YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Социология культуры (А.В. Матецкая) arrow Социальные движения
Социальные движения

Социальные движения

   Э. Гидденс определяет социальное движение как "коллективную попытку осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов" . Социальные движения являются одним из наиболее значимых факторов культурных и социальных изменений. Именно социальные движения нередко способствуют крушению старых идей и ценностей и основанного на них социального порядка, пытаясь создать нечто принципиально новое, утвердить новый взгляд на мир. Социальные движения исключительно разнообразны, различаясь и целями, и степенью влияния, и способом действия. Нас, однако, будут интересовать не все социальные движения, а лишь те из них, которые несут на себе печать культурного творчества. Поэтому такие социальные движения, как движения борцов за мир или улучшение условий труда, не будут служить предметом рассмотрения.
   Существуют различные типологии социальных движений. Герберт Блумер, предлагал, например, выделять общие, специфические, экспрессивные, смешанные социальные движения, а также движения сопротивления. Все эти движения имеют в качестве составляющей культурное творчество.
   Общие социальные движения основываются на "глубоких изменениях ценностей", которые Блумер называет "культурными течениями". Появление "культурных течений" означает переворот в привычных формах мышления людей. Причиной этого переворота является возникшее несоответствие между образом мысли и образом жизни. Социальная нестабильность порождает социальное беспокойство, недовольство существующими условиями жизни, неуверенность в будущем, желание позитивных изменений и создает почву для восприимчивости к новым идеям. Воздействие общего социального движения и проявляется, главным образом, в распространении новых идей. Новые идеи возникают и распространяются тогда, когда привычные представления перестают удовлетворять людей. Формы социальной активности общих движений обычно отличаются низкой организованностью, распыленностью усилий и нечеткой постановкой целей. Они подразумевают распространение новых идей посредством литературы или публицистики, образование неформальных "групп интересующихся", появление лидеров, которые не столько управляют людьми, сколько служат образцами для подражания и источниками новых идей.
   Общие движения служат базой для возникновения специфических движений, которые создают устойчивые организационные формы, вырабатывают "стратегию действий" и четко ставят цели. Специфические движения порождают лидеров-руководителей, организующих коллективные усилия. Успех специфического социального движения зависит, по мнению Блумера, от пяти одинаково необходимых факторов: 1) агитации; 2) развития "корпоративного духа"; 3)развития морали; 4) формирования идеологии; 5) развития рабочей тактики.
   Агитация предполагает деятельность, связанную с "обращением в веру" потенциальных сторонников. Развитие "корпоративного духа" - формирование чувства единства членов движения, "Мы-идентичности". "Развитие морали" подразумевает выработку собственного морального кодекса, базирующегося на убежденности в "праведности" целей движения, во имя которой можно идти на жертвы. "Развитие рабочей тактики" - поиск эффективных способов вербовки сторонников, распространения идей движения и, в конечной перспективе, достижения поставленной цели. Остановимся подробнее на "факторе идеологии", поскольку именно идеология содержит "новые идеи", которые движение хочет воплотить в жизнь. Блумер пишет:
   Идеология движения состоит из определенного свода учения, верований и мифов. Точнее, она ... имеет следующие компоненты: во-первых, формулировка назначения, цели и предпосылок движения; во-вторых, свод суждений, содержащих критику существующей системы и приговор этой системе, которую движение подвергает нападкам и стремится изменить; в-третьих, оборонительное учение, которое служит в качестве оправдания движения и его целей; в-четвертых, свод убеждений, касающихся политики, тактики и практической деятельности движения; в-пятых, мифы движения.
   ...идеология обладает двойственным характером. С одной стороны, многое в ней имеет научный и наукообразный характер. Это та форма, которая развивается интеллектуалами движения. ...Она вырастает обычно в ответ на критику со стороны интеллектуалов, стоящих вне движения, и стремится завоевать своим догмам респектабельность и удобную позицию для обороны в этом мире высшей учености и высших интеллектуальных ценностей. Идеология.. .имеет и другой - популярный характер. В этом облике она стремится взывать к необразованным и к массам. В своем популярном обличье идеология принимает формы эмоциональных символов, стереотипов, гладких и наглядных фраз и простонародных аргументов...
   Идеология движения может пониматься как то, что обеспечивает движению собственную философию и психологию. Она дает набор ценностей, убеждений, критических суждений, критических суждений, аргументов и оборонительных приемов. ... она снабжает движение направлением, оправданием, оружием нападения, оружием защиты, воодушевлением и надеждой. Чтобы быть эффективной в этих отношениях, идеология должна обладать респектабельностью и престижем - чертами, сообщаемыми ей в первую очередь интеллигенцией движения. Однако важнее этого - необходимость для идеологии отвечать на страдания, желания и надежды людей.
   Специфические движения делятся на два типа - в зависимости от масштаба планируемых преобразований. Революционные движения стремятся к разрушению существующего порядка и созиданию нового на фундаменте новых ценностей. Реформистские движения предполагают частичное улучшение существующего порядка. Различия в целях порождают различия в тактике, в социальной базе движения.
   Коренным образом различаются и социальные функции этих движений. Главная функция реформистских движений, согласно Блумеру, заключается в "подтверждении идеальных ценностей данного общества" (добавим - путем их усовершенствования и дополнения). Главная функция революционных движений состоит в утверждении новых, "фактически, религиозных" ценностей.
   Экспрессивные движения. Особенностью экспрессивных движений является то, что их участники не стремятся изменить существующий социальный порядок. Недовольство и беспокойство, которое они испытывают, находит выход в изменении собственного поведения и отношения к миру.
   Характерным примером экспрессивных движений являются религиозные движения - движения, связанные с возникновением новых религиозных учений и организаций. К экспрессивным Блумер относит также различные "модные" движения.
   Наряду с описанными выше, Блумер выделял социальные движения, сочетающие в себе как бы несколько специфических движений, и обладающие "смешанным" характером. Примерами смешанных движений могут быть "возрожденческие движения". Это движения, связанные с попытками "возродить" утерянные или ослабевшие традиционные ценности и нормы. Движение за возрождение казачества в России 90-х гг. может служить весьма наглядным примером возрожденческого движения. Другим примером могут быть неоязыческие движения и группы как в России, так и за рубежом. В качестве возрожденческого движения могут быть рассмотрены и фундаменталистские движения.
   Люди, участвующие в возрожденческих движениях, идеализируют прошлое, почитают некую сложившуюся у них идеальную картину этого прошлого, стремятся подогнать современную жизнь под эту идеальную картину. Такие движения объясняются, очевидно, как отклики на ситуацию фрустрации. В этой ситуации люди испытывают утрату самоуважения. Поскольку будущее не обещает им какого-то нового достойного представления о самих себе, они обращаются к прошлому, в попытке сформировать его.
   Характеризуя особенности мышления и поведения типичного активного участника социального движения, другой исследователь - Эрик Хоффер употребляет термин "истинноверующий", - независимо от того, религиозный или светский характер носит движение. Только на волне массового возбуждения и энтузиазма новые ценности - светские или религиозные - могут утвердиться среди достаточно широких слоев. Спокойный и рассудительный человек не сможет никого обратить в свою веру.
   Все массовые движения порождают в своих последователях готовность жертвовать собой и действовать объединенными силами; все массовые движения, независимо от своих программ и доктрин, вызывают фанатизм, энтузиазм, горячие надежды, ненависть, нетерпимость; все они могут в определенных областях жизни вызвать могучий поток активности; все они требуют слепой веры и нерассуждающей верности.
   ...Хотя различия между фанатичным христианином, фанатичным мусульманином и таким же националистом или между фанатиком-коммунистом и фанатиком-нацистом очевидны, однако в их фанатизме, несомненно, имеется и общее...
   Описанные Хоффером черты не всегда выражены в социальных движениях с одинаковой степенью интенсивности. Однако не существует движений, вовсе лишенных этих черт. Для того, чтобы таранить танкеры надувными лодками (что неоднократно проделывали активисты "Гринпис") необходим немалый энтузиазм. Для того, чтобы взрывать себя и окружающих "во имя Аллаха" и победы над "неверными" - еще больший. Даже сторонники защиты прав животных, призывающие не использовать натуральный мех, способны под влиянием своих идей на весьма эксцентричные поступки.
   Следует, однако, отметить, что энтузиазм и жертвенность необходимы движению в фазе активной борьбы. Когда движение стабилизируется и становится частью социальной структуры, энтузиазм уже не требуется, а на место "истинноверующих" приходят функционеры. Современный священник Православной или Католической церкви не похож на апостола Павла. Но институционализация движения - это окончание его существования именно в качестве движения. Институционализация движения означает, что оно достигло своей цели, и новые ценности стали частью привычного уклада жизни.

 
< Пред.   След. >