало. Тут же они продавали "Лимонку", причем торговля шла вполне успешно. Потом все оправились в Таврический сад, где, пугая гуляющих, заняли несколько скамеек и начали собрание.
   .. .Во вторую встречу я познакомилась с Андреем Гребневым, председателем Петербургского отделения НБП, который и проводит "партсобрания". Я сказала ему, что я социолог и пишу статью о Национал-большевистской партии. Гребнев представил меня всем, кто был на собрании, попросил оказывать мне помощь, пригласил к себе в гости. Для того, чтобы исследование получилось, мне нужно было, прежде всего, отбросить собственные представления, не думать о том, нравятся они мне или нет, а просто увидеть их повседневную жизнь. Для этого нужно было обозначить свой статус в исследовании так, чтобы "нацболы" могли общаться со мной как "со своим человеком", но, в то же время сохранить такую дистанцию, которая позволяла бы мне оставаться "человеком со стороны" - для того, чтобы избежать активного участия в их повседневной жизни.
   ...Мне пришлось разрабатывать определенный стиль общения с нацболами, учиться понимать их язык и разговаривать на нем.
   ...В ходе исследования было взято 7 интервью: 3 из них были записаны на диктофон, остальные информанты отказывались от записи. В ходе интервью предполагалось выяснить биографические данные информантов, также разговор шел об их партийной работе и повседневной жизни. Поскольку мои информанты - молодые люди (старшему из них - 30 лет), разговор шел в основном о проблемах учебы в школе, других учебных заведениях, взаимоотношениях с родителями, планах на будущее. Должна признаться, что получить из интервью какие-либо сведения о повседневной жизни в рамках членства в НБП и принадлежности к субкультуре "лимоновцев", было трудно.
   Информанты охотнее предлагали посмотреть на то, как они живут и принять участие в их жизни, нежели вербализовать свой опыт.
   Мотивы и сценарии вступления в НБП
   Сложнее всего было выяснить мотивы вступления в партию и активного участия в ее деятельности. Мотивы отличаются у нацболов разного возраста и имеющих разный образовательный статус. Можно отметить следующие мотивы вступления в НБП:
   1."Школа мерзкая, отвратительная... Во дворе, кто не наркоман, тот пьяница... С бабами скучно: у них на уме только тряпки, пьянки, дискотеки... А тут прочла пару номеров "Лимонки", оказалось, что очень умная, злая газета, пошла на акцию. Партия - это дело!" (Ксюша, 16 лет, член НБП с весны 1998 г., учащаяся техникума).
   2. "Я политикой интересовался всегда. Родители выписывали всегда газеты политические, "День", "Завтра", журналы "Наш Современник", например. Очень мне не нравится то, что сейчас в стране происходит. Года два назад прочел Лимонова "Это я -Эдичка!", безумно понравилось, потом стал читать "Лимонку", понял: это мое! Вступил в партию. Родители не поняли сперва, считают, что это слишком радикально, но сейчас смирились." (Андрей, 19 лет, студент истфака СПб государственного педагогического университета). ... Можно предполагать, что к участию в деятельности НБП в Петербурге информантов подталкивает, в первую очередь, протест. Неважно, против чего - "отвратительной школы" или "буржуазной жизни". Возможность борьбы, настоящего дела, принадлежности к группе единомышленников .
   Существует два основных сценария прихода в партию. Прочитав "Лимонку", желающий вступить в партию заполняет анкету, печатающуюся в каждом номере, и посылает ее в Москву или в региональную штаб-квартиру. Спустя какое-то время с ним связываются и приглашают на акции и партсобрания. Таким образом, "Лимонка" стала "не только коллективным агитатором, пропагандистом, но и организатором." Сетевой сценарий: в партию приводят знакомые. Иногда вступают целыми компаниями.
   .. .Активных нацболов можно разделить на три возрастные группы: "Партийная молодежь" -13-18 лет; "Самые активные" - 19-24 человек; "Старшие" - 25-30 человек. Следует отметить, что существуют также "пожилые" члены НБП: например, разочаровавшиеся в деятельности различных "левых" и "правых" организаций пенсионеры, и родители некоторых "лимоновцев", вступившие в партию по просьбе своих детей (авторитет нацбола у "товарищей по партии" вырастет, если он окажется хорошим пропагандистом и приведет в партию новых членов). Однако, эта возрастная группа не представляет интереса для моего исследования, т.к. не вовлечена в субкультуру. Среди членов НБП есть, по словам Гребнева, "люди разные": рабочие, студенты, учащиеся ПТУ, "молодежь интеллигентных профессий". ...Показателями активного (реального) членства в НБП являются:
   Посещение еженедельных собраний партии: Собрания проходят раз в неделю ...На собраниях обычно обсуждаются: партийная дисциплина (понимание основ дисциплины складывается обычно из личного отношения Гребнева к деятельности того или иного члена партии, т.е. кому-то прощается все, а кто-то все время не прав); итоги проведенных и подготовка предстоящих акций; "последние новости" из Москвы, т.е. распоряжения Лимонова; сочинение лозунгов, которые потом появляются на стенах петербургских домов (они и составили в значительной мере известность НБП)...
   Участие в акциях: "Нацболы" очень активны. Они постоянно не только устраивают свои пикеты и демонстрации, но и принимают участие в акциях других движений. Особенно активны они были в период с июля по ноябрь 1997 г. - провели более 30 различных акций. С 1998 г. акции "нацболов" становятся более красочными. На их выступлениях всегда много знамен, транспарантов. Например, когда "лимоновцы" отправлялись в "Поход на Москву" (вместе с "Трудовой Россией"), у 25 пришедших на манифестацию "нацболов" было 19 различных знамен и лозунгов...
   Для выявления скрытых и неочевидных смыслов и культурных стереотипов, содержащихся, например, в материалах, распространяемых СМИ, используется контент-анализ. Ниже приводятся результаты контент-анализа публикаций, касающихся азербайджанской диаспоры в Москве, ряда популярных периодических изданий.
   ...наиболее насыщенными информацией по интересующей нас проблематике оказались издания "Московский комсомолец" и "Комсомольская правда". В публикациях или сообщениях, где участниками описываемой ситуации являются "азербайджанцы" или "выходцы из Азербайджана", используются определенные речевые и когнитивные приемы (среди которых выделяются метафорические определения, стереотипы и приписывание ролей), с помощью которых и создается собирательный образ азербайджанской общины.
   Согласно данным анализа прессы, "азербайджанец" или "выходец из Азербайджана" описывается через такие метафорические определения-синонимы как "черные", "кавказцы", "гости с юга", "южные мужчины", "мужчины-кавказцы", "восточные люди", "жгучие парни с Кавказа", "теплая компания южан", "гость столицы".
   Стереотипизация образа азербайджанской общины происходит при помощи ряда речевых приемов, которые, обобщая ту или иную конкретную ситуацию, переносятся на характеристики этнической группы в целом, каждый раз воспроизводя их. Среди таких стереотипов об азербайджанцах можно назвать (в порядке частоты упоминания) "восточные" традиции и обычаи; "восточный" темперамент и специфические черты внешности и поведения (жестикуляция, акцент), культурные различия между "азербайджанцами" и "нами", в частности различия в отношении к труду.
   Дальнейшая стереотипизация образа азербайджанской общины осуществляется через приписывание ей типизированных социальных ролей (и статуса), среди которых чаще всего упоминаются такие сферы занятости, как торговля, прежде всего, рыночная торговля, и мелкое предпринимательство. Излюбленная тема прессы - высокая криминализированность азербайджанской общины.
   Значительную часть собирательного образа азербайджанской общины составляют описания ее представителей как мигрантов и чаще всего как нелегальных мигрантов. Масштаб и состав миграции же описываются как источник различных социальных проблем для принимающего общества, представляющих собой различного рода угрозы: угроза перенаселения или этно-демографическая угроза, экономическая, культурная, религиозная угроза, угроза безопасности (начиная от угрозы здоровью и заканчивая угрозами всему обществу в связи с "этнической" преступностью).
   Таким образом, несмотря на то, что в прессе присутствует и информация, которая создает сложный, многосоставной собирательный образ азербайджанской общины (занятость в сфере культуры, принадлежность к интеллигенции, роль жертвы), и значит, может способствовать складыванию неоднозначного отношения к азербайджанцам, в подавляющем числе случаев воспроизводится типичный набор признаков, определяющих азербайджанскую общину как так называемое "торговое меньшинство", характеризующееся в силу их мигрантского статуса и культурной отличительностью как чуждое "нам"
   Наконец, для понимания того, каким образом культурные значения существуют в "обыденном сознании", в повседневной жизни, используются "глубинное (углубленное) интервью", "case-study", биографический метод. Эти методы предназначены для глубинного систематического анализа "человеческих документов" - индивидуальных судеб, биографий, дневников, писем, "рассказов о себе", конкретных "случаев", имевших место в реальности.В качестве примера подобного исследования приведем отрывок из статьи Н.Н.Козловой, содержащей социологическую интерпретацию мемуарных записок обыкновенной, не слишком грамотной советской женщины Е.Киселевой, родившейся в 1916 г. Её биография оказалась затронутой всеми ключевыми событиями российской истории XX века. Как "Большая история" преломляется в обыденном сознании?
   .. .эти группы обитают в стороне от дорог Большой истории. Однако они развиваются в рамках государства и большого общества, они вплетены в систему функциональных связей. Они испытывают давление и государства, и системы образования, со стороны других социальных групп, т.е. главным образом извне. Попробуем посмотреть, каким образом атрибуты большого общества входят в жизнь малой общности.
   Имена вождей практически отсутствуют. Имя Ленина упомянуто два раза, из них один ...- в качестве элемента присловья. Сталин упоминается один раз в связи с войной: бвл он "милостив и доверчив", не подозревал, что Гитлер - "игаист человеческого существования". 22 июня 1941 - единственная историческая дата, которую Е.Киселева упоминает. Слишком многое для неё в тумане: "толи революция то ли Война". Кстати, в одном месте рукописи она объясняет, отчего она так подробно ... пытается писать даты - потому, что её этому специально в школе. Записки (Е.Киселевой) - еще одно свидетельство того, что школами держатся цивилизации, что чувство истории не является самоочевидностью: оно культивируется. Е.Киселева, проучившаяся только 5 лет в сельской школе, обрести его не сумела... Е.Киселева не в состоянии выстроить биографический нарратив в соответствии с линейным временем. Её время - система локусов, это - не бесконечная стрела Прогресса.
   В записках нет ничего о репрессиях, раскулачивании, о лагере (лишь упоминание о немецких лагерях для военнопленных и о наших лагерях для немцев-военнопленных). В последнем случае она подчеркивает, что пленные немцы получали те же 1200 г хлеба, что и наши шахтеры. Жизнь в лагере и за пределами лагеря не слишком различалась по степени насилия и агрессивности...
   Как Е.Киселева вступает в систему длинных социальных связей? Например, местному начальству, которое знают в лицо, не доверяют. Справедливости ищут у власти далекой, представленной, например, В.Терешковой или Л.И.Брежневым. ...Письмо, написанное бабушкой от имени внуков, относится к речевому жанру крестьянской челобитной. "Я писала Терешковой Валентине Владимировне помогите пожалуйста нашему горю, вот такого содержания письмо, милая женщина наша защитница мира женщин и Дитей дорогой наш человек от горя и беды я послала вам 11.10.1979 г. письмо а вот нам прислали из горисполкома свое ришения выселять, судить, из квартиры... "
   Послав письмо Терешковой, Е.Киселева читает молитву... Совмещение письма и отрывка о молитве позволяет ощутить, что и письмо "наверх" и "Отченаш" выступают в одной функции: имеет место взывание к высшей инстанции....
   Своеобразие предметной области социологии культуры часто делает необходимым использование теоретических подходов и методов, не являющихся специфически социологическими, но заимствованными, например, из культурной антропологии, психологии и философии. Социология культуры имеет дело не только с тем, что можно посчитать и измерить. Она имеет дело со значениями, смыслами и идеями. Смысловая природа культуры повышает значимость таких процедур, как понимание и интерпретация. Социология культуры в большей степени, чем любая другая сфера социологического знания, должна быть "понимающей" наукой.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность социологического подхода к анализу культуры?
2. Какие особенности "человеческой природы" способствуют возникновению культуры? Почему человек - "культурное существо"?
3. Охарактеризуйте основные элементы культуры.
4. Раскройте основные социальные функции культуры.
5. Какие факторы разрушают культурное единство общества?
6. В чем выражается культурная неоднородность современных обществ?
7. Каким образом неопределенность и противоречивость культурных норм влияет на социальное поведение?
8. Приведите примеры проявлений этноцентризма в повседневной жизни, в СМИ.
9. Какие методы эмпирических исследований используются в социологии культуры?

Литература

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
3. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека // Антология исследований культуры. СПб.,1997. Т.1.
4. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социологические исследования. 1996, № 3.
5. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
6. Козлова Н.Н. Документ жизни: опыт социологического чтения // Socio-Logos96. М., 1996.
7. Лурье СВ. Историческая этнология. М., 1997.
8. Мёр док Дж. Фундаментальные характеристики культуры//Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т.1.
9. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями// В кн. Левикова СВ. Молодежная субкультура. М., 2004.
10. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.

 
< Пред.   След. >