YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социология культуры (А.В. Матецкая) arrow Интеллигенция
Интеллигенция

Интеллигенция

   Понятие "интеллигенция" ("интеллектуалы") не имеет четкого и общепринятого определения. Причиной этого является крайняя разнородность во многом условного социального слоя, обозначаемого данным понятием. Если считать принадлежащими к "интеллигенции" людей, занятых интеллектуальным трудом, то придется причислить к одной социальной группе (или слою) и менеджеров, и врачей, и юристов, и министров, и журналистов, и библиотекарей, и политтехнологов. Список можно продолжать бесконечно: в современном обществе количество "интеллектуальных профессий", предполагающих, что их представители имеют дело с "идеями", а не "вещами", постоянно возрастает. При этом характер деятельности, основные интересы, образ жизни у менеджера и учителя, врача и прокурора, журналиста и банковского служащего совершенно различны. Очевидно и то, что не все представители "интеллектуальных профессий" могут рассматриваться в качестве субъектов культурного творчества. Деятельность большинства из них достаточно рутинна, и подразумевает не столько творчество, сколько конформизм и даже ритуализм.
   Субъектами же культурного творчества должны быть признаны те, кто производит нечто новое - не только для себя и своего непосредственного окружения, но и для других групп и общества в целом. Интеллигенция как субъект культурного творчества - это довольно аморфная общность людей, профессионально занятая производством и распространением идей, верований, правил, авторитетных мнений. Любой из представителей перечисленных выше профессий может быть причислен к интеллигенции, если попытается создавать новые идеи и распространять их.
   Одним из первых исследователей феномена интеллигенции и ее роли в обществе был К. Мангейм. Сущностью интеллигенции, по мнению Мангейма, является ее "специфическое отношение к культуре". Для интеллигенции в любую эпоху большее значение имеет её "жизнь в культуре" как смысловой реальности, нежели жизнь в сфере непосредственных прагматических интересов и потребностей. Этим обусловлена свобода интеллигенции, ее более широкий, чем у других социальных слоев, кругозор. Именно благодаря своей свободе от непосредственных жизненных проблем интеллигенция может заниматься культурным творчеством.
   Для Мангейма бытие интеллигента в качестве "культурного человека", само возникновение этой специфической социальной группы, обусловлено несколькими "разделениями" или "различениями"
   1. Разделением физического и умственного труда, которое стало возможным лишь на определенном этапе общественного развития, социальной дифференциации. Следует отметить, что умственный труд часто считался более почетным, чем физический, но такая оценка не универсальна.
   2. Различение между "свободными профессиями" и "оплачиваемыми профессиональными занятиями". Свободные профессии (слово "профессия" не совсем точно передает суть явления, возможно, более точным было бы слово "занятия") подразумевают художественную или интеллектуальную деятельность - ради самой этой деятельности, а не ради материального вознаграждения. Понятно, что заниматься "свободными профессиями" может тот, кто имеет средства к существованию. Профессиональные занятия, в чем бы они не заключались, подразумевают вознаграждение за труд. Не во всех обществах это различие отчетливо выделяется. Там, где оно существует, "свободные профессии" - показатель престижа, высокого статуса, которым обладают те, кто ими занимается.
   3. Различение между "образованными" и "необразованными" людьми. "Образованность" сама по себе придает определенный вес суждениям. Человек, претендующий на то, чтобы "учить" и "наставлять" других, должен быть более компетентен, чем они. Образованность воспринимается как необходимая предпосылка авторитетности суждений лишь в тех обществах, где появляется сам феномен образования и осознается его ценность.
   Следует отметить, что массовость, общедоступность образования в современном обществе, утрата "ореола избранности" образованными людьми, во многом обесценивает значение образованности как предпосылки авторитетности суждений.
   Влияние и статус интеллигенции, также как и её численность неодинаковы в разных обществах и разные эпохи. Функции интеллигенции также обусловлены социальным контекстом. Массовость и влиятельность интеллигенции - характерная черта современного общества, поэтому мы сосредоточимся именно на описании специфики и социальных функций интеллигенции современной.
   Какие факторы привели к формированию массового слоя интеллигенции и росту её культурного влияния? В первую очередь, следует отметить значение секуляризации общества. Утрата религией доминирующего положения в культуре привела к образованию "смыслового вакуума", заполнить который должны были новые "творцы смыслов и ценностей". Другим фактором стало развитие науки и образования, связанное с индустриализацией и её социально-экономическими последствиями. Ученые и специалисты-профессионалы с высшим образованием становятся всё более многочисленной и влиятельной группой общества. Наконец, следует отметить возникновение СМИ и массовой культуры, начало истории которых восходит к изобретению печатного станка. Среди современных творцов идей и мнений популярные писатели, журналисты и публицисты занимают важное место. Интеллигенция, сложившаяся в результате действия названных факторов неоднородна и включает разные группы. В частности, можно выделить ученых и, условно говоря, "мастеров слова".
   Ученые создают новое знание, что позволяет увеличивать технологические возможности человека, улучшать материальные условия существования. Интеллектуальное воздействие этой группы на другие группы и общество в целом не прямое, а опосредованное. Технические новации, новые лекарства могут иметь огромные последствия для общества, но уже в качестве материальных артефактов. "Идеи" же, стоящие за этими артефактами, большинству людей неизвестны и непонятны. Сложность и недоступность специализированного научного знания и реальное могущество, которое оно дает, нередко вызывает у рядового обывателя чуть ли не суеверный страх перед наукой. Массовое сознание приписывает ученым сверхъестественные возможности, что находит воплощение в распространенных в массовой культуре сюжетах о "помешанных гениях-злодеях" или, напротив, "хороших гениях", спасающих цивилизацию от неминуемой гибели силой своего интеллекта. Следует отметить, что некоторые открытия революционного характера способны оказать непосредственное и глубокое воздействие на культуру эпохи. Примерами могут служить теория эволюции Ч. Дарвина и теория относительности А. Эйнштейна, имевшие не только практическое, но и мировоззренческое значение.
   Идеи и мнения, продуцируемые публицистами, писателями и журналистами (к этой же группе следует отнести ученых, если они пропагандируют свои идеи за пределами научного сообщества) - напрямую воздействуют на мнения людей, формируют эти мнения. При этом последствия распространения новых идей часто не менее значимы, чем последствия научных открытий и технических изобретений. Данную группу интеллигенции следует назвать гуманитарной интеллигенцией, в то время как первую, - научной.
   Роль, функции и происхождение двух этих групп современной интеллигенции различны. Гуманитарная интеллигенция исторически возникла раньше научной. К её представителям мы можем отнести Вольтера и Д. Дидро, В.Белинского и Н.Чернышевского, а также множество подобных исторических персонажей, занимавшихся литературным творчеством и публицистикой. Научная интеллигенция (имеется в виду именно социальный слой, а не отдельные одиночки-энтузиасты) сформировалась в результате превращения науки в "производительную силу" общества, и произошло это лишь в XIX - начале XX вв.
   Деятельность научной интеллигенции связана с реализацией прагматических целей. Но при этом сам научный поиск нередко воспринимается представителями данной группы как самоцель. Создателей атомной бомбы интересовали в первую очередь не практические последствия их изобретения, а новые знания и возможность найти решение интересной технической проблемы. Представители научной интеллигенции, как правило, интегрированы в сложившуюся социальную структуру и решают конкретные задачи: совершенствуют организацию труда, повышают эффективность вакцины от гриппа, увеличивают точность наведения новых крылатых ракет и т.д. Научная интеллигенция, в целом, не заинтересована в социальных и культурных изменениях, хотя своей профессиональной деятельностью может способствовать этим изменениям. К этой же группе интеллигенции относятся и представители общественных наук, если их интересы лежат в сфере научного поиска и решения конкретных задач. Однако, если представитель научной интеллигенции вдруг займется решением мировоззренческих проблем и обратится к достаточно широкой аудитории, то он, условно говоря, "превратится" в представителя интеллигенции гуманитарной. Естественно, что различие между научной и гуманитарной интеллигенцией - типологическое, и вовсе не подразумевает наличия непроходимой границы между этими "подгруппами" интеллектуалов.
   Гуманитарная интеллигенция существует для производства и распространения идей и смыслов, которые не связаны с прагматическими, утилитарными целями. Она комментирует и критикует сложившийся социальный порядок, публично обсуждает нравственные, моральные, мировоззренческие проблемы. (Следует отметить, что во многом благодаря деятельности гуманитарной интеллигенции осознается само наличие подобных проблем). При этом её "критицизм" нередко вызывает раздражение и со стороны массовой аудитории, и со стороны представителей "истеблишмента", а также среди представителей мира официальной науки. Можно сослаться на таких известных исследователей, как А. Гелен, Д. Белл, И. Шумпетер, X. Шельски . Эти авторы подвергли современную интеллигенцию критике, получившую широкий резонанс в западной науке. Блестящий анализ особенностей социального положения и типа мышления российской интеллигенции как основной "движущей силы" отечественного революционного движения дал Н.А. Бердяев в работе "Истоки и смысл русского коммунизма".
   Социальное положение гуманитарной интеллигенции делает её отчасти независимой, автономной по отношении к сложившемуся социальному устройству. Её функция - говорить и мыслить, а не производить и управлять. "Культурный капитал", которым она обладает, позволяет ей считать себя способной выносить квалифицированные суждения. Позиция независимого "наблюдателя", не включенного непосредственно в практическую деятельность, дает возможность интеллигенции "экспериментировать" с идеями, а также верить в их преобразующую силу, нередко упуская из виду возможное "сопротивление материала" - социальной и культурной среды. Влияние гуманитарной интеллигенции на общество не стоит недооценивать. Идеи Ж.Ж. Руссо и К. Маркса оказали на ход исторического развития не меньшее воздействие, чем овладение энергией атома.
   Гуманитарная интеллигенция может быть и "охранительной" - выступать в качестве защитника традиций и устоев, существующего социального порядка. В этом качестве она всегда востребована властью, нуждающейся, как мы отмечали выше, в идейном обосновании своего господства и сохранении "status quo". "Интеллектуальные поединки" представителей критической и охранительной гуманитарной интеллигенции сыграли большую роль в истории культуры Европы и России эпохи Нового времени.
   Подводя итог, можно сказать, что функцией научной интеллигенции является производство и использование идей в прикладном, утилитарном аспекте, а функция гуманитарной интеллигенции - быть "самосознанием" общества, в котором она существует, вырабатывать общие духовные ориентиры в условиях мировоззренческой и нормативной неопределенности.
   Специфической группой интеллигенции является интеллигенция художественная, сфера деятельности которой - искусство. Отношение к этой группе исторически изменчиво. Художники ценились не всегда. Восхищение прекрасными творениями искусства вовсе не обязательно подразумевало почтение к их создателям. Художник вполне мог быть рабом, ремесленником или находится "на содержании" у представителей аристократии. Художественное творчество было осознанно как ценность, а художник получил особый статус лишь в эпоху европейского Возрождения. Но и в более позднее время отношение к художникам в обществе оставалось неоднозначным. Еще Чезаре Ломброзо рассматривал гениальность как вид помешательства, а так называемое "массовое сознание" и сегодня ожидает от художника тех или иных проявлений девиант-ности, порожденных "творческими исканиями", "творческим кризисом" и т.д.
   Воздействие произведения искусства на сознание, а также эмоциональную сферу человека огромно. Удачно найденный художником образ может влиять на индивидуальное и массовое сознание не меньше, чем слово. Причем это влияние не обязательно "сиюминутно". Выдающиеся произведения искусства сохраняют своё воздействие на протяжении десятилетий и даже столетий. В сфере художественного творчества нередко возникают эмоционально насыщенные идеи и образы, способные изменить сложившиеся в обществе стереотипы мышления и поведения. Такая привычная для современных европейских и ориентированных на Европу культур ценность, как романтическая любовь, в буквальном смысле была придумана средневековыми странствующими певцами и поэтами, воспевавшими любовь доблестного рыцаря к Прекрасной Даме. Этот идеал распространился среди аристократии, а гораздо позже - среди других социальных слоев (во многом благодаря литературе). Для гуманистической духовной революции эпохи Возрождения художники сделали не меньше, если не больше, чем философы. Во всяком случае, массовое сознание помнит Возрождение именно как эпоху Леонардо да Винчи, а не Пико делла Мирандолы.
   Распространение СМИ превратило "творцов образов" в едва ли не самую влиятельную в культурном отношении группу современного общества. Герои произведений массовой культуры выступают сегодня для миллионов людей в качестве образцов для подражания, выразителей подавленных желаний, эмоций и страхов. Но при этом сама логика функционирования массовой культуры превратила художественное творчество в стандартизированный производственный процесс. На смену "художнику - творцу" пришел "профессионал", вооруженный знанием социальной и индивидуальной психологии и новейшими технологиями, целенаправленно создающий "художественный продукт" с заданными свойствами, предназначенный для массового сбыта. "Художественная интеллигенция", видящая смысл своего существования в служении прекрасному, имеет сегодня гораздо меньше влияния на массовое сознание, чем создатели телевизионных сериалов.

 
< Пред.   След. >