YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социология культуры (А.В. Матецкая) arrow Изменение системы ценностей и "буржуазные добродетели"
Изменение системы ценностей и "буржуазные добродетели"

Изменение системы ценностей и "буржуазные добродетели"

   Мировоззренческий перелом, составляющий сущность культурной модернизации и обеспечивший поворот от религиозных ценностей к ценностям светским, таким как земное счастье и благополучие, свобода, активная "мирская" деятельность, сопровождался "подвижками" в системе ценностей, связанными с изменением традиционной социальной иерархии.
   Становление новых экономических отношений приводило к усилению влияния в обществе тех слоев, чье благополучие зависело от предпринимательской деятельности. Речь идет, прежде всего, о буржуазии. Укрепление влияния буржуазии вело к повышению значимости "буржуазных добродетелей", постепенно вытеснявших аристократические ценности, такие как щедрость, демонстративная праздность, честь, воинская храбрость, преданность, эстетизм, роскошь. Среди типичных буржуазных добродетелей можно выделить трудолюбие, бережливость, практицизм, расчетливость, методичность, неприязнь к роскоши и различного рода излишествам, деловая честность. Обращает на себя внимание коренная переоценка труда. В средневековом европейском обществе труд воспринимался как наказание за первородный грех. Возможность не работать была важнейшей привилегией высших сословий. Для буржуазного же "этоса" труд - главная ценность.
   М. Вебер связывал изменение отношения к труду с протестантской этикой, превратившей труд в религиозное служение и, косвенно, в средство спасения души. С "выветриванием" религиозного духа, воодушевлявшего первых протестантов в их трудовой деятельности, их трудовая этика всё равно сохранилась, составляя духовный фундамент капитализма.
   Польская исследовательница М. Оссовская предложила иную версию утверждения буржуазных ценностей. Она полагает, что "буржуазный" или "мещанский" этос существовал издавна (исследовательница ссылается и на античные примеры), но был принадлежностью "низших слоев" общества. Как таковой, он подавлялся доминирующими ценностными ориентациями аристократии, "праздных" классов. Связанное с разрушением традиционного уклада жизни в западных обществах падение влияния аристократии сделало возможным легализацию и широкое распространение "буржуазных", "мещанских" ценностей как наиболее созвучных духу новой эпохи.
   Как бы то ни было, но аристократические ценности (вместе с религиозными) действительно утратили свое влияние в ходе модернизации. Капитализм, утвердившийся в западных обществах, превратил буржуазные добродетели в доминирующую систему ценностей и поведенческих норм.

 
< Пред.   След. >