YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социология культуры (А.В. Матецкая) arrow Краткая характеристика постмодернизма
Краткая характеристика постмодернизма

Краткая характеристика постмодернизма

   Постмодернизм возник как направление, ориентированное на исследование социальной жизни с позиций культурологии, и получил широкое распространение, когда сфера культуры, из которой он объективно вышел, заявила о своих претензиях не только на особое, но и на доминирующее положение среди остальных социальных сфер.
   Несмотря на обусловленность культурологическими построениями, постмодернизм нельзя считать только ими порожденным. Само понятие "постмодернизм" появилось, фактически, одновременно в культурологических и социологических работах. В 1934 году, когда Федерико де Ониз впервые использовал термин "postmodernismo", историки и социологи были готовы к тому, чтобы воспринять всю современную эпоху как post-modern период...
   В послевоенные годы изучение постмодернистских традиций в литературе и искусстве ... шло параллельно с расширявшимся использованием этого понятия философами и социологами...
   Постмодернизм стал естественной реакцией представителей разных направлений общественных наук и различных сфер искусства на возросшую комплексность социума, выделение в котором неких узких форм человеческой деятельности больше не казалось целесообразным.
   Такова одна из существующих версий происхождения постмодернизма. Существуют и другие. Разнообразие версий говорит о том, что постмодернизм был следствием сочетания множества социокультурных факторов, порождением изменившейся социокультурной среды, и не так уж важно, кто и когда первым употребил термин "постмодернизм".
   Постмодернизм - это теоретический подход, изначально не признающий четких дисциплинарных границ в рамках гуманитарного знания, что связано с новым представлением о социально-культурной реальности, не придающим большого значения автономии различных сфер и "подсистем" общества. Этот подход выражается, в частности, и в размывании четкой границы между "культурным" и "социальным". Такой подход противоречит описанному выше подходу Белла, который отстаивал принцип автономии таких сфер общества, как социально-экономическая, политическая и культурная. Во второй половине XX века постмодернизм превратился в своеобразное мировоззрение, наделенное рядом специфических черт, резко противопоставивших его мировоззрению эпохи "классической современности".
   Постмодернизм как направление мысли противостоит рационалистическому мировоззрению современности, истоки которого восходят к эпохе Просвещения. Постмодернисты отказываются искать рациональные объяснения человеческого поведения, отрицают возможность создания какой-либо универсальной модели объяснения мира. Масштабная социальная теория, претендующая на объяснение исторического процесса и, тем более, предвидение будущего, - невозможна. Социальные теории, подобные построениям Маркса или Парсонса, постмодернисты причисляют к "великим сказаниям", "метанарративам" (термин Ж. Лиотара), которые не столько описывают реальный мир, сколько создают, "конструируют" его, исходя из господствующих убеждений, или убеждений присущих исследователям. История XX века показала ошибочность всех "великих сказаний". Действительно, мировые войны, революции и тоталитарные режимы, бессмысленные межнациональные и межрелигиозные конфликты, террор - все это показывает пагубность приверженности тем или иным масштабным социальным проектам или, на какой бы идеологии или "великом сказании" эти проекты не базировались.
   Постмодернисты отказываются от поиска объективной истины и универсальных объяснительных моделей. Они являются сторонниками релятивизма. Однако подлинный и доведенный до логического завершения релятивизм обессмысливает и сам постмодернизм. Но сторонников постмодернизма это не слишком смущает. Они не претендуют на исчерпывающее объяснение реальности, но занимаются описанием и интерпретацией ее разнообразных, изменчивых и текучих феноменов.
   Постмодернисты акцентируют факт огромного культурного многообразия современного мира. Именно многообразие идей, образов и значений, которые составляют символическую среду обитания человека эпохи постсовременности, во многом и объясняет отказ постмодернистов от поиска истинного понимания реальности. Перед нами - слишком много версий реальности. Кто может определить, какая из них - "правильная"? Спецификой постмодернистского мировоззрения является своеобразное понимание самой природы реальности.
   Реальность "сама по себе" - не существует. Существуют лишь её многочисленные версии, создаваемые посредством значений, то есть посредством языка.
   Фрэнк Уэбстер выделил следующие особенности постмодернизма как интеллектуального течения:
   - неприятие образа мыслей, свойственного Новому времени, его ценностей и обычаев;
   - неприятие любых претензий на установление истины, так как существуют только ее
версии;
   - неприятие стремления к аутентичности, поскольку всё неаутентично;
   - неприятие стремления к уточнению смысла, поскольку смыслов бесчисленное мно
жество, и это делает безнадежным сам поиск смысла;
   - удовлетворение от самой констатации различий между субъектами: в интерпрета
циях, ценностях и стилях;
   - особое внимание к получению удовольствия, неотрефлексированного жизненного опыта...;
   - удовольствие от поверхностного, видимости, разнообразия, изменений, пародий и стилизаций;
   - признание существования творческого начала и игры воображения у обычного человека и основанное на этом пренебрежение детерминистскими теориями человеческого поведения.
   Понятие "постсовременный" или "постмодерный" в социологии используется в нескольких значениях. Во-первых, описывается и анализируется "эпоха постсовременности", "постсовременное общество". Во-вторых, описывается "постмодернизм" как теоретическое направление и феномен культуры. В-третьих, формируется специфическая "постмодернистская социология" или "постмодернистская социальная теория", чьи задачи и методы отличают её от "современной социологической теории" или "классической социологии".

 
< Пред.   След. >