YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социология культуры (А.В. Матецкая) arrow Типология культур Л.Г.Ионина
Типология культур Л.Г.Ионина

Типология культур Л.Г.Ионина

   Современный российский социолог и философ Л.Г.Ионин строит типологию культур, опираясь на довольно разнообразные концепции (Г.Зиммеля, Ф.Тенбрука, Т.Веблена, Ю.Лотмана и Б.Успенского) и основываясь на понятиях "жизненной формы" и "стиля". Он выделяет два типа культуры - моностилистический и полистилистический. Можно сказать, что ключевыми для определения сущности этих типов культуры служат понятия единообразия и многообразия.
   Моностилистическая культура, тяготеющая к единообразию и гомогенности, описывается Л.Иониным посредством следующих характеристик.
   1. Иерархия. Имеется в виду как иерархия произведений культуры, так и иерархия "культурных экспертов". В рамках моностилистической культуры всегда понятно, какая идея является истинной, а какая - ложной, кто имеет право выносить суждения и оценки, а кто - обязан учитывать эти мнения. Например, в рамках моностилистической культуры может существовать только одна истинная религия и о соответствии чьих-либо взглядов догматам этой религии могут судить только священники.
   2. Канонизация.
   В рамках моностилистической культуры существуют устоявшиеся формы культурной практики. "Канонинизируется", например, искусство. Художник обязан следовать определенной традиции. В качестве примера можно привести древнерусскую иконопись. Иконы писались разными авторами. Но, поскольку авторы следовали устоявшемуся образцу, все иконы в чем-то похожи. Русскую иконопись не перепутать, например, с религиозной по тематике, но совершенно иной по стилистике итальянской живописью эпохи Возрождения. Канонизируется (ритуализируется) и поведение людей в определенных ситуациях. Канонизация означает почти полное отсутствие пространства для индивидуального выбора в любой сфере социокультурной деятельности.
   3. Упорядоченность.
   Моностилистическая культура четко предписывает, где, кем и когда должны совершаться те или иные значимые культурные действия. Например, общаться с Богом нужно в храме, в определенное время. При этом порядок богослужения, поведение его участников и даже их расположение внутри храма строго определено.
   4. Тотализация.
   Тотализация - это тенденция моностилистической культуры к "всеохват-ности", построению единой универсальной культурной формы, потенциально включающей в себя все, создающую общую систему интерпретации реальности во всех ее проявлениях. Примером могут служить мифологии первобытных народов - они включают в себя целостную интерпретацию универсума, охватывает все аспекты их бытия: от повседневных занятий до объяснения происхождения мира.
   5. Исключение.
   Понятие "исключение" Л.Ионин использует для обозначения тенденции моностилистической культуры отторгать те элементы, которые не вписываются в существующую систему представлений.
   6. Упрощение.
   Если вышеназванная "процедура" исключения невозможна, чуждый и непонятный элемент "упрощается" - т.е. происходит его интерпретация в известных и привычных терминах и формулах.
   7. Официальный консенсус.
   Подавляющее большинство носителей моностилистической культуры разделяют свойственные ей идеи, представления и верования, не подвергают их сомнению.
   8. Позитивность.
   Носители моностилистической культуры ориентированы на сохранение существующего положения дел и воспринимают его как естественное и правильное.
   9. Телеология
   Моностилистическая культура, как правило, предполагает наличие разделяемого всеми ее носителями представления о цели существования. Например, моностилистическая советская культура ориентировалась на построение коммунизма.
   Полистилистическая культура, узаконивающая принцип многообразия, - полная противоположность моностилистической. Ей свойственны следующие черты.
   1. Деиерархизация
   Отсутствие устойчивой иерархии как культурных смыслов, так и культурных экспертов. Это выражается в, фактически, равноправном сосуществовании различных точек зрения, стилей, мировоззрений, образцов поведения в рамках одной и той же культуры.
   2. Деканонизация.
   Отсутствие устоявшихся канонов культурной деятельности.
   3. Неупорядоченность.
   Полистилистическая культура не определяет четко место и время протекания тех или иных видов культурной деятельности. Торговля может происходить как на рынке и в магазине, так и "на дому" или в Интернете. Известный певец может выступать на главной "официальной" площади страны, а не в концертном зале, специально предназначенном для подобных целей.
   4. Детотализация.
   Полистилистическая культура лишена внутреннего единства, отличаясь крайним разнообразием и даже противоречивостью своего содержания. Она не формирует "тотального", всеобъемлющего мировоззрения мировоззрения.
   5. Включение.
   Полистилистическая культура, в отличие от моностилистической, не исключает ничего, она открыта для нового и неизвестного ранее. Эта черта способствует усложнению культуры и нарастанию ее внутренней противоречивости.
   6. Диверсификация.
   Сочетание в рамках одной культуры разнообразных стилей, ее усложнение.
   7. Эзотеричность.
   Л.Ионин противополагает эзотеричность полистилистической культуры -официальному консенсусу моностилистической. Эзотеричность понимается здесь как тенденция образовывать замкнутые группы с культурными особенностями, отгораживающиеся от окружения, не допускающие в свой круг "посторонних".
   8. Негативность.
   Носители полистилистической культуры зачастую негативно настроены по отношению к существующим культурным смыслам или равнодушны к ним.
   9. Ателеология
   Полистилистическая культура не предполагает никакой цели существования ни для общества, ни для человека.
   Естественно, в реальной жизни трудно найти "чистые" примеры моностилистической и поли стилистической культур. Выше было сказано, что типологизация - это всегда идеализация, упрощение реальности. В реальности едва ли возможен как абсолютный моностилизм, так и последовательный полистилизм: первый привел бы к застою и вырождению, второй - к дезинтеграции и хаосу. Однако реальные культуры могут тяготеть к той или иной модели. Так, культура советского общества явно тяготела к моностилистическому типу. К этому типу тяготеют культуры большинства древних цивилизаций. Современная же российская культура ближе к полистилистическому типу, как и культуры современных западных обществ.
   Следует отметить также, что в рамках одного общества могут сосуществовать оба описанных типа. Существование полистилистической культуры не исключает существования "анклавов" моностилизма, - например, в виде замкнутых религиозных или этнических сообществ.

Контрольные вопросы

1. Какие типологии культур, помимо рассмотренных в данном разделе, вам известны? Какие критерии положены в их основу?
2. Какие элементы идеационной культуры существуют в современном обществе? Можно ли считать современную российскую культуру чувственной? Почему?
3. Приведите пример проявлений культурного полистилизма в повседневном существовании современного человека.
4. Сравните моностилистическую и полистилистическую культуру, исходя из заложенных в них возможностей выбора, предоставляемого человеку.
5. Охарактеризуйте позитивные и негативные стороны полистилизма.
6. Может ли существовать официальная государственная идеология или единственная господствующая религиозная организация в полистилистической культуре? Обоснуйте свой ответ.
7. Предложите свой вариант типологии культур.

Литература

1. Ионин Л.Г. Социологи культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2002.
2. Он же. Основания социокультурного анализа. М., 1995.
3. Минюшев Ф.И. Социология культуры. М., 2004.
4. Антология исследований культуры. Т.1. СПб., 1997.
5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

 
< Пред.   След. >