YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социология культуры (А.В. Матецкая) arrow Сравнительная характеристика традиционной и современной культуры
Сравнительная характеристика традиционной и современной культуры

Сравнительная характеристика традиционной и современной культуры

   Подводя итоги вышесказанному, кратко сформулируем различия между культурой традиционного и современного обществ.

Традиционная культура

Современная культура

Более или менее выраженное согласование культуры и социальной структуры

Наметившаяся тенденция к рассогласованию культуры и социальной структуры

Безраздельное господство религии в духовной сфере.

Рационалистическое, секулярное мировоззрение преобладает.

Ценности и нормы религиозные; "сословные".

Ценности преимущественно светские, четкая связь между ценностными ориентациями индивида и его социальной принадлежностью может и не прослеживаться.

Религиозная легитимация социального порядка

Отсутствие прочной легитимации социального порядка.

Преобладание мировоззренческого, религиозного знания - "спасительного знания" (Шелер).

Преобладание и постоянный рост практического, научного знания, "знания ради господства" (Шелер).

Гомогенность культуры, базирующаяся на господствующем религиозном

Дифференцированность культуры, сосуществование противоречивых цен-

 

мировоззрении.

ностей, норм, представлений о мире.

Ориентация на прошлое, традиционализм.

Ориентация на будущее, прошлое не является источником образцов для подражания.

Ярко выраженные культурные различия между социальными слоями

Тенденция к сглаживанию культурных различий между слоями и классами и повышение значимости культурных различий, возникших на других основаниях. Феномен "массовой культуры".

Технологии ручного труда, крайне медленное их совершенствование.

Сложные машинные технологии, постоянный технологический прогресс как один из важных факторов социальных и культурных изменений; "технологизация" среды обитания и образа жизни.

Нетерпимость к "иному", низкий уровень толерантности, базирующиеся на культурной гомогенности.

Толерантность, признание права на "инаковость" и "свободомыслие", обусловленные дифференцированностью культуры.

   Типологические особенности современной культуры приводят к важнейшим антропологическим последствиям, коренным образом меняют способ существования индивида в культуре. Традиционная культура - это, во многом, культура отсутствия выбора. Доминирующее мировоззрение и устойчивая традиция предоставляет индивиду четкую систему духовных и поведенческих ориентиров. Окружающий мир понятен человеку, не вызывает вопросов. Иными словами, не происходит его проблематизации.
   Современная культура, в силу своей глубокой дифференцированности и внутренней противоречивости, погружает человека в ситуацию постоянной неопределенности и ставит его перед необходимостью выбора: мировоззрения и поведенческих стратегий. Отсутствие общепринятого мировоззрения делает окружающий мир проблематичным, лишает его устойчивости и очевидности. (Такая ситуация, собственно, и привела к появлению наук о культуре, к осознанию самого факта существования феномена "культуры").
   Следует также отметить огромную информационную насыщенность современной культуры по сравнению с традиционной. Современная культура содержит такое обилие информации, что ни один человек не в состоянии освоить ее полностью. К тому же объем информации постоянно возрастает и обновляется. В традиционном обществе индивид, принадлежащий к интеллектуальной элите, в принципе, способен овладеть всем значимым культурным багажом, которым общество располагает. В эпоху современности на это не способен никто. Разрыв между "объективной" и "субъективной" культурой приобретает в современном обществе угрожающий характер. Возникает тип современного "дикаря" - индивида, живущего в информационно насыщенной среде, потенциально обладающего возможностью приобщения к невиданным культурным богатствам, но вполне довольного минимумом культурных содержаний, которые он получает из популярных телепередач и непосредственного, неизбежно ограниченного, жизненного опыта. Перечисленные выше тенденции еще более усиливаются при переходе обществ к состоянию постсовременности.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются культурные аспекты модернизации?
2. Каковы культурные последствия секуляризации?
3. Дайте сравнительную характеристику традиционной и современной культуры.
4. Как вы считаете, завершилась ли культурная модернизация в России? Обоснуйте свой ответ.
5. Каковы культурные последствия индустриализации? Почему общества, вступившие в индустриальную эпоху, демонстрируют некоторую общность культуры (образа жизни, ценностей, представлений о реальности)?
6. Почему феномен политической идеологии возникает только в эпоху Нового времени?
7. Как меняется система ценностей при переходе к современности?
8. Какие структурные изменения привели к возникновению "массового
общества"?
9. Каковы специфические черты массовой культуры?
10. Почему массовой культуры не существовало, например, в эпоху европейского средневековья? Чем массовая культура отличается от народной куль
туры?
11. Какие уровни в культуре массовых обществ выделяет Э.Шилз?
12. Массовая культура стимулирует или подавляет творчество? Обоснуйте свой ответ.

Литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
2. Будон Г. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998.
3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Он же. Избранные произведения. М., 1990.
4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
5. Манхейм К. О специфике культурно-социологического познания//Он же. Избранное. Социология культуры. М-СПб., 2000.
6. Масионис Дж. Социология. СПб., 2004.
7. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.
8. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
10. Тоффлер О. Третья волна. М., 1999.
11. Шелер М. Формы знания и образование //Он же. Избранные произведения. М.,1994.
12. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1-2. М.; СПб., 2001.

Литература о массовой культуре

1. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994.
Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов н/Д., 1996.
2. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М.,1985.
3. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.
4. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.
5. Российская массовая культура конца XX века (серия "Symposium", выпуск 15). СПб., 2001.
6. Тернер Б. Массовая культура, различие и стиль жизни // Контексты современности-1. Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. Хрестоматия. Казань. 2000.

 
< Пред.   След. >