YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социология культуры (А.В. Матецкая) arrow Сущность глобализации
Сущность глобализации

Сущность глобализации

   Один из ведущих современных теоретиков Энтони Гидденс определяет глобализацию достаточно просто - как усиливающуюся взаимозависимость обществ, составляющих современную человеческую цивилизацию. Глобализация воздействует сегодня на все аспекты социальной и культурной жизни, меняет сложившиеся представления и ценности, разрушает привычный уклад жизни, втягивает представителей разных культур в постоянный диалог, размывает границы между национальными экономиками, государствами и культурными мирами, а с другой стороны, способствует проведению новых границ. Глобализация качественно меняет характер социальной жизни, придавая ей невиданный ранее масштаб и сложность.
   На протяжении большей части человеческой истории общества существовали более или менее обособлено. Однако тенденция к преодолению замкнутости тоже проявилась достаточно давно. Объединение племен, формирование древних государств, торговый обмен - все это можно рассматривать, как шаги преодоления родовой, племенной, этнической обособленности.
   В качестве наиболее наглядного примера преодоления обособленного существования разных народов можно рассматривать древние и средневековые империи. Однако любая, самая обширная империя прошлого не охватывала всего обитаемого человеком пространства, и единство таких империй было в значительной степени условным. Взаимодействию между регионами препятствовало слабое развитие средств коммуникации, транспорта и связи. Кроме того, при доминировании натурального хозяйства, фактически, каждый населенный пункт представлял собой самодостаточную экономическую единицу.
   Распространение мировых религий, прежде всего христианства и ислама, представляло собой важный шаг на пути преодоления племенной и этнической замкнутости. Оно привело к формированию определенной культурной общности народов, исповедующих эти религии.
   Ни политический, ни религиозный факторы не привели к возникновению "единого мира", "единой цивилизации". Реальная база для этого была заложена развитием экономики и технологии.
   Путь к современной глобальной экономике со всеми её достоинствами и недостатками, начался в эпоху Великих географических открытий. Европейская колонизация, последовавшая за этими открытиями, положила конец самодостаточному существованию многих обществ Азии, Африки и Латинской Америки. Дешевые, фактически, "даровые" ресурсы и сырье, дешевая рабочая сила, новые товары, позже - рынок сбыта для европейской продукции: всё это было огромной ценностью для развивающихся европейских экономик. Прорыв к индустриальному обществу, по мнению некоторых исследователей (в частности, И. Валлерстайна) был совершен в значительной степени благодаря использованию ресурсов "незападных" обществ. Становление индустриального общества окончательно закрепило западное экономическое и политическое доминирование в мире. Колониальная политика западных держав привела к вовлечению неевропейских обществ в систему международных экономических связей и политических отношений. Многие общества, ставшие объектами колониальной экспансии, не имели собственных государственных структур. Эти структуры были созданы европейцами, что привело позже к множеству территориальных и этнических конфликтов, например, в Африке.
   Колониальная экспансия влекла за собой не только включение колоний в формирующуюся международную экономическую систему ("капиталистический мир-экономику", в терминологии И. Валлерстайна), но и распространение достижений европейской культуры и цивилизации среди части колонизированного населения. С колониализма начался процесс модернизации в обществах, ставших объектами колонизации.
   Колониализм, несмотря на многочисленные отрицательные последствия, которые сказываются до сих пор, создал экономические и культурные предпосылки для формирования единой человеческой цивилизации. Правда, в основе единства лежит не гармония интересов и целей, а взаимозависимость (вспомним определение Э. Гидденса), которая не исключает, а часто и подразумевает противоречия и конфликты.
   Глобализация - это, прежде всего, - экономический процесс, повлекший за собой масштабные политические, социальные и культурные изменения. Глобализация экономики - это выход экономики за границы национальных государств. Д.Белл отмечал:
   В течение последних двухсот лет существовала международная экономика... Глобальная экономика в корне отличается от международной. Это единая система хозяйства, объединение рынков капитала, валют и товаров, а также рост ...рассредоточения производства.
   То есть, глобализация экономики - это не просто интенсивный международный экономический обмен, а слияние национальных экономик в единую -наднациональную, транснациональную экономическую систему.
   По мнению ряда исследователей (в частности, А.Уткина) процесс глобализации прошел два этапа. Первый этап - рубеж XIX - XX веков, период развития "империализма", активного развития международных экономических связей. Уже в тот период некоторые западные исследователи говорили о том, что свободная торговля способна вызвать всеобщий экономический рост и процветание, уничтожить почву для политических конфликтов . Но этот период завершился Первой мировой войной, похоронившей надежду на единый процветающий мир.
   Второй этап глобализации начался в 70-е годы XX века. Он связан с возникновением транснациональных корпораций (ТНК) - коммерческих предприятий, основанных в одной стране, но имеющих множество отделений на территории других государств. В 70-е годы насчитывалось 10 ведущих транснацио-нальных корпораций . Сегодня их численность исчисляется сотнями, и среди них не только американские, но и японские, швейцарские, британские и др. Транснациональные корпорации рассредоточивают свою производство по всему миру и постепенно утрачивают явную "национальную принадлежность". В ТНК работает персонал самых разных национальностей.
   Не только развитие ТНК, но и распад "социалистического лагеря" способствовал глобализации. Бывшие социалистические экономики вынуждены были интегрироваться в капиталистическую систему, принять новые правила игры, которые теперь становились, фактически, универсальными.
   На втором этапе глобализации огромную роль сыграло развитие информационных и коммуникационных технологий. Без постоянного интенсивного обмена информацией, а также без эффективных транспортных средств функционирование глобальной экономики было бы невозможным.

Культурные аспекты глобализации

   Процесс глобализации имеет важнейшие культурные последствия для человечества. Впервые в истории создается действительно глобальная культура, хотя процесс этот далек от завершения и вызывает неоднозначные, противоречивые оценки. Зачастую формирующуюся глобальную культуру рассматривают как глобальную "вестернизацию", а точнее - "американизацию" других культур. Под "американизацией" понимается, прежде всего, распространение не самых лучших образцов американской массовой культуры и некоторых элементов американского образа жизни. Особенно "достаётся" от критиков глобализма и американского влияния кока-коле, ресторанам быстрого питания "McDonald's" и американским боевикам. Все это "подрывает традиционный образ жизни", разрушает "культурную идентичность", способствует "культурной унификации" и т.д. Подобные упреки в адрес культурного глобализма базируются на вполне реальных фактах. И, тем не менее, сводить сущность культурной глобализации лишь к этому было бы значительным упрощением. Даже пресловутое американское воздействие вовсе не исчерпывается кока-колой, джинсами и сериалами. По меньшей мере, это воздействие подразумевает также и распространение компьютеров, мобильных телефонов и других важных и полезных изобретений, предоставляющих людям множество новых возможностей.
   Культурная глобализация - сложный и глубокий процесс. Это не просто культурная колонизация ("макдональдизация", "кока-коланизация") Западом или США остального мира. Это интенсивный, хотя и не всегда эквивалентный культурный обмен между человеческими обществами, обусловленный небывалым развитием средств коммуникации в современном мире, а также постоянными перемещениями (легальными и нелегальными) по миру огромных масс людей. Смешение и взаимодействие культур имеет сегодня реальное воплощение в бесчисленных личных, непосредственных контактах носителей разных культурных традиций - в производственном процессе, в туристических поездках, в университетах, в сети Интернет, по месту жительства и т.д. А также - в доступности "инокультурных" образцов для широких масс людей, которые уже не замкнуты в смысловом пространстве только своей культуры.
   Территориальные границы между обществами становятся все более проницаемыми. Культурные "границы", фактически, вообще размываются. "Носителем" и "творцом" формирующейся глобальной культуры, включающей в себя элементы разных культурных традиций при доминировании западного культурного "первоначала" в виде демократических и рыночных ценностей, а также технологий, потенциально является всё человечество.

 
< Пред.   След. >