YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Концепции современного естествознания: Курс лекций (С.Г. Хорошавина) arrow 1.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
1.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

1.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

   На всех этапах развития человеческого познания наблюдается сложная взаимосвязь результатов философских и биологических исследований. Между философией и естествознанием всегда существовала тесная взаимосвязь, которая восходит своими истоками к глубокой древности — античному периоду становления науки.
   Первичное знание о мире, накопленное в течение многих столетий первобытно-родового общества, еще не включало в себя ни философии, ни естествознания, а являлось совокупностью эмпирических (от греч. empeiria — опыт) сведений, верований, мифов, устно передававшихся от поколения к поколению. С изобретением письменности и развитием материального производства темпы накопления знаний растут, и это приводит к возникновению науки, содержащей систему сведений и знаний о мире, а затем — к дифференциации наук.
   Уже в Древней Греции в V—III вв. до н. э. наряду с философскими концепциями мироздания стали формироваться такие науки, как астрономия, математика (арифметика и геометрия в первую очередь), география, медицина, история.
   Накапливались дифференцированные знания о практических сферах деятельности людей, таких как ведение сельского хозяйства, строительство, изготовление предметов быта, искусство военных операций и т.д. Вместе с тем изучались вопросы бытия и познания:
   - какова сущность мира?
   - в чем смысл жизни?
   - познаваем ли мир и каковы законы и методы этого познания?

1.3.1. Натурфилософия как первая историческая форма знания
1.3.1.1. Естествознание VII-VI вв. до н. э.
1.3.1.2. Учение Гераклита об огне в виде первовещества
1.3.1.3. Естествознание V в. до н. э. Учения философов Эмпедокла и Анаксагора
1.3.1.4. Естествознание IV в. до н.э.
1.3.1.5. Выделение медицины из натурфилософии и учение Гиппократа
1.3.1.6. Естествознание IV-III вв. до н. э. Учения Платона, Аристотеля, Теофраста
1.3.1.7. Философия Эпикура и Лукреция как завершение материалистических воззрений Древней Греции
1.3.1.8. Средневековье и эпоха Возрождения
1.3.1.9. Естествознание XVI-XVII вв.
1.3.1.10. Естествознание XVIII в.
1.3.1.11. Выдающиеся открытия XIX в. и конец натурфилософии
1.3.2. “Русский космизм”
1.3.3. Кризис в физике и нарушение прежних представлений
1.3.4. Ленинский принцип неисчерпаемости материи
1.3.4.1. Онтологическая сторона неисчерпаемости материи
1.3.4.2. Гносеологическая сторона неисчерпаемости материи
1.3.5. Новейшая революция в естествознании

1.3.1. Натурфилософия как первая историческая форма знания

   Первая историческая форма философского знания — натурфилософия, или философия природы, — сыграла значительную роль в становлении биологической науки. Благодаря материалистическому взгляду на природу, позволившему обобщить результаты человеческой практики, натурфилософия представляла собой целостное учение об окружающем мире, едином в своей сущности.
   Древние философы (китайские, индийские, греческие) рассматривали в качестве материи какое-нибудь чувственно-конкретное вещество, которое они считали первоосновой всего сущего в мире. Сутью такого подхода явился поиск основы (субстанции) мира.
   Субстрат — общая материальная основа всех процессов и явлений.

1.3.1.1. Естествознание VII-VI вв. до н. э.

   Первые материалистические учения древности связаны с именами Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.
   Древнегреческий философ Фалес из Милета, живший в 640—564 до н. э., считал, что первоначалом всех вещей является вода и все произошедшее от нее наделено свойствами жизни, одушевлено. Мир, по его представлениям, возник из воды. Даже Земля, по его мнению, плавала в воде, подобно куску дерева. Принятие такого взгляда позволяет объяснить значение воды для жизни.
   Фалес Милетский — философ, физик, математик, астроном — явился первым человеком в истории, который исследовал электрические явления, был автором нескольких геометрических теорем и в особенности их доказательств. Считается, что он был купцом, поддерживавшим оживленные связи между Грецией, ее колониями и Востоком, который много путешествовал, видимо, посетил Египет, где познакомился со знаниями египтян в таких науках, как математика и астрономия. Этот ученый данной эпохи предвидел солнечное затмение 585 до н. э., измерил высоту пирамиды, а также расстояния к недоступным предметам. Фалесу принадлежат первые сведения о том, что янтарь (по-греч. — “электрон”) после трения приобретает свойства притягивать легкие тела, а также, что магнит может притягивать железо. Таким образом, круг вопросов, интересовавших его, был очень широк.
   Анаксимандр — ученик Фалеса (640—547 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы, автор первого философского сочинения на греческом языке “О природе”. Первовещество он представлял себе более абстрактным, более неопределенным, бесконечным началом, или “апейроном”, породившим и воздух и воду, в которой возникла жизнь. Им была высказана идея о происхождении человека “от животных другого вида” — рыб.
   Представитель той же милетской школы, Анаксимен основой мироздания, или первоначалом всего, считал воздух, который явился, по его представлениям, источником не только жизни, но и психических явлений. Все вещи, по его мнению, происходили из воздуха за счет его сгущения и разряжения: воздушные испарения, поднимаясь вверх и разряжаясь, превращаются в огненные небесные светила и, наоборот, твердые вещества — земля, камни и т.п. — есть не что иное, как сгустившийся и застывший воздух. Воздух находится в непрерывном движении, которое мы воспринимаем в виде ветра, облаков, пламени. Значит, по Анаксимену, все вещи есть модификация воздуха, а воздух тогда — всеобщий субстрат вещей.
   В рационалистическом отношении к внешнему миру первых греческих философов развивалось научное осмысление природы, общества, самой человеческой личности. В истории античной общественной мысли эта эпоха была отмечена решительным поворотом от преобладавшего ранее религиозно-мифологического восприятия к новому, научному его истолкованию.

1.3.1.2. Учение Гераклита об огне в виде первовещества

   Идею о первовеществе глубоко развил Гераклит, считая, что таковым является не вода, воздух или апейрон, а огонь, ибо природа находится в вечном изменении, а из всех веществ наиболее изменчив именно огонь.
   Гераклит (540—480 до н. э.) учил, что “мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим”. Огонь, по Гераклиту, — это первовещество и первосила. Благодаря изменениям огня материя превращается в воду и землю, тем самым единое становится многим и всем. Этот процесс умирания огня Гераклит называет “путем вниз”. Но “путь вверх и вниз один и тот же: одновременно из воды возникает огненный смерч, все становится единым, все вещи превращаются в огонь, он воспламеняется, рождается”. Выбор в качестве первостихии огня у Гераклита мог быть предопределен распространенными народными представлениями о всесокрушающей силе огненной стихии. Свою роль здесь, как и далее в учении Гераклита о борьбе противоположностей, могли сыграть также идеи древневосточной, а именно — персидской религиозной философии, воплощением которой является солнечный бог Митра, обеспечивающий победу силам света в их борьбе с силами тьмы. Обоснованный выбор огня в качестве вечносущей, всепроникающей и наделенной способностью к развитию основы мира, по существу, является материальной первостихией, но в то же время соответствует духу ранней греческой философии, не лишенной некоторого мистического свойства.
   Точное знание обогатилось тремя великими идеями Гераклита:
   - идеей вечного движения;
   - идеей единства Вселенной;
   - идеей закономерности явлений.
   Для биологии они впоследствии означали признание изменения живой природы, единство живых форм, закономерностей и явлений материального мира.
   Мир существует в представлении Гераклита от века, но его существование связано с круговоротом материи: “Смерть земли — рождение воды, смерть воды — рождение воздуха, смерть воздуха — рождение огня и наоборот”. Главным элементом, однако, всегда остается огонь, а далее огненное вещество в мире — товарная сущность. “Все обменивается на огонь и огонь — на все, подобно тому, как золото — на товары, а товары — на золото”.
   Великолепно сопоставление Гераклитом жизненного процесса с водным потоком:
   “На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые волны”;
   “В ту же реку мы вступаем и не вступаем, существуем и не существуем”;
   “Нельзя в ту же реку войти дважды”;
   “Рассеивается и вновь собирается, приходит и уходит”;
   “Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, сухое увлажняется” и т.д.
   Изменение, по Гераклиту, является результатом борьбы противоположных начал. Жизнь и смерть — тоже непрерывно борющиеся противоположности. “Враждующее соединяется, из расходящихся — прекрасная гармония, и все происходит через борьбу... Бессмертные смертны, смертные бессмертны, смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают...”. “Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и сияющее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе — в первом”. “Следует знать, — говорит Гераклит, — что борьба всеобща, что справедливость — в распре и что все рождается через распрю и по необходимости”.
   Борьба противоположностей, таким образом, составляет суть жизненного процесса, является стержнем существования, она оказывается той гармонией, на которой держится целое: “Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается”.
   Венчает всю эту диалектическую конструкцию закономерное в этой связи утверждение об относительности всего сущего: “Прекраснейшая из обезьян безобразна, если ее сравнивать с родом человеческим”. Но и человеку гордиться особо нечем: “Мудрейший из людей — обезьяна перед Богом как по мудрости, так и по виду и во всем другом”.
   Важнейшей частью учения Гераклита является учение о логосе, душе, Боге. Жизнь мира подчинена известной закономерности, которую он именует логосом (по-греч. “слово”, “речь”, а также “смысл”, “разум”). Эта закономерность существует от века, раньше даже возникновения Земли. Она пронизывает весь космос, включая населяющих этот мир людей.
   Душа мыслится у Гераклита как важнейшее одухотворяющее начало в человеке: “Душе смерть — воде рождение, воде смерть — земле рождение, из земли ведь вода рождается, а из воды — душа”. Главное в учении Гераклита о душе состоит в установлении связи между душой человека и общим логосом, душа у него сопричастна последнему и этим объясняются неисчерпаемые потенциальные возможности человеческого разума. “Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает логосом. Душе присущ самообогащающийся логос”. “Истинная мудрость, — указывает Гераклит, — состоит в постижении логоса, т.е. общей закономерности, направляющей жизнь космоса: ведь существует единственная мудрость: познать замысел, устроивший все через все”. “Высшая мудрость заключается в постижении общего, в умении абстрагировать, а это, — как подчеркивает Гераклит, — сплошь и рядом не под силу даже философу”. “Разумение — величайшая добродетель, а мудрость в том, чтобы говорить правду и действовать в согласии с природой, ей внимая”.
   Таким образом:
   1. Гераклит первым протянул нити от жизни природы к жизни духа.
   2. Гераклит развил цельный взгляд на природу мира и пронизывающую его закономерность.

1.3.1.3. Естествознание V в. до н. э. Учения философов Эмпедокла и Анаксагора

   Конечно, трудно было представить, что в основе разнообразия вещей и процессов находится что-то одно. Поэтому впоследствии философы стали рассматривать в качестве первоосновы мира (материи) несколько веществ сразу.
   Материалистические традиции философов VI в. до н. э. нашли свое продолжение в философских воззрениях V в. до н. э. Здесь необходимо выделить учение Эмпедокла о любви и вражде как основе существования всех веществ. Эмпедокл из Агригента (490—430 до н. э.) основу существования всех веществ видел в соединении и разложении четырех корней: огня, воздуха (эфира), воды и земли, которые осуществляются благодаря действию двух противоположных сил: любви и вражды. Первая стихия соединяет, а вторая — разъединяет. Их гармония приводит к устойчивому равновесию мира — Сферосу.
   Эти четыре элемента: вода, земля, огонь и воздух являются корнями всех вещей, корни вечны, неизменны, не могут ни возникать из чего-то другого, ни переходить друг в друга. Все вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных пропорциях.
   Эмпедокл высказал догадку об эволюции живых существ в результате естественного отбора. По мнению Эмпедокла, сначала возникают отдельные органы животных, затем они случайно соединяются между собой, в результате чего выживают те из животных, части которых оказались наиболее подходящими друг другу. Поэтому его можно считать отдаленным предшественником Ч. Дарвина, так как он пытался объяснить происхождение различных целесообразных форм живой природы путем борьбы и выживания наиболее приспособленных из них.
   Анаксагор — первый крупный представитель философской мысли V в. до н. э. Анаксагор из Клазомен (в Малой Азии) (500—428 до н. э.) — известный государственный деятель древних Афин в период их расцвета. Движущей силой, обуславливающей соединение и разделение элементарных частиц, он считал ум, который представлял как тончайшее вещество. Он создал учение о частицах, которое впоследствии послужило основой возникновения атомистического материализма. Этот мыслитель древности считал, что человеческое тело, пища — все состоит из “семян”, делимых до бесконечности частиц. В каждой вещи есть частица другой, в белом заключено черное, в черном — белое, в тяжелом — легкое и т.д. “Жизнь мира, — подчеркивал Анаксагор, — есть процесс”. Он сделал первый шаг к признанию структурности, организованности мира. Укрепляясь по мере развития знаний о мире, оно наиболее прочное обоснование получило в атомистических представлениях древних философов.

1.3.1.4. Естествознание IV в. до н.э. Идеи атомистического материализма в учениях Левкиппа и Демокрита

   Основные идеи атомистического материализма воплотились в изучении свойств живой природы древнегреческим ученым Левкиппом и его учеником Демокритом (IV в. до н. э.). Левкипп считается одним из создателей античной атомистики и известен в истории как учитель Демокрита. Демокрит был первым энциклопедическим умом среди греков. Его смелый взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия развитие науки. Демокрит исходил из того, что в основе мироздания лежат атомы, которые неделимы, подвижны, отличаются по форме и положению в пространстве, что и определяет свойства вещей.
   По Демокриту, существует два первоначала вещей: атомы и пустота, а бытие складывается из движущихся в пространстве атомов и пустоты. Атомы геометричны, например, душа состоит из круглых атомов. Они не подвергаются никакому воздействию извне, не способны ни к какому изменению, вечны и неуничтожимы. Они обладают определенными размерами, массой, могут сталкиваться, ударяясь друг о друга. Глазу атомы не видны. “Жизнь, — с точки зрения Демокрита, — это соединение атомов, смерть — их разложение”. Душа тоже смертна, ибо ее атомы могут разлагаться. Из вихревого движения атомов происходит бесконечное множество “рождающихся и умирающих” миров, которые не сотворены богами, а возникают и уничтожаются естественным путем, по закону необходимости.
   Свою теорию познания Демокрит основывал на предположении о том, что из тел истекают, отделяются легкие “оболочки” вещей, которые воздействуют на органы чувств. Знание посредством разума доходит до обнаружения атомов и пустоты. Продолжателями материализма Демокрита стали греческий философ Эпикур, а позднее — римский философ Лукреций.

1.3.1.5. Выделение медицины из натурфилософии и учение Гиппократа

   В ходе развития научного знания общие представления о сущности жизни постепенно конкретизировались, в результате чего связь философии и специальных наук становилась более опосредованной. В V— IV в. до н. э. начинается выделение из натурфилософии медицины. Выдающийся врач античного мира Гиппократ (460—370 до н. э.) и его последователи призывали приступить к изучению конкретных явлений, поставляемых медицинской практикой, и отказаться от умозрительных заключений. Они накопили сведения о строении и функциях отдельных органов, внутренних и хирургических болезнях, способах их лечения, причинах болезней через призму представлений об основных силах природы.
   Древнегреческий врач, реформатор античной медицины, Гиппократ, оставил труды, ставшие впоследствии основой дальнейшего развития клинической медицины, в которых отражены представления о целостности организма, индивидуальном подходе к больному и его лечению. С именем Гиппократа связано положение о высоком моральном облике и образе эстетического поведения врача. Сжатая формулировка моральных норм поведения врача изложена в тексте, называемом “клятвой Гиппократа”, которую должны давать выпускники медицинских училищ и институтов.

1.3.1.6. Естествознание IV-III вв. до н. э. Учения Платона, Аристотеля, Теофраста

   В IV—III вв. до н. э. формируются идеалистические представления. Выдающийся древнегреческий ученый Платон (428—348 до н. э.) создал учение о том, что все компоненты Вселенной упорядочил Бог. Он рассматривал материю как проекцию мира идей. Для того чтобы материя, по Платону, превратилась в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея. Мир идей Платон считал первичным, а мир чувственных вещей — вторичным и производным. Вещи для Платона — лишь тени мира идей, т.е. предметы природы, например, дерево, лошадь, вода являются порождением потусторонней идеи дерева, идеи “лошадности” и т.п. Он утверждал, что чувства не могут быть источником истинного знания, поскольку они не выходят за пределы предметного мира. Источником истинного знания являются воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело.
   Живой организм у Платона также создается из четырех компонентов: огня, воды, воздуха и земли, которые в нормальном организме характеризуются общими пропорциями, взаимосвязями. Платон создал также учение о насильственной и естественной смерти, которые затем, спустя более 20 веков развил И.И. Мечников. Сочинения Платона являются высокохудожественными диалогами. Важнейшие из них, касающиеся естествознания: “Федр” — учение об идеях; “Теэтет” — теория познания; “Тимей” — натурфилософия.
   С именем Платона связан платонизм — направление в древнегреческой философии IV в. до н. э. В широком смысле платонизм — идеалистические течения в философии, находящиеся под влиянием Платона и в первую очередь, — его учения об идеях. Прямое или косвенное воздействие платонизма испытала вся европейская идеалистическая философия.
   У последователя и ученика Платона Аристотеля (384—322 до н. э.) материя тоже существует как возможность реального мира, которая превращается в действительность только в результате его соединения с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога. Возможность реализации формы происходит благодаря движению и изменению, ведущим к определенной цели.
   Аристотель родился в греческой колонии Стагира во Фракии в семье придворного врача Македонии. В возрасте 17 лет он отправился в Афины, в то время центр культуры и науки, где в Академии Платона в течение 20 лет, вплоть до смерти своего учителя, приобретал философские знания. В 343 до н. э. по приглашению царя Македонии Филиппа прибыл в столицу этой страны, чтобы учить и воспитывать его сына Александра, впоследствии одного из самых знаменитых полководцев древности — Александра Македонского.
   С ранних лет Аристотеля интересовали явления природы. Кроме того, он увлекался почти всеми областями знаний своего времени и оставил много трудов по логике, психологии, истории, политике, этике, эстетике, зоологии, физике, географии, астрономии, ботанике, т.е. охватывал своим гениальным умом весь доступный круг знаний древнего мира в области естественных и гуманитарных наук.
   Аристотель дал трактовку строения, развития и свойств организмов, поэтому по праву считается основателем биологической науки. Как уже отмечалось, каждая вещь, по Аристотелю, состоит из двух начал: материи и формы. Форма материализуется, материя формируется. Форма всех форм — мысль, разум, который “мыслит сам по себе”, — это Бог, играющий роль двигателя мира, который един и вечен. Однако идеалистические воззрения сочетались у него с развитием точного знания. Он заложил основы зоологии, систематики животных, общей морфологии и сравнительной анатомии, а также развил идею Платона о связи строения и функций животных с их образом жизни.
   Аристотелю принадлежит формулировка закона корреляции: “Природа не может одновременно направлять один и тот же материал в разные места. Расщедрившись в одном направлении, она экономит на других... Изменения в одном органе вызывают перемены в другом”. У Аристотеля рассуждения о корреляции органов связаны с представлениями о целостности природы организмов.
   Ученик и друг Аристотеля Теофраст (372—287 до н. э.) впервые систематизировал философские воззрения древнегреческих ученых от Фалеса до Платона, изложив их в 18 томах. Он создал ряд фундаментальных трудов, посвященных изучению жизни растений (к сожалению, все труды Аристотеля по ботанике не сохранились), и по праву является одним из первых ботаников древности. Теофраст — автор свыше 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и др.), философии и психологии. Он создал классификацию растений, систематизировал накопленные наблюдения по морфологии, географии и медицинскому использованию растений. В отличие от Аристотеля, видевшего в природе целесообразность, Теофраст обнаружил в ней и бесполезные, вредные части организации, например, рудиментарные органы у животных. Он высказал также соображение, что большинство растений размножается посредством семян.

1.3.1.7. Философия Эпикура и Лукреция как завершение материалистических воззрений Древней Греции

   Высшим этапом атомистического материализма была философия Эпикура (341—270 до н. э.), явившаяся завершением материалистических воззрений Древней Греции. В 306 до н. э. в Афинах он обосновал философскую школу. Философию Эпикур делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику. В физике Эпикур следовал атомистике Демокрита. Все существующее, по Эпикуру, есть результат движения и столкновения атомов, т.е., возрождая атомизм Демокрита, он внес в него оригинальные изменения, высказал гениальные догадки, подтвержденные дальнейшим развитием науки.
   “Вселенная состоит из тел и пространства, в числе тел одни есть соединения, а другие — то, из чего состоят соединения. Эти последние неделимы и неизменяемы. Вселенная безгранична”, — говорил Эпикур. В его воззрениях прослеживается связь со взглядами Демокрита, Гераклита, Аристотеля. Философские представления Эпикура о безграничности Вселенной лежат в основе его понимания жизни как безграничного явления.
   Основой познания Эпикур признавал ощущения, которые сами по себе всегда истинны, так как исходят из объективной реальности. Ошибки возникают из истолкования ощущений. Утверждая материальность и смертность души, Эпикур выступает против невежества и суеверия, порождающих страх перед богами и смертью. Он признавал бытие блаженно-безразличных богов в пространстве между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Он также признавал вечность материи, обладающей внутренним источником движения.
   Девиз Эпикура: “Живи уединенно”. Цель жизни, по Эпикуру, — это отсутствие страданий, здоровье тела и безмятежное состояние духа. Для достижения счастья следует освободиться от предрассудков, овладеть знанием законов природы, которое освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Эпикур пытается построить этическую теорию разумного наслаждения, в основе которой лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижение спокойного и радостного состояния духа.
   Толкователем и популяризатором философии Эпикура был римский поэт и философ Лукреций (99—55 до н. э.). В своем произведении “О природе вещей” Лукреций в поэтической форме излагает философию атомистического материализма. В полном согласии с греческими философами Демокритом и Эпикуром он провозглашает основные положения материализма:
   - в мире нет ничего, кроме вечно существующей, движущейся материи, состоящей из мелких, неделимых частей — атомов;
   - Вселенная бесконечна и состоит из бесчисленных миров, вечно возникающих, развивающихся и гибнущих;
   - из ничего не творится ничто по божественной воле.
   Все разнообразие вещей в мире, по учению Лукреция, есть только разнообразие сцепления частиц материи, атомов. Уничтожение вещей есть только распад атомов. Основным условием образования вещей природы, по мысли Лукреция, является наличие пустоты. Материя и пустота составляют единство, без которого невозможно движение, а следовательно, сцепление и распад атомов.
   Лукреций стоял на позициях познаваемости материального мира. Источником познания внешнего мира является чувственное восприятие. Будучи разнообразными по форме (круглые, угольные, шероховатые, гладкие и т.д.), атомы воздействуют на органы чувств, вызывая различные восприятия. Чувства служат как бы орудием мысли, без них невозможно познание.
   Лукреций в поэме “О природе вещей”, которая несколько раз издавалась на русском языке, большое внимание уделял описанию явлений природы: грому, молнии, дождю и т.д. Атомизм Лукреция содействовал распространению науки и оказывал огромное влияние на ее последующее развитие.
   Кроме вышеизложенного Лукреций высказал ряд собственных оригинальных идей:
   - раз Вселенная безгранична, значит, жизнь существует не только на Земле, но и в других мирах;
   - признавал естественное происхождение живых существ, хотя считал, что все состоит из атомов:
   - считал, что жизнестойкие организмы формируются не сразу, а проходят через стадии уродливых превращений, тем самым закладывал основу эволюционных воззрений на живую природу.

1.3.1.8. Средневековье и эпоха Возрождения

   Господствующей философией в средние века была религия. Природа понималась как результат божественного творения. В средневековую эпоху природа и человек как бы уравновешиваются, так как все в руках Бога. В этой связи средневековая философия всегда противопоставляла природе, т.е. земному, некое абсолютное, духовное начало — Бога, стоящего и над природой и над людьми. Отношение людей средневековой эпохи к природе выражалось уже не как стремление слиться с ней, жить с ней в согласии, что было характерно для античной философии, а возвышением над ней, как чем-то неизменным.
   Несогласных с догматами церкви именовали еретиками и в эпоху средневековья сжигали на кострах. Тем не менее уже в XIII в. Р. Бэкон заявил, что живые и неживые тела природы состоят из одних и тех же материальных частиц. Работы Р. Бэкона были опубликованы лишь в XVIII в., так как его идеи могли оказать нежелательное влияние на современников.
   К XV—XVI вв. фактически заканчивается история средневековой философии и наступает так называемая эпоха Возрождения, в которой наблюдается обращение не только к проблемам человека, но и к развивающемуся естествознанию, заново осмысливаются космогонические проблемы. В эпоху Возрождения было воскрешено и развито то рациональное, что содержалось в трудах великих греческих философов.
   Труды Николая Коперника, Галилео Галилея, Джордано Бруно и др. разрушили монопольное господство религиозных взглядов на мир.
   Николай Коперник (1473—1543) — великий польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира, а также теории о вращении Земли вокруг Солнца, о суточном вращении Земли вокруг своей оси, которая вступала в противоречие с существовавшими представлениями о Земле как избраннице Божией, стоящей, согласно схеме Птолемея, в центре мира.
   Галилео Галилей (1564—1642) — великий итальянский астроном и физик, создатель основ механики, борец за передовое мировоззрение. Галилей развивал и защищал систему Коперника. Родился он в Арчетри, близ Флоренции, в семье купца. Отец хотел, чтобы он стал врачом, поэтому послал его в Пизу. В возрасте 25 лет Галилей стал профессором математики. Велики его заслуги в области астрономии:
   - открыл 4 спутника Юпитера;
   - открыл пятна на Солнце и кольца Сатурна;
   - принял теории Коперника о строении Вселенной;
   - считался “отцом” экспериментальной физики, так как верным считал только то, что может быть доказано опытным путем;
   - единственным критерием истины считал чувственный опыт, практику.
   Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский ученый эпохи Возрождения, провозгласивший новое прогрессивное мировоззрение, за что был сожжен инквизицией на костре в Риме. Дополнил систему Коперника рядом новых положений:
   - о существовании бесконечного количества миров;
   - о том, что Солнце не является неподвижным, а меняет свое положение по отношению к звездам;
   - о том, что атмосфера Земли вращается вместе с нею.
   Главная идея Д. Бруно — идея о материальном единстве Вселенной как совокупности бесчисленных миров, таких же планетных систем, как наша. В познании при роды, считал Д. Бруно, наряду с опытом существенную роль должен играть человеческий разум, а величайшей задачей человеческого разума является познание законов природы.
   Восточная культура — народов Кавказа, Средней Азии, арабов и др. — опережала в средние века, вплоть до XIII в., культуру Западной Европы. Передовых деятелей восточной культуры занимали вопросы естествознания, медицины, географии, техники. Арабы и близкие к ним по языку и культуре народы ввели в европейский обиход магнитную иглу, порох, бумагу и т. д. Наиболее передовые философы Востока, такие, как Ибн Сина (Авиценна), живший в Средней Азии и Иране, арабский философ и врач Ибн Рущд (Аверроэс), оказали сильное положительное влияние на западноевропейских мыслителей.
   Эпоха Возрождения — это переходный период от средневековых воззрений к культуре нового времени. Идейное развитие стран Западной Европы различалось: в Италии эпоха Возрождения относится к XIV—XVI вв., в других странах — концу XV — началу XVII в.
   Отличительной чертой эпохи Возрождения является гуманистическое мировоззрение. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума. Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия, ощущение цельности и стройности закономерности мироздания — все это придает творениям этой эпохи большую идейную значимость, величественность. Начиная с эпохи Возрождения, растет амбициозность человека по отношению к природе. Природа рассматривалась как некая инертная сила, требующая покорения, установления над нею господства разума. В соответствии с этой позицией, которая сохранилась вплоть до середины XX в., природа рассматривалась лишь как источник ресурсов для человека и место для его обитания. Ресурсы природы казались неисчерпаемыми, а следовательно, человеку нечего было ждать милостей у природы — взять их у нее — историческая миссия.
   Из ученых этого периода необходимо выделить Леонардо да Винчи, который считал исходным пунктом познания опыт. Путь к истине, с его точки зрения, пролегает через синтез теории и практики, метод индукции должен дополняться дедукцией (дедукция — вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья которой логически связаны; основное средство доказательства), анализ — синтезом. “Я хочу сначала установить факт, а затем доказать при содействии разума, почему этот факт такого, а не иного рода”. Это и является тем методом, которым надо руководствоваться всякому исследователю явлений природы. Общепризнано, что применение таких методов познания природы берет свое начало от Р. Бэкона и Г. Галилея, но родоначальником этого этапа развития справедливо считается Леонардо да Винчи.
   Гениальный итальянский ученый, художник, инженер, один из выдающихся представителей науки и искусства эпохи Возрождения, родился 15 апреля 1452 г. (умер в 1519 г.) в небольшом городе Винчи, откуда в 1469 г. семья переселилась во Флоренцию. Здесь юноша учился черчению, живописи, скульптуре, изучал основы математики, анатомии, астрономии. Полученные знания стали фундаментом его разнообразной деятельности. Он занимался геологией, ботаникой, анатомией человека и животных, механику называл “раем” математических наук. В механике был поклонником экспериментальных исследований, как уже отмечалось выше. Пытался построить летательные аппараты (среди сохранившихся рисунков были найдены эскизы парашютов и вертолета), занимался проектированием больших гидротехнических сооружений и конструкций, которые в те времена не были осуществлены.
   Много внимания Леонардо да Винчи уделял проблемам оптики, был близок к формулировке волновой природы света. Он задумывался также над космогонией, вносил новаторские идеи.
   Велики заслуги Леонардо да Винчи в области биологии: он открыл щитовидную железу, изучал связь нервов и мускулов, доказал, что большое количество свойств и их разнообразие — это признак совершенства, что потом развивалось Ч. Дарвином.
   Обобщая вышесказанное, можно сказать, что эпоха Возрождения:
   - выдвинула в качестве главного признака философствования гуманизм;
   - поставила в центре своего внимания проблему человека.
   Это привело к обновлению вопросов, продолжавших оставаться центральными на протяжении десятков и сотен лет:
   - Каков путь познания?
   - Какую роль играют разные методы и способы познания?
   - Что важнее: эмпирический опыт или теоретическое знание?

1.3.1.9. Естествознание XVI-XVII вв.

   На вышеперечисленные и подобные вопросы пытаются ответить в XVI—XVII вв. Ф. Бэкон и Р. Декарт.
   Ф. Бэкон (1561—1626) положил начало науке, основанной на точных знаниях и эксперименте. Р. Декарт (1596—1650) в теории познания является основателем рационализма, сторонник дедуктивного метода познания.
   Рационализм (от лат. rationalis — разумный) — направление в теории познания, признающее разум единственным источником точного, истинного знания в отличие от эмпиризма, считающего единственным источником познания чувственный опыт.
   Виднейшими представителями рационализма были Р.Декарт и Б. Спиноза. Декарт, будучи родоначальником рационализма, обосновал всесилие разума, считал, что критерий истины — в разуме. В отличие от Ф. Бэкона, Р. Декарт полагал, что опытные данные о вещах часто бывают обманчивы, а дедукция, или чистый вывод одного из другого, проведенная разумом, никогда не может быть неверна.
   Декарт считал, что, подобно тому, как математик силой ума решает математические задачи, так и философ может постичь истину одной лишь силой ума. Рационалисты видели идеал науки в математике, для них это была “чистая наука”, якобы не зависящая от опыта. Спиноза тоже считал, что знания, получаемые из опыта, являются недостоверными, случайными, тогда как разум дает нам достоверное и необходимое знание.
   Декарт признавал сомнения методом рассуждения, посредством которого можно избежать всяких предвзятых и привычных понятий и прийти к установлению достоверных истин. Он заявлял, что сомневается как в правильности наших представлений о мире, так и в существовании самого мира: “Я мыслю, следовательно, я существую”. Отправляясь, таким образом, от факта существования своего собственного “Я”, Декарт приходит к заключению о существовании всего остального мира. Он считал, что истина постигается непосредственно разумом, присущей ему интуицией, правильность же истины проверяется не практикой, а правильностью и четкостью наших понятий. Критерий истины, по мнению Декарта, находится не вне разума, а в нем самом.
   Естествознание XVII в. характеризовалось формированием механистического подхода. Основы были заложены итальянским ученым Г. Галилеем, создавшим один из главных разделов механики — динамику (науку о вращении небесных тел), открывшим законы свободного падения тел, законы движения маятника. В конце XVII — начале XVIII в. перед И. Ньютоном встала задача описания законов механического движения, что им и было с блеском сделано. Естествознание этого периода было механическим, так как ко всем процессам природы применялся исключительно масштаб механики. Но уже в конце XVII — начале XVIII в. в математике И. Ньютоном и Г. Лейбницем создается анализ бесконечно малых, Р. Декартом — аналитическая геометрия, М.Ломоносовым развивается атомно-кинетическое учение, формируется идея развития в биологии К. Вольфом.
   Революция в естествознании, которую принято связывать с именами Коперника, Галилея, Ньютона, способствовала возникновению научного метода, которому мы сегодня обязаны всеми достижениями науки и техники. Научный метод отражает фундаментальные особенности информационного анализа, осуществляемого мозгом, который определяет априорные границы развития науки в понимании Вселенной. Наука возникает как инструмент, позволяющий снимать природную ограниченность мозга. Мозг человека в отличие от мозга животного может производить новую информацию и делать альтернативные предсказания: появляется абстрактное мышление. Наука возникла тогда, когда стало очевидным, что полученный на основе представлений индивидуального мозга образ мира может быть ошибочным, а значит, будет мешать общественному прогрессу.
   Одной из фундаментальных функций мозга (подробно о мозге см. ТЕМУ 20.4) является конструирование представлений об окружающей среде и соответствующих причинных взаимодействий внутри нее и использование этой информации для предсказания событий. Отсюда возникает физика как видоизменение этих естественных функций мозга. Это видоизменение было создано человеком для расширения и дополнения предсказательных функций и операций, присущих мозгу, которое снимает его природные и временные ограничения.
   Становление теоретического естествознания, основанного на экспериментах и наблюдениях, начинается с XVII в. В XVII—XIX вв. бурно развиваются математика, астрономия, биология, другие естественные и гуманитарные науки, в расцвете находится натурфилософия.
   Г. Лейбниц (1646—1716) стремился примирить религию и науку, объяснить бедствия, испытываемые людьми ссылкой на волю Бога. В основе природы, по Лейбницу, лежат самостоятельные духовные субстанции — “монады”, являющиеся основой всех вещей, всей жизни. Верховная монада — Бог, творящий все бесконечное многообразие существующих монад, устанавливающий иерархию и связь между ними, образующую предустановленную гармонию. Поэтому, как утверждал Лейбниц, “все к лучшему в этом лучшем из миров”. Неорганический мир представляет собой сочетание низших монад, человек является сочетанием высших монад. Вся природа, по Лейбницу, есть природа органическая, неживой природы нет.
   Большие заслуги имеет Лейбниц в области математики. Независимо от Ньютона он создал дифференциальное и интегральное исчисление (анализ бесконечно малых), которое является мощным средством познания мира, так как позволяет естествознанию изображать не только состояния, но и процессы, а значит, движение. Лейбниц является основателем и с 1700 г. председателем Бранденбургского научного общества, позднее ставшего Берлинской академией наук. По просьбе Петра I им были разработаны проекты развития образования и государственного управления в России.
   Лейбниц:
   - вывел закон непрерывности — природа никогда не делает скачков, а развитие происходит непрерывно;
   - разработал учение о лестнице существ — непрерывном ряде всех живых существ, которое в XVIII в. получило широкое распространение в биологической науке;
   - высказал идею о единстве живого, которая в. дальнейшем послужила формированию эволюционного учения.

1.3.1.10. Естествознание XVIII в.

   В этот период большое значение приобретает динамическая концепция материи как формы проявления активной энергии, вложенной Богом в момент создания мира, разработанная И. Кантом (1724—1804). Он сделал попытку подойти к природе с точки зрения ее развития, выдвинул гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, т. е. явился одним из создателей первой космогонической теории. Он уже обратил внимание на то, что в картине мира, сложившейся в концу XVIII в., существует противоречие: Космос, Вселенная — сами по себе, а человек как феномен — сам по себе. Истинно научными считались лишь те знания, которые не зависели от человека, являвшегося лишь сторонним наблюдателем.
   Во второй половине XVIII в. во Франции появляется новое течение, названное впоследствии французским материализмом, представители которого — выдающиеся ученые Дидро, Д'Аламбер, Лаплас — развили цельное понимание природы как движущейся материи, вечной во времени и бесконечной в пространстве, находящейся в постоянном саморазвитии в виде круговоротов и закономерно порождающей жизнь и разум на планетах, где для этого существуют благоприятные условия.
   Д. Дидро (1713—1784) внес в материалистическое учение элементы диалектики, которую он понимал как объективное отражение диалектики природы. Идея развития и идея всеобщей связи — это в совокупности и есть диалектический взгляд на природу, и он логично приводит Дидро к выводу о взаимосвязи живых существ, а поэтому — к идее об их эволюции. Различие между человеком и животным Дидро видел в организации, присущей им, т.е. в определенном характере взаимосвязи элементов, из которых образуются тела природы. Представления об эволюции живых существ содержат и идею о выживаемости наиболее приспособленных форм, что является предвосхищением теории Ч. Дарвина о естественном отборе как механизме эволюции живой природы. Постепенно вывелись чудовища, исчезли все неудачные комбинации материи, а сохранились лишь те, строение которых не заключало в себе серьезного противоречия и которые могли существовать самостоятельно и продолжать свой род.
   Д'Аламбер (1717—1783) — автор шеститомного труда по истории астрономии, почетный член Петербургской академии наук.
   П. Лаплас (1749—1827) — французский астроном, математик, физик, автор классических трудов по теории вероятностей и небесной механике, в которой достиг выдающихся результатов, подытоженных в пятитомнике “Трактат о небесной механике”. Сделал почти все то, что не смогли сделать его предшественники для объяснения движения тел Солнечной системы на основе закона всемирного тяготения. Лаплас решил сложные проблемы движения планет и их спутников, доказал устойчивость Солнечной системы в течение очень длительного времени и высказал гипотезу ее происхождения. Как председатель Палаты мер и весов активно внедрял в жизнь новую метрическую систему мер.
   Аристократической реакцией на французский материализм явилась философия Г. Гегеля (1770—1831), которой он пытался нанести сокрушительный удар французскому материализму и реставрировать идеализм. Гегель предложил законы саморазвития и самопознания духа, но если теория не подходила под его трактовку, он ее отвергал. К. Маркс и Ф. Энгельс очистили ценные идеи Гегеля и спасли для немецкой философии сознательную диалектику. Учения Гегеля, Маркса, Энгельса подробнорассматриваются в курсе философии.

1.3.1.11. Выдающиеся открытия XIX в. и конец натурфилософии

   Концепция единства и эволюции живой природы постепенно пробивала себе дорогу. Ряд великих открытий, сделанных в XIX в., послужил становлением исторического метода исследований. Они были представлены:
   - законом сохранения энергии Джоуля, Гельмгольца;
   - учением об электромагнитном поле М. Фарадея;
   - разработкой клеточной теории Т. Шванна;
   - созданием эволюционной теории Ч. Дарвина.
   В XIX в. материалистическая натурфилософия находит свое отражение в трудах и исследованиях П. Лапласа, Дж. Дальтона, Л. Фейербаха, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, М. Фарадея, Дж. Максвелла, Ч. Дарвина, Л. Больцмана и др. Они разрабатывали философию понимания природы на основе данных и достижений науки и сами были авторами великих открытий и фундаментальных теорий. Для этого периода характерно, что новые естественнонаучные концепции сначала формулировались авторами в виде философских идей, а затем по мере их разработки, эмпирического и теоретического исследований превращались в конкретные научные теории.
   Период натурфилософии можно считать законченным в середине XIX в. Ф. Энгельс (1820—1895), понимая ограниченность натурфилософии, ее неспособность дать естествознанию нужную методологию, в которой оно так нуждалось, приступает в 70-х гг. XIX в. к разработке труда “Диалектика природы”, целью которой было сделать диалектико-материалистический анализ достижений науки в понимании природы, раскрытии всеобщих свойств и законов движения материи. Диалектико-материалис-тические воззрения Ф. Энгельса складывались под влиянием эволюционного учения Ч. Дарвина, благодаря которому в учении о науке сформировался, а затем и утвердился исторический метод исследования.
   Ф. Энгельс не только по достоинству оценил три великих открытия XIX в. (закон сохранения и превращения энергии, теория клеточного строения организмов и эволюционная теория Ч. Дарвина), но и прозорливо определил тенденции развития науки в этих областях знания, что впоследствии получило блестящее подтверждение.

1.3.2. “Русский космизм”

   Если XVIII в. можно назвать веком И. Ньютона, то XIX в. — это век Ч. Дарвина. Создание эволюционной теории играет принципиальную роль для развития всего естествознания в целом. В этой связи к концу века происходит размежевание наук: возникают точное естествознание, к которому мы теперь относим физические и естественные науки, и в первую очередь — биологию, и науки об обществе, о его развитии, самом человеке. Но все эти науки развивались отдельно, так как считалось, что каждая из сфер нашего мира существует как бы сама по себе и подчиняется своим законам.
   Но в том же XIX в. начали формироваться и иные тенденции. Во второй половине XIX в. в России возникает своеобразное умонастроение, называемое теперь “русским космизмом”. Оно не было школой в научном понимании, а являлось именно умонастроением широких кругов демократической интеллигенции. В литературе было представлено Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, в философии — рядом таких блестящих умов, как П. Флоренский, В. Соловьев, Н. Федоров и многими другими. К течению “русского космизма” были близки и многие естествоиспытатели и ученые, такие как К.Э. Циолковский, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов и др. Суть этого учения и его основные черты:
   1. Человек — это составная часть природы.
   2. Человека и Природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать в единстве.
   3. Человек и все, что его окружает, — это части единого целого — Вселенной.
   В этом контексте не так уж важно, что одни называют Богом, а другие — Вселенной.
   Для русского естествознания второй половины XIX в. характерны рассмотрение любых фактов во всех их взаимосвязях, стремление к обобщающим схемам. Яркими примерами этому служат периодическая система Д.И. Менделеева, высказывание И.М. Сеченова о том, что человека нужно изучать в единстве его плоти, духа и окружающей среды, учение о ноосфере русского ученого В.И. Вернадского.
   В рамках этого течения мысли зародилось понимание противоречия между Человеком и Природой, человеком и окружающей средой. И вместе с тем пришло понимание ответственности Разума за отыскание путей разрешения этого противоречия, а также того, что эти противоречия могут привести однажды к экологической катастрофе. В этой связи возникли идеи совершенства нравственного начала, создание некоего нового мирового правопорядка, актуальность которого возросла только в наши дни. Новый правопорядок и новая моральная основа человеческого общества — это необходимое условие дальнейшего развития цивилизации, всего человеческого рода (см. ТЕМУ 18.7). Нужны не слепое подчинение обстоятельствам и констатация фактов, а попытки конструктивного решения возникающих коллизий и всевозможных трудностей, попытки принять тот общепланетарный порядок, который необходим для продолжения развития цивилизации. Нужны новые знания и новая нравственность — вот основной мотив всего того направления мысли, которое получило название “русский космизм”.
   Необходимо также отметить, что представители этого направления полагали, будто мысль и сознание являются такой же принадлежностью природы, как и “звезды, Галактика, микробы, камни”. Эта цельность восприятия мира оказала существенное влияние на развитие русской естественнонаучной мысли и послужила причиной того глубокого взаимопроникновения научной и философской мысли, которое наблюдалось в России во второй половине XIX в. Это привело к стремлению построить обобщающие, синтетические конструкции и схемы, что стало ведущей тенденцией развития русского естествознания этого периода. Ярким примером построения таких схем является знаменитая периодическая таблица элементов Д. Менделеева. Другой пример — высказывания И, Сеченова о том, что человека нужно изучать в единстве его плоти, духа и окружающей среды, которое опередило на многие десятилетия развитие физиологии не только в России. Десятком лет позже К. Маркс скажет, что в будущем все науки о природе и обществе должны будут слиться в единую науку о Человеке.
   Таким образом, вместо исследовательской парадигмы, рожденной эпохой Просвещения, приходит понимание того, что Человек — активный фактор Природы, который не может быть сторонним наблюдателем. Даже в процессе изучения и наблюдения природных явлений человек может вносить в них необратимые изменения (например, катастрофическое “засорение” Космоса за счет исследовательской деятельности человека). Однако потребовалось еще много десятков лет, прежде чем эта интуитивная истина стала превращаться в строго научные утверждения.

1.3.3. Кризис в физике и нарушение прежних представлений

   Конец XIX — начало XX в. характеризуется кризисом в физике, который сопровождался нарушением прежних представлений о строении материи, ее свойствах, формах движения и типах закономерностей.
   Ряд выдающихся открытий в физике — рентгеновских лучей, радиоактивного излучения урана, электрона — опровергали сложившиеся представления о материи и ее формах. М. Планком была создана теория квантов и энергии микрообъектов, А. Эйнштейном вскрыта количественная связь между массой и энергией связи атомов.
   Рухнуло основное положение атомистического материализма о неделимости и неуничтожимости атома. Однако тезис о том, что в связи с новыми открытиями в физике материя исчезла, был правомерно оспорен В.И. Лениным. Характеризуя подлинный смысл выражения “материя исчезла”, В.И. Ленин доказал, что исчезла не материя, а тот предел, до которого эту материю знали.
   Таким образом, с развитием естествознания происходит смена одного научного представления о материальном мире — одной парадигмы, т. е. стереотипа в понимании различных явлений (см. определение парадигмы в ТЕМЕ 1.1), — другим. В прошлом ученые общались редко, обмен научной информацией отсутствовал, но острая полемика в сфере науки была всегда.
   Значение философского наследия В.И. Ленина для современного естествознания велико. Это огромное количество его трудов, среди них можно выделить такие как “Материализм и эмпириокритицизм”, “Философские тетради”, “О значении воинствующего материализма”, “Карл Маркс” и др., которые подробно изучаются в курсе философии.

1.3.4. Ленинский принцип неисчерпаемости материи

   Суть Ленинского принципа неисчерпаемости материи состоит в его положении: “Электрон также неисчерпаем, как и атом. Природа бесконечна” (Полн. собр. соч. Т. 18. С. 277). Идея о неисчерпаемости материи — атома, электрона и других элементарных частиц — результат конкретизации основных положений о движении материи. Открытые в конце XIX — начале XX в. такие составные части атома, как электрон, протон, нейтрон, многими физиками рассматривались абсолютно простыми бесструктурными точечными образованиями, но дальнейшее развитие физики показало чрезвычайно сложный состав элементарных частиц. В настоящее время неисчерпаемость электрона и других материальных частиц становится метрологическим принципом в истолковании все более широкого круга явлений материального мира.
   Методология — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
   Методология науки — учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
   Очевидно, что формирование новых теорий, воззрений и принципов в естествознании становится возможным лишь на основе методологии, которая наиболее полно и адекватно отражает явления материального мира.

1.3.4.1. Онтологическая сторона неисчерпаемости материи

   Можно выделить две стороны неисчерпаемости материи: онтологическую и гносеологическую. Рассмотрим первую.
   Онтология — учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы и принципы бытия, его структуры и закономерности.
   Онтологическая сторона неисчерпаемости материи выражает неисчерпаемость материального мира самого по себе, т. е. бесконечность его структуры, свойств, связей, взаимодействий, существующих независимо от познающего субъекта. Неисчерпаемость материи в онтологическом смысле выражает:
   - бесконечность всего многообразия природы, с одной стороны;
   - бесконечность структуры вглубь любого конечного материального объекта, с другой стороны.

1.3.4.2. Гносеологическая сторона неисчерпаемости материи

   Гносеология — теория познания — изучает закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследует ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
   Гносеологическая сторона неисчерпаемости материи включает в себя:
   - признание принципиальной познаваемости внешнего мира, с одной стороны;
   - утверждение о невозможности полного, абсолютного знания свойств и структуры материального мира на каждом данном этапе развития теории и практики, с другой стороны.
   Познание — бесконечный процесс углубления наших знаний в сущность вещей, переход от одного уровня знания к другому.
   Относительное, неполное знание шаг за шагом приближается к абсолютному, полному знанию.
   Абсолютное познание является предельным состоянием бесконечно развивающейся вширь и вглубь науки. Научное познание, научные истины являются лишь приблизительным отражением действительности. На любой сколь угодно высокой ступени своего развития познание ограничено своими собственными достижениями. Даже общественная практика не является абсолютным критерием истины. Абсолютного критерия вообще не существует.
   Характер разрешения противоречий между принципиальной возможностью исчерпывающего знания всех свойств и связей, наблюдаемых у явлений материального мира, и невозможностью этого абсолютного знания на каждом уровне развития науки лежит в представлении об идеализированных образах вещей, обладающих конечным числом свойств и конечной структурой. Например, в физике вводятся понятия абсолютно твердого тела, идеального газа, идеальной жидкости; разрабатываются для них теории и законы, а затем делаются поправки на реальные случаи. Этот же принцип используется при построении любых математических моделей, когда реальное число свойств ограничивается, но модели тем не менее хорошо “работают”. Такая идеализация является необходимым условием познания свойств реальных вещей, так как каждый идеализированный образ более или менее точно и полно отражает свойства реальных вещей.
   В завершении рассмотрения этого вопроса вернемся еще раз к неисчерпаемости электрона и атома. Ученые обнаруживают все новые и новые частицы, одни из которых живут долго по сравнению с человеческой жизнью, другие — доли секунды. Частицы могут трансформироваться, обнаруживать как корпускулярные, так и волновые свойства (см. ТЕМУ 3, 3.8, 3.9). Все это — исследование атома, которое сейчас уже не вызывает былого энтузиазма, а открытие новой частицы не делает сенсации.
   Другое дело — Вселенная. Как зародилась наша Вселенная? Из чего и когда? Где конец и начало нашей Вселенной? На эти вопросы пытаются ответить физика, астрономия, астрофизика и др. Любое открытие или просто известие, касающееся этой темы, вызывает сенсацию. Следовательно, пока четкие границы Вселенной не обозначены и не доказаны, ее можно считать такой же неисчерпаемой, как и атом.
   Таким образом, на макро- и микроуровнях, через онтологическую и гносеологическую теории мы приходим к выводу о неисчерпаемости материи, выступающей против догматизации и абсолютизации научного знания.

1.3.5. Новейшая революция в естествознании

   Период новейшей революции в естествознании совпал с вступлением капитализма в стадию империализма. Новые потребности техники оказали стимулирующее воздействие на естествознание, приведшее к тому, что в середине 90-х гг. XIX в. началась новейшая революция в естествознании, главным образом в физике, и в ней можно выделить три этапа.
   1. Первый этап новейшей революции в физике и во всем естествознании связан:
   - с открытием электромагнитных волн Г. Герцем (1888 г.);
   - с открытием светового давления П.Н. Лебедевым (1899 г.);
   - с созданием теории относительности А. Эйнштейном (1905 г.);
   - с изобретением радио А.С. Поповым (1895 г.);
   - с возникновением в химии и биологии генетики на основе законов Г. Менделя (1856—1863 гг.);
   - с созданием Н. Бором (1913—1921 гг.) на основе представлений об атоме и атомном ядре теории водородо-подобного атома, основанной на двух его постулатах (см. ТЕМУ 3, 3.5), которые позволили решить противоречия между классической физикой и вновь полученными экспериментальными данными и разработка которых велась в соответствии с периодической таблицей Д. Менделеева.
   2. Второй этап новейшей революции в естествознании начался в середине 20-х гг. XX в. в связи:
   - с возникновением квантовой механики (см. ТЕМУ 3.5),
   - с сочетанием ее с теорией относительности;
   - с образованием общей квантово-релятивистской концепции.
   3. Началом третьего этапа новейшей революции в естествознании явились:
   - первое овладение атомной энергией в результате открытия деления атомного ядра немецкими физиками О. Ганом и Ф. Штрассманом в 1938 г., за что они были удостоены Нобелевской премии по химии в 1946 г.;
   - последующие исследования (1940—1947 гг.), с которыми связано зарождение ЭВМ и новой науки — кибернетики (см. ТЕМУ 16.1.1.1)
   Полное развитие этот этап получил в середине XX в. Его отличительной особенностью является то, что наряду с физикой теперь в естествознании лидирует целая группа отраслей:
   - химия (особенно микрохимия, химия полимеров);
   - биология (особенно генетика, молекулярная биология);
   - кибернетика;
   - космонавтика и др.

 
< Пред.   След. >