YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории русской культуры (В.А. Головашин) arrow ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

"Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних
чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь
сведения о своих прародителях"

Н.И. Новиков

ВВЕДЕНИЕ

   Наступивший XXI в. - век колоссальных достижений науки и техники, век освоения космического пространства и развития компьютерных технологий - заставляет человечество обратить особое внимание на проблемы развития культуры и цивилизации.
   Каждый здравомыслящий человек задается вопросом: как может высокая культура уживаться с непрерывными войнами, террористическими актами, массовым уничтожением людей в цивилизованном обществе?
   Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо тщательно изучить истоки современной цивилизации, приобщиться к сокровищам мировой и национальной культуры, выяснить сущность российской ментальности.
   В научных работах часто встречаются формулировки о парадоксальности русской цивилизации, свидетельствующие, что ее понимание требует от исследователя преодоления однозначных линейных схем и обращения к многомерной концепции.
   Проблема отнесения России к определенному цивилизационному типу - либеральной (западной) или традиционной (восточной) цивилизации - была выдвинута еще в тридцатые годы XIX в. П. Я. Чаадаевым, который писал: "Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество помимо двух своих сторон, определяемых словами Запад и Восток, обладает еще и третьей стороной."
   Современники Чаадаева И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и другие, названные "славянофилами", взяли на себя бремя такого доказательства. Они свято верили в слова Ф.И. Тютчева:
   " Умом Россию не понять,
   Аршином общим не измерить.
   У ней особенная стать.
   В Россию можно только верить!"
   Их оппоненты - "западники" - К.Д. Каверин, Н.Г. Чернышевский, Б.И. Чичерин и другие рассматривали Россию как во многом азиатскую страну, которой необходимо цивилизоваться по европейскому пути. Споры между "западниками" и "славянофилами" длились на протяжении двух веков и породили разные ответы. Россия ставилась во главу особой славянской цивилизации, отличной от Востока и Запада, говорилось об уникальности России в мировой истории и культуре, указывалось на исключительность положения России между Востоком и Западом. Россия рассматривалась как "третья сила", представлявшая синтез восточной и западной цивилизации.
   Все эти споры отражали несводимость русской культуры к одному из вариантов или к сочетанию и синтезу того и другого.
   Наша русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианских цивилизаций еще в XI - XII вв. в ходе образования у восточных славян государства и приобщения их к православию. Особое влияние на формирование этого типа культуры оказал геополитический фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока. По словам А. Блока:
   "Мы, как послушные холопы,
   Держали щит меж двух враждебных
   рас - Монголов и Европы".
   Это послужило основой возникновения таких пограничных культурных слоев, которые, не примыкая ни к одной из известных культур, представляли собой благоприятную среду для разнообразных культурных инноваций.
   Изучение российской культуры ныне вступило в новую фазу, связанную с перестройкой устоявшейся точки зрения на истоки, историю и хронологию русской цивилизации. Интересны в этом отношении труды современных исследователей Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко, которые в своих работах "Библейская Русь", "Империя" и многих других приводят парадоксальные факты, опровергающие многие устоявшиеся теории.
   Что касается стадий развития российской цивилизации, то тут существуют различные точки зрения. Одни ученые считают, что с XI в. и по настоящее время в том ареале, который называется Россией, была одна цивилизация. В ее развитии можно выделить несколько этапов: это Древняя Русь (XI-XIII вв.), Московское царство (XIV-XVII вв.), Имперская Россия (с XVIII в. и по 1917 г.). Другие исследователи полагают, что по XIII в. существовала одна "русско-европейская" или "славяно-европейская" цивилизация, а с XV в. - другая, "евразийская" или "российская".
   Наиболее часто выделяемые признаки российской цивилизации: самодержавная форма государственной власти, подчинение общества государству, коллективистская ментальность, незначительный объем экономической свободы. Как ни парадоксально, эти признаки с незначительными изменениями сохранились до настоящего времени.
   В процессе становления Московского царства в России укрепилась традиционная модель общества с характерным для нее отсутствием уважения к личности как абсолютной ценности, произволом, слабо выраженным принципом собственности. Сдвиг России к западной модели начал своими реформами Петр I. Именно он "рукой железной Россию вздернул на дыбы".
   Революционный переворот 1917 г. разрушил все, что объединяло Россию с Европой, и вновь отбросил ее к восточной модели с азиатским способом производства. Страшнейший произвол власть пыталась оправдать благими намерениями. На плакате, висевшем на воротах Соловецкого концентрационного лагеря, была сделана симптоматическая надпись: "Железной пролетарской рукой загоним человечество к счастью".
   В развитии русской духовной культуры немаловажную роль сыграла православная религия, которая помогла русскому народу выжить в царстве произвола, разгромить нашествие германского фашизма, сохранить вековые традиции.
   В конце XX столетия наше общество испытало, да и теперь продолжает испытывать мощный натиск западной массовой культуры с ее ярко выраженным культом насилия и жестокости. Это пагубно влияет на молодежь, на людей с неустановившейся жизненной позицией. Жесткая конкуренция, капиталистический способ производства соседствуют в нашей стране с сохранившимися "пережитками" социализма; с наплевательским отношением к государственной собственности, земле, природным ресурсам. Нашему обществу просто необходим духовный переворот таких масштабов, которые сопоставимы с Реформацией или Просвещением в Европе. Для этого требуется объединение всех национальных культур и этносов в новую историческую общность путем осознания национальных приоритетов, евразийской ценности.
   Основной вопрос не в том, станет ли Россия "вторым Западом" или его частью, а в том, обогатит ли она мировую цивилизацию самобытным историческим творчеством или станет "неудачницей", идущей по чужому пути, примеряющей чужие образцы.
   Перспективное и разумное решение для России состоит в разработке Евразийского проекта: освоения специфической цивилизационной модели, отличной и от традиционной азиатской и от западной.
   Евразийская идея - идея специфической цивилизационной общности, по-своему преломляющей импульсы Запада и Востока и творчески интегрирующей их, ценная часть нашего духовного наследия, которой мы не можем пренебречь. Разработку этой идеи предстоит осуществить совместными усилиями историков, философов, социологов и культурологов. И начало этому процессу должно положить планомерное знакомство с историей культуры нашей Родины. Данную задачу решает эта книга, рассчитанная на всех, кто интересуется культурой России.

 
< Пред.   След. >