YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Концепции современного естествознания: Курс лекций (С.Г. Хорошавина) arrow 6.6. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И СЛУЧАЙ — РЕАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ
6.6. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И СЛУЧАЙ — РЕАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ

6.6. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И СЛУЧАЙ — РЕАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ

   Феномен неопределенности связан с довольно простым фактом — признанием действительности движения, относительно свободного от нормативных предписаний, фатальной предзаданности и умозрительного конструирования моделей будущего. Многовариантность хода событий и открытость будущего делает собственный организм суверенным в отношении указанных конечных целей.
   Выражения типа “устранение неопределенности”, “преодоление неопределенности”, “борьба со случаем” и т.п. — не более чем метафоры, льстящие всемогуществу человека. Они наполняются содержанием лишь в той нише, где случайность понимается как невыясненная закономерность, а неопределенность происходит исключительно из-за недостатка нашего знания. Конечно, такое толкование имеет место, но оно слишком фрагментарно и поэтому ограниченно. Пытаться напрочь расквитаться с неопределенностью, устранить и исчерпать ее — значит витать в сферах выдуманного мира, где все предсказуемо, объяснено и объяснимо. Неопределенность, как и случай, — реальные компоненты развития, объективные характеристики жизнедеятельности человека. Убывая “здесь” и “теперь”, неопределенность возрождается “там” и “тогда”. Она имеет корни в основных условиях бытия и в этом смысле неустранима.
   Можно ли жить в согласии с собой и с миром, взяв в голову идею неопределенности? Посильна ли она людям? Ведь ни справиться с ней, ни устранить ее невозможно. Но, с другой стороны, неопределенность обуславливает полноту всех изменений, открытость будущего, порождение нового и небывалого. А как можно лишиться полноты и небывалости жизни? В чем же тогда состоит людская мудрость: в том, чтобы бесстрашно жить, не зная завтрашнего дня, или в том, чтобы этот день предвидеть?
   Философские системы древности и Нового времени при достаточно откровенном скепсисе к познанию тяготели к принятию постулата определенности бытия. Неопределенности же отдавали лишь сферу познания.
   Мир так устроен, что случайность и неопределенность — его объективные характеристики, они пронизывают все уровни организации материи. Проблема неопределенности свойственна проблеме нестабильности мира, возникновению порядка из хаоса. Она занимает ведущее место в той концептуальной парадигме, где необратимость временных процессов становится реальностью, где есть место новообразованиям и уникальным событиям.

 
< Пред.   След. >