YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Концепции современного естествознания: Курс лекций (С.Г. Хорошавина) arrow 17.8. ЕДИНАЯ КАРТИНА РАЗВИТИЯ МИРА
17.8. ЕДИНАЯ КАРТИНА РАЗВИТИЯ МИРА

17.8. ЕДИНАЯ КАРТИНА РАЗВИТИЯ МИРА

   Формы жизни множатся и усложняются. Возникновение Разума — такая же загадочная перестройка процессов развития, как и возникновение жизни. Мозг человека и мозг млекопитающего состоит из одних и тех же нейронов, но человеческий мозг дает возможность познавать самих себя, видеть себя со стороны, познавать окружающий мир, задумываться о своем происхождении. Благодаря появлению Разума рождается общество. Но общественные формы бытия существуют и у животных. Человеческое же общество способно к совместному труду, совместной духовной жизни, кооперации. Развитие общества изучается обществоведами, но они не включают сюда историю человека и историю биосферы.
   Развитие человеческого общества — такой же естественный процесс, как и формирование галактик или развитие вируса. Важно увидеть то общее, что объединяет компоненты этого единого процесса, вносит и может внести Разум в мировой эволюционный процесс. Общество, его законы — это естественный этап развития нашего мира. На Земле общество могло и не состояться — пути природы прихотливы. Но раз возникло, то оно такое же творение природы, как и все остальные атрибуты нашего мира.
   Понять законы общественного развития, алгоритмы эволюции нельзя, не увидев связи со всем предшествующим развитием нашего мира: те же законы дивергенции, та же неоднозначность выбора путей развития, та же роль лимитирующих факторов, которые присущи и другим проявлениям мирового процесса самоорганизации.
   Вспомним слова Ф. Тютчева:
   Не то, что мните вы, — Природа, Не слепок, не бездушный лик, — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

17.8.1. Биосфера и человек — самоорганизующиеся целостности
17.8.2. Позиция универсального эволюционизма
17.8.3. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии

17.8.1. Биосфера и человек — самоорганизующиеся целостности

   Подобно тому, как биосфера — самоорганизующаяся целостность, пришло время и человека изучать как единое целое. Еще в прошлом веке известный русский физиолог И.М. Сеченов говорил, что понять человека можно только в его единстве — плоти, духа и природы, частью которой он является. И будущее науки лежит на пути объединения этих начал.
   Десятком лет позже К. Маркс сказал: “В будущем все науки о природе и обществе должны слиться в единую науку — 6 Человеке”.
   Надо изучать не отдельные особенности и свойства, а человека как сложную систему, как естественный элемент общества. Связать свойства общества и человека, понять свойства общества через свойства человека и обратно: понять свойства человека, его поведение, поступки, выводя их из свойств общества, — цели современной науки.
   Общие черты мирового эволюционного процесса и место человека в нем приводят Нас к пониманию ноосферы как одного из возможных будущих состояний верхних оболочек Земли. Трудности, порожденные развитием цивилизации и растущая деградация окружающей среды, ухудшение условий жизни людей порождает желание действовать, искать новые концепции общественного развития. Необходима целостная, всеобъемлющая концепция того, что мы называем местом Человека во Вселенной.
   Представление человека о мире и его месте в нем, о единой картине мира является одним из важнейших элементов мировоззрения человека. Этот философский вопрос оборачивается самой что ни есть прагматичной проблемой — проблемой выбора человеческой деятельности. Она затрагивает глубочайшие тайны человеческой души. Например, каким образом у людей формируется представление о том, что хорошо, а что — плохо? Ведь именно такие критерии в конечном счете и определяют тот выбор поведения, который предстоит сделать человеку. Видение будущего требует понимания прошлого — это общая познавательная позиция.
   Вместе с Разумом в Природе родился новый феномен — Человек с его непредсказуемым поведением, игрой страстей, иррациональностью многих реакций, что говорит об очень сложном духовном мире, который присущ и каждому человеку в отдельности и группам людей и обществу в целом. Как из множественности и нетождественности духовных миров отдельных людей складывается духовный мир общества? Можем ли мы влиять на него? Как он связан с целями развития общества?

17.8.2. Позиция универсального эволюционизма

   Возникновение духовного мира человека, его общественной Вселенной — это тоже результат самоорганизации, саморазвития человека как биологического вида и его общественных структур. Изучая историю искусства, литературы, живописи, музыки, архитектуры, оттенки религиозных верований и сопоставляя их с другими фактами, можно нащупать новые подходы к изучению духовного мира человека.
   Предлагаемая позиция называется универсальным эволюционизмом. Она позволяет еще в одном ракурсе увидеть те идеи, которые проповедовал Ф.М. Достоевский и другие мыслители прошлого века: люди не виноваты, что не все они честны, благородны, готовы к самопожертвованию, что они такие, какие они есть, — жадность, агрессивность, эгоизм тоже неотделимы от них. И тем не менее они достойны любви. Такова судьба, такова история развития биологического вида “гомо сапиенс”, таковы те алгоритмы эволюции, которые управляют нашим развитием. И люди еще не знают, что, не изменив надлежащим образом своего поведения, своего отношения друг к другу, не сменив шкалы ценностей и своих взаимоотношений с окружающей средой, они обрекут себя, свой род, на деградацию и вымирание.

17.8.3. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии

   Ноосферный гуманизм — это гуманизм, дополненный с экологических позиций. В связи с потребительским отношением к природным ресурсам и накоплением отходов производства нагрузка на биосферу быстро возрастает и приближает ее к критическому состоянию. Экологические кризисы, как считают, ученые, в будущем неизбежны. Человечеству для своего бескризисного состояния нужно вписываться в естественные биохимические циклы. Но превращение современной биосферы в подлинную ноосферу будет противоречивым и мучительным. Потребуется переход от принципа количественного роста накопления материальных богатств за счет разрушения биосферы Земли к принципу возвышения Разума и духа лишь при необходимом материальном достатке. Ноосферный гуманизм требует обеспечения:
   - высшего уровня жизни человека;
   - высшего уровня качества среды обитания человека;
   - условий для беспредельного интеллектуального процесса.
   Для этого нужно изменить акценты в человеческой активности. Оказывается, чтобы сохранить природу и себя, человек и общество должны меньше преобразовывать природу, а больше преобразовывать себя. По глубокому убеждению В.И. Вернадского, именно вхождение в ноосферу человечества должно стать основой прочного мира без войн и расовых отличий, единого в экономическом и информационном отношении, построенного на высокой сознательности и нравственности.

 
< Пред.   След. >