YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социология культуры (А.В. Матецкая) arrow "Определение ситуации" и культурный конфликт
"Определение ситуации" и культурный конфликт

"Определение ситуации" и культурный конфликт

   Источником социальных изменений может стать новое "определение ситуации". Согласно У.Томасу, человек, прежде чем действовать, "определяет ситуацию" - приписывает ей те или иные значения. Л.Г.Ионин расширительно трактует предложенное Томасом понятие "определения ситуации" и предлагает применять его не только при описании индивидуального поведения, но и в более широком культурном контексте. Так, любая новая религия или политическая идеология предполагают более или менее глобальное "определение ситуации" или, иными словами, интерпретацию реальности, которая может отличаться от доминирующей. Национал-социалистическая идеология в своем "определении ситуации" исходила из социал-дарвинистского, примитивно биологизаторского видения социальных процессов, ложного учения о неравноценности человеческих рас и фанатичной убежденности в зловещей роли евреев в человеческой истории. Опираясь на эту версию реальности, нацисты, придя к власти, сделали свое "определение ситуации" обязательным для всего немецкого (и не только немецкого, учитывая факт завоеваний) народа, и заставили миллионы людей жить (и умирать) в соответствии с перечисленными выше принципами.
   Конфликты и противоречия между различными группами в обществе на почве разного "определения ситуации", которые могут приобретать достаточно острые формы, - важный источник культурных и социальных изменений. Немецкие нацисты до своего прихода к власти должны были победить своих противников, представлявших иные версии реальности, прежде всего, коммунистов и социал-демократов, убедить в правильности своего "определения ситуации" тысячи "колеблющихся" немцев (или напугать их и парализовать возможное сопротивление).
   Не всегда "переопределение ситуации" сопровождается насилием и агрессией. В современном обществе существует множество социальных движений, целью которых является вполне мирное утверждение новых ценностей, новых взглядов на жизнь.
   Ярким примером современного движения, стремящегося утвердить своё видение мира, является движение New Age - "Новая Эра" или "Новая Эпоха". Это движение включает в себя увлечение оккультизмом, языческими верованиями, уфологией, претендует на возрождение "древнего тайного знания", и, кроме того, имеет экологический аспект, нередко переосмысленный в мистическом духе. Приверженцы "New Age" верят, что скоро наступит (или уже наступает) Новая Эра в истории человечества, связанная с принципиальным духовным поворотом в культуре. Сторонники этого движения пытаются применить свои идеи не только в частной жизни - для самосовершенствования, но и в медицине (нетрадиционные методы лечения), образовании (учебные программы для детей и взрослых, включающие "ньюэйджевские" идеи, касающиеся личностного роста), в науке (попытки синтеза научного и мистического знания), в искусстве. Все это имеет и коммерческую сторону: соответствующая литература и атрибутика успешно продаются.
   Идеи этого движения и даже терминология, используемая его участниками, получили довольно широкое распространение с помощью СМИ. Многие люди увлекаются астрологией, с любопытством читают гороскопы, рассуждают о "хорошей" и "вредной" энергии, "биополях" и "ауре", беседуют о НЛО и "пришельцах", и при этом нередко даже не знают о существовании движения Нью Эйдж.
   Прежде чем привычные сегодня демократические ценности и нормы получили в европейских обществах общее признание, сторонники этих ценностей должны были вести упорную борьбу за осуществление своих идеалов. Культурным содержанием эпохи буржуазных революций в Западной Европе в XVII-XIX веках было именно утверждение новых демократических ценностей - индивидуальной свободы, веротерпимости, равенства и др. Современная демократия - результат не только политических революций, но и революции ценностей. Причем вторая предшествовала первой.

 
< Пред.   След. >