YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социология культуры (А.В. Матецкая) arrow "Новые кочевники" и "новые идентичности"
"Новые кочевники" и "новые идентичности"

"Новые кочевники" и "новые идентичности"

   Людей, ведущих такой "транснациональный" образ жизни становится все больше, особенно в наиболее экономически развитых странах. Среди них много тех, кого можно отнести к "деловой элите" и "клубу интеллектуалов", о которых мы говорили выше, но много и самых обыкновенных обывателей, чьи финансовые возможности позволяют путешествовать. Или, наоборот, недостаток этих возможностей провоцирует постоянные переезды в поисках работы.
   Постоянная мобильность коренным образом меняет образ жизни людей, ставит под сомнение сам факт устойчивой культурной и национальной идентичности личности, заставляет переосмыслить традиционные представления о "родной земле", "отечестве". Ульрих Бек приводит характерный для современных западных обществ пример "глобализации биографии" или "глобализации частной жизни":
   ... 84-летняя, можно сказать, старая, дама живет... Вот тут-то и загвоздка. Если верить статистике службы регистрации граждан, она более 30 лет постоянно проживает в Тутцинге на Штарнбергерском озере. Это типичный пример географической неподвижности. Но в действительности наша старая дама по крайней мере три раза в год летает на несколько недель или месяцев в Кению (в основном зимой на два месяца, на Пасху на три-четыре недели, да еще раз осенью). Так где ее "дом"? В Тутцинге? В Кении? И да, и нет. В Кении у неё больше друзей, чем в Тутцинге, она живет в тесном кругу африканцев и немцев, иные из которых "проживают" в окрестностях Гамбурга, но "родом" из Берлина. Она получает больше удовольствия от жизни в Кении, чем в Тутцинге, но его она тоже не хочет лишаться. В Африке местные обитатели не только обеспечивают ее всем необходимым, но и заботятся о ней, приглашают в гости. Ее хорошее самочувствие в старости связано с тем, что в Кении она представляет собой "кое-что", у неё там "семья". В Тутцинге, где она числится по документам, она - никто. Она живет, по ее словам, как "певчая птица".
   Её знакомые, с которыми она встречается в Кении и входит в особое "сообщество", родом из Германии, но .. .ухитряются жить между городами и континентами...
   ...Глобализация биографии означает, что противоречия мира осуществляются не только где-то там, снаружи, но в центре личной жизни, в мультикультурных браках и семьях, на производстве, в кругу друзей, в школе, в кино, в походе за покупками..., во время слушания музыки, за ужином и т.п. Всё чаще приходится делать вывод, что все мы живем "гло-кально" (т.е. глобально + локально)... противоположности и противоречия континетов, культур, религий - третий и первый миры, озоновая дыра и коровье бешенство, пенсионная реформа и капризы политических партий - все это вторгается в частную жизнь, ставшую незавершаемой...
   Частная жизнь уже не привязана к какому-либо определенному месту, это уже не устоявшаяся, оседлая жизнь. Это жизнь "в пути" (в прямом и переносном смысле), кочевая жизнь, жизнь в автомобиле, в самолете, в поезде или у телефона, в Интернете, она поддерживается средствами массовой информации и несет на себе отпечаток масс-медиа, это транснациональная жизнь
   Важнейшим культурным последствием глобализации является не просто распространение западных идей по миру, но формирование новой глобальной культуры, включающей в себя невообразимое многообразие смыслов, идей и значений, а также возникновение нового образа жизни, гигантское расширение смысловой и территориальной "среды обитания" отдельного человека, в какой бы стране он не родился. Западные культуры подвержены воздействию глобализации не в меньшей степени, чем остальной мир.

 
< Пред.   След. >