YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Концепции современного естествознания: Курс лекций (С.Г. Хорошавина) arrow 9.6. ЦАРСТВО ЧИСЕЛ
9.6. ЦАРСТВО ЧИСЕЛ

9.6. ЦАРСТВО ЧИСЕЛ

   Пифагор и его последователи, образовавшие пифагорейский союз, считали, что в основе всего сущего лежат числа. Каждой вещи, по их мнению, соответствует определенное соответствие чисел, которые назывались ЛОГОС. Так, например, 2 — женское начало, 3 — мужское начало, 5 — единство мужского и женского начал — почиталось ими как священное. Пятиугольник — священная фигура, символ жизни и гармонии. Пятиугольная звезда — знак принадлежности к пифагорейскому союзу. У человека есть 5 пальцев, 10 пальцев на двух руках, 20 пальцев на четырех конечностях. Пять выдающихся частей человека: четыре конечности и голова, поэтому он может быть вписан в пентаграмму, т.е. звезду.
   Пифагор и пифагорейцы использовали пять правильных тел — многогранников, обладающих совершенной симметрией и получивших впоследствии название “платоновские тела”, так как в “Тимее” Платон стихию земли отождествлял с кубом, стихию воздуха — с октаэдром, стихию огня — с тетраэдром, стихию воды — с икосаэдром, а стихию Вселенной, космоса — с додекаэдром. Евклид в III в. до н. э. использует вслед за пифагорейцами в своих “Началах” правильные золотые пятиугольники, диагонали которых образуют пентаграмму.
   Пять правильных тел — куб, тетраэдр, октаэдр, икосаэдр и додекаэдр — считались у древних греков элементарными “кирпичиками”, из которых устроен материальный мир.

Рис. 2. Пять правильных тел, известных древним грекам

   Кристаллы довольно часто имеют форму первых трех правильных тел, но последние два никогда не встречаются в природе. Возможно, эти правильные тела были открыты при исследовании свойств симметрии куба, октаэдра и тетраэдра. Икосаэдр находится в таком же отношении к додекаэдру, в каком октаэдр находится к кубу. Поэтому построение правильного икосаэдра является логическим следствием существования додекаэдра.
   Пифагорейцы видели основание всех вещей в тех числах и фигурах, законы которых они исследовали посредством математики. Греческий мыслитель Аристотель повествует о них: “Прежде всего они изучали математику и, вполне проникшись ею, принимали ее за начало всех вещей. А так как в математике на первом месте стоят числа, они усматривали в них много сходства с вещами и со всем становящимся, и в числах больше, нежели в огне, воде, воздухе, земле, то одно свойство числа имело для них значение справедливости, другое — души и духа, еще одно — времени и так далее для всего остального. Затем они находили в числах свойства и отношения гармонии, и таким образом все остальное казалось им по своей природе отражением чисел, а эти последние — первыми в природе”. Пифагореец говорил себе: “Чувства показывают человеку чувственные явления, но они не показывают того гармонического порядка, которому следуют вещи”.
   Число у пифагорейцев связано не только с объемом, но и с субъектом. Оно может быть понято как тело, которое определяется в некоторых числовых характеристиках. Мир есть число, все в мире есть число. Но они выделяли не только числовую характеристику мира. Важнейшей категорией, сопряженной с числом у пифагорейцев, была гармония, на что специально обращал внимание Аристотель.
   Число утвердилось в качестве центрального принципа в культуре Востока, в частности Китая, который всегда именовался государством ритуала, построенного на числовых соответствиях.

 
< Пред.   След. >