YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социология культуры (А.В. Матецкая) arrow Знания и технологии
Знания и технологии

Знания и технологии

   Важнейший культурной фактор социальной динамики - это накопление знаний. Знание лежит в основе технологии; усовершенствование технологий -важнейший механизм изменения социальной структуры. Многие масштабные переломы в истории человечества, такие как появление первых цивилизаций в 4-3 тыс. до н.э., возникновение индустриального общества на Западе в 18 -19 вв., были связаны именно с изменением технологий.
   Древние аграрные цивилизации - порождение развитого земледелия, основанного на использовании плуга, силы животных, систем искусственного орошения и других технологий, которые могут показаться примитивными сегодня, но оказали поистине революционное воздействие на структуру обществ прошлого.
   Индустриальное общество невозможно без открытия энергии пара и других технических новаций. Широкое внедрение техники в производство оказало огромное воздействие на социальную структуру и образ жизни. Д.Белл выделял, например, следующие последствия развития технологий в индустриальную эпоху:
   1. Позволяя производить больше товаров с меньшими издержками, технические достижения являются главным средством повышения жизненного уровня... Однако техника стала не только средством повышения жизненного уровня, но также основным механизмом уменьшения неравенства в западном обществе... Причиной этого ...является снижение стоимости большинства товаров и рост реальной заработной платы рабочего класса в западных странах.
   2. Развитие технологии создало новый класс, ранее неизвестный в обществе, - класс инженеров и техников, людей, непосредственно не участвующих в производительном труде, но представляющих собой "аппарат планирования" операций, образующих процесс производства.
   3. Технологический прогресс сформировал новое определение рациональности, новый способ мышления, делающие упор на функциональные отношения и на количественные показатели. Критериями производительности в нем является эффективность и оптимизация, т.е. использование ресурсов с наименьшими издержками и усилиями. Это определение функциональной рациональности имело своим следствием новые формы образования, когда количественные методы системного и экономического анализа оттесняют старые принципы, основанные на умозрительных размышлениях, традициях и внутреннем смысле.
   4. Революции в области транспорта и передачи информации ... создали новые экономические взаимосвязи и новые социальные взаимодействия. Возникли новые комплексы социальных взаимоотношений (прежде всего, произошел сдвиг от связей, основанных на родстве, к базирующимся на профессиональных признаках и роде занятий)...
   5. Радикально изменились ... представления, ...касающиеся пространства и времени
   Переход к постиндустриальной стадии развития во второй половине XX века также связан с дальнейшим усовершенствованием технологий на базе роста научного знания, появлением технологий информационных. Влияние информационных технологий на структуру и культуру современных обществ вызвал к жизни появление нового термина - "информационное общество".
   В социологической мысли XX века сложилось направление, названное "технологическим детерминизмом". Представители этого направления именно совершенствование технологий считали главным фактором общественного прогресса. Однако технология - лишь "побочный продукт" процесса накопления знания. Сам же процесс создания и внедрения технических новаций зависит от культурного контекста, от доминирующих ценностей, от отношения к миру, присущего той или иной культуре. Широко известен факт, что прообраз парового двигателя был изобретен еще в античности. Однако античная культура не придала этой технической новации большого значения. Накопление знания в античной цивилизации, как и в цивилизации древнего Китая и других древних цивилизациях, никак не связывалось с их применением "на практике" в привычном для нас смысле - для преобразования природы и удовлетворения потребностей человека, для постоянного повышения эффективности производственной деятельности. Древние цивилизации были лишены стремления к преобразованию мира. Мир воспринимался как единое органичное целое, совершенное и законченное, каждый элемент которого следует своему назначению. Изменения происходили крайне медленно, на протяжении жизни многих поколений и люди их, фактически, не замечали. Господствовало представление о незыблемости и неизменности мироустройства, частью которого было и человеческое общество.
   Для того чтобы знание превратилось в "силу" (вспомним Ф.Бэкона), необходимо было коренное изменение отношения к окружающему миру, глубокая переориентация культуры, переоценка традиционных ценностей.
   Таким образом, совершенствование технологий, осознанное стремление к такому совершенствованию, - не только двигатель социокультурных изменений, но и в значительной степени - их результат, результат своеобразного развития, в первую очередь, европейских культур.
   Почему именно в европейских культурах происходит такой глубокий поворот в отношении к окружающему миру? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Однако с некоторой долей вероятности можно предположить, что большую роль в создании предпосылок для этого переворота сыграла религия, а именно - христианство.
   Именно христианство на протяжении веков определяло основные базовые ценности европейских культур, и именно христианство обладало важной особенностью, не свойственной религиям цивилизаций древности. Христианство проводит четкую грань между миром земным и миром небесным. При этом земной мир и земной человек страдают от последствий греха, т.е. они - несовершенны. Мир не является гармоничным единством, его должное состояние нарушено. В этой позиции содержится определенная предпосылка для формирования активистского, преобразующего подхода к миру. Однако для того, чтобы эта предпосылка реализовалась, превратившись в "творческий порыв" человека к изменению действительности, потребовалось более десяти веков и сочетание уникальных исторических условий.
   Среди этих условий можно отметить возникновение особой социальной среды, востребовавшей практическое знание - а именно, европейских средневековых городов, где формировался уклад жизни, радикально отличающийся от уклада, сложившегося в деревнях и феодальных поместьях средневековой Европы. Д. Белл так описывал этот новый городской мир и его роль в дальнейшем развитии европейской цивилизации:
   Новая социальная система ... не всегда зарождается в недрах старой, но в ряде случаев вне ее. Основу феодального общества составляли дворяне, землевладельцы, военные и священнослужители, чье богатство было связано с собственностью на землю. Буржуазное общество, зародившееся в XIII веке, сложилось из ремесленников, купцов и свободных профессионалов, чья собственность состоит в их готовности идти на риск и чьи земные ценности совершенно несовместимы с уходящей театральностью рыцарского стиля жизни. Однако оно зародилось вне феодальной землевладельческой структуры, в свободных общинах или городах, которые к тому времени уже освободились от вассальной зависимости. И эти маленькие самоуправляющиеся общины стали основой европейского торгового и индустриального общества.

 
< Пред.   След. >