YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Концепции современного естествознания: Курс лекций (С.Г. Хорошавина) arrow 6.1. НЕУСТРАНИМОСТЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
6.1. НЕУСТРАНИМОСТЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

6.1. НЕУСТРАНИМОСТЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

   Состояние неопределенности интуитивно знакомо каждому человеку. Это:
   - смутное беспокойство;
   - неумение оценить ситуацию и сделать правильный выбор;
   - непонимание сути происходящего из-за отсутствия каких-то звеньев;
   - разлад между намерениями человека и результатом его деятельности;
   - неадекватная оценка и т.д.
   Все это заставляет сомневаться, колебаться, задумываться. “Что день грядущий мне готовит?” — этот вопрос, указывающий на быстротечность событий, мешает жить в согласии с собой и миром. Поэтому естественно стремление освободиться от смутных предположений и замешательства, перейти к точным определениям, прояснить ситуацию и действовать так, чтобы каждый поступок не вызывал мучительных колебаний.
   Можно выделить бросающиеся в глаза видимые причины неопределенности:
   - это и бурлящий водоворот жизненных стихий, который захватывает и поглощает так, что сами события наступают быстрее, чем требуется времени для их прогнозирования;
   - и недостаточно глубокое проникновение в природу вещей;
   - и поверхностность путанных, субъективных переживаний;
   - и огромный массив недальновидных и неразумных человеческих деяний и т. д.
   Но за всеми ними стоит глубинная порождающая основа неопределенности — всеобщая стохастичность, т.е. случайность.
   Народный эпос богат пословицами, нацеливающими на неминуемую встречу с неопределенностью. Присказка “Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что” — пример целевой неопределенности, а “В некотором царстве, в некотором государстве” или “За тридевять земель, в тридесятом царстве” — примеры пространственной неопределенности. Есть и весьма отрезвляющие замечания в фольклоре: “Знал бы, где упасть, — там соломки постлал бы”. Здесь неопределенность включает в себя всю полноту изменений, всю их новизну. Мы не знаем, что нас ждет, но возможно ли точное знание о событиях будущего и нужно ли такое знание ждущему?
   Если неопределенность плоха и удручающа, а определенность так хороша и комфортна, то почему так притягательны удивление, наслаждение новизной, надежды, желания, пульсация жизни? Почему действительность не сочетается с самыми лучшими предначертаниями и самыми точными формулами?
   Оставшаяся в наследство от классической науки ориентация на строго однозначную закономерность тускнеет перед картинами многовариантного процесса развития. Сегодня стало практической явью не логическое единообразие, а ветвящаяся графика отклонения от прямой, не гарантированная направленность к заведомо прогрессивным формам, а постоянное воспроизведение ситуации выбора.
   Неопределенностные процессы обнаруживаются в громадном массиве реалий действительности. В сфере социально-политических отношений они дают о себе знать:
   - неожиданными коллизиями;
   - резкими сменами исторических декораций;
   - бессистемностью массовых Движений;
   - проявлениями совокупностей непреднамеренных последствий и побочных продуктов целесообразной деятельности человека.
   Независимо от того, осознана или нет природа неопределенности, она живет во всеобщей системе взаимодействий, выступая реальным компонентом развития. Сами по себе процессы неопределенности, как и процессы определенности, не являются ни чем-то сугубо отрицательным, ни чем-то исключительно положительным. Они пронизывают ткань бытия, обнаруживают себя в поведении сложных систем и таким образом НЕУСТРАНИМЫ.

 
< Пред.   След. >