YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социология культуры (А.В. Матецкая) arrow Социокультурные последствия индустриализации
Социокультурные последствия индустриализации

Социокультурные последствия индустриализации

   В конце XVIII - XIX вв. модернизация (особенно в сфере экономики) западных обществ создала предпосылки для промышленной революции. Промышленная революция являлась практическим доказательством того факта, что знание способно приносить выгоду. Знание вело к совершенствованию технологий, применение технологий повышало производительность. Развитие индустриального производства, несмотря на бурные конфликты, омрачившие годы его становления, позволило создавать огромное количество материальных благ, приносило прибыль, увеличивало благосостояние. Промышленная революция имела огромные социальные и культурные последствия.
   Становление промышленного производства вызвало к жизни масштабную урбанизацию западных обществ, разрушило традиционные социальные связи, привело к формированию т.н. "массового общества", состоящего из автономных и анонимных индивидов, чьим местом обитания стали крупные города.
   Промышленное производство положило начало мощной атаке человека на природу, приведшей к современному экологическому кризису и немыслимой в до-индустриальных обществах проблеме исчерпанности природных ресурсов. На протяжении всей своей истории человек был вынужден защищаться от природы. Сегодня он стоит перед необходимостью защищать природу от собственного воздействия. И это тоже - значимый поворот в культуре.
   Промышленное производство превратило западные индустриальные общества в подобие механизма, а точнее - фабрики. А. Тоффлер , описывая общество "Второй волны" (индустриальные общества), очень удачно, на наш взгляд, выделяет специфические черты образа жизни этих обществ. Это стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, максимизация, централизация. Рассмотрим эти черты подробнее.

Стандартизация.

   Индустриальное производство создает огромное количество стандартной, одинаковой продукции. Но стандартизируется не только продукция производства. Стандартизируются формы трудовой деятельности (тэйлоризм, фордизм), стандартизируются технологии, программы обучения в школах, подготовка специалистов любой квалификации, способы проведения досуга и формы развлечений. В конечном итоге, стандартизируется мышление людей, систематически обрабатываемое сначала в школе, потом на производстве, а в свободное время - с помощью стандартизированных средств массовой информации, единообразных программ радио и телевидения, газет, тиражирующих стандартные образы и идеи. Формируется так называемая "массовая культура", сглаживающая культурные различия между различными группами в обществе.

Специализация.

   Индустриальное общество - общество с глубоким разделением труда. Оно не нуждается в "универсальных умах", но требует узких специалистов, профессионалов в определенных областях. Специализация позволяет повысить эффективность деятельности, в то же время, обедняя ее. Труд сводится к выполнению одной, пусть и важной функции. Специализация характерна не только для физического, но и для умственного труда. Все меньше людей оказываются способными освоить знания и навыки, относящиеся к различным областям. Возрастает разрыв между постоянно увеличивающимся объемом культурной информации в обществе и той частью этой информации, которую способен освоить индивид. (Г.Зиммель называл это явление разрывом между "объективной" и "субъективной" культурой). И социальная, и культурная дифференциация становится все более глубокой.

Синхронизация.

   Индустриальные урбанизированные общества сталкиваются с необходимостью координировать деятельность огромных масс людей, никак не связанных между собой. Деятельность людей необходимо упорядочить во времени, синхронизировать. Взаимодействия людей, групп, организаций подчиняется графикам и расписаниям, четкому временному режиму. Миллионы людей начинают работу и заканчивают ее в одно и то же время. По расписанию ходит транспорт и работают учреждения. Телевидение и радио имеет программу передач, учитывающую "распорядок дня" массовой аудитории. С раннего детства человек должен приучиться жить по графику, следить за временем, на что не в последнюю очередь направлено школьное обучение. Скрупулезный учет времени не был характерен для традиционных обществ. Человек соизмерял свою жизнь и деятельность с природными ритмами, которые определяли и ритм хозяйственной активности.

Концентрация.

   Индустриальное общество концентрирует как производство, так и людские массы, а также все виды ресурсов. Производство концентрируется на предприятиях, люди - на предприятиях, в учреждениях, в огромных многомиллионных городах, капитал - в банках. Коммерческие организация имеют тенденцию к укрупнению, концентрируя огромные производственные, людские и информационные ресурсы. Дети "концентрируются" в школах, больные - в больницах, преступники - в тюрьмах и т.д. Знание концентрируется в энциклопедиях, учебниках, справочниках, базах данных. Научная деятельность - в научно-исследовательских центрах. В доиндустриальных обществах тенденция к концентрации была выражена гораздо слабее. Хозяйственная деятельность была, в основном, индивидуальной, или осуществлялась небольшими коллективами. Ресурсы - как материальные, так и информационные, были в значительной степени рассредоточены. Поселения не были многолюдными.

Максимизация.

   Индустриальное общество заворожено "большими числами". Оно стремится к росту, рост отождествляется с прогрессом. Наращивается производство, растет объем продукции, объем знания и информации, благосостояние, уровень жизни. Все "самое большое" вызывает уважение - самый многолюдный город, самое высокое здание, самый быстрый автомобиль. Все должно давать максимальную отдачу. Стремление индустриального общества к безудержному росту породило массу проблем - и, прежде всего, исчерпанность природных ресурсов, экологический кризис. Появились концепции "пределов роста", "нулевого роста", которые, однако, изменить ситуацию не смогли.

Централизация.

   Централизация - тенденция к концентрации управления огромными массами людей и сложными процессами, происходящими в современных обществах. Централизация управления (вместе с остальными перечисленными выше принципами) порождает бюрократии, разветвленные могущественные организации, "человеческие машины" по выражению М.Вебера, которые регулируют деятельность людей, фактически, во всех областях жизни. Централизация управления находит свое выражение в расширении функций государства, усилении контроля над обществом, осуществляемого все более изощренными методами.
   Выделяя указанные черты, Тоффлер не употребляет понятие "культура". Тем не менее, мы вполне можем рассматривать их как неотъемлемые характеристики специфических форм ее существования, свойственные обществам, вступившим в эпоху индустриализма. Это - порожденные современностью "культурные универсалии", делающие образ жизни различных индустриальных обществ в чем-то похожим. Унифицирующее воздействие индустриализма необходимо учитывать, но нельзя переоценивать. Поскольку за фасадом общих черт сохраняется и культурное разнообразие.

 
< Пред.   След. >