YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории русской культуры (В.А. Головашин) arrow АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

   Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение церквей по образцу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь начиная со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы, применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь конца Х в. (989-996 гг.), были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор (1037 г.) в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.
   Широкое распространение в Киевской Руси получил крестовокупольный тип храма, расчлененного на три или пять нефов.
   Сразу же после принятия христианства великий киевский князь Владимир Святославич начал монументальное каменное строительство. За семь лет был возведен первый каменный храм, на строительство которого князь выделил одну десятую часть всех доходов (отсюда идет народное название этой церкви). Местом для строительства храма был избран Бабин торжок, вблизи которого находились княжеские палаты. Отсюда, с Владимирской горки открывался величественный вид на Подол, на бескрайние равнины.
   В 1240 г. церковь была разрушена полчищами Батыя, так что судить о ней мы можем только по свидетельствам современников и данным археологических раскопок.
   Это была большая трехнефная шестистолпная крестово-купольная постройка с галереями. В начале XI в. к зданию пристроили дополнительные нефы. Апсиды церкви поставлены на сплошную деревянную площадку, в чем проявилась привычка древнерусских зодчих к строительству из дерева. Стены церкви были сложены из чередующихся рядов плинфы (плоского кирпича, придуманного в Византии) и цемяночного раствора, составленного из извести, песка и толченого кирпича. Плинфовые кирпичи имели квадратную форму с длиной стороны до 30 сантиметров и толщиной до четырех сантиметров. В Византии на ряд плинфы укладывался такой же толщины ряд раствора. Русские строители применили другой метод: после каждого ряда плинфы шел ряд раствора, равный по толщине плинфе, а следующий ряд плинфы сдвигался к внутренней стороне стены, потом опять шел ряд раствора и только после этого нормально укладывался второй ряд плинфы. Это позволяло укрепить перевязку швов в кладке, экономить плинфу и добиваться своеобразного художественного эффекта: широкие розовые полосы цемянки перемежались с тонкими рядами плинфы, создавая нарядную полосатую декоративную поверхность.
   Этот метод в дальнейшем широко использовался русскими и зарубежными строителями. Стены и полы Десятинной церкви были покрыты мозаикой, керамическими плитками. Были в соборе и фрески. От вычурных сооружений Византии храм Успения Богородицы отличался строгой простотой и гармоничностью форм.
   Самым значительным храмовым сооружением Киевской Руси является Софийский собор, построенный в период княжения Ярослава Мудрого. Софийский собор и сегодня поражает людей своей красотой и величием, несмотря на то, что он многократно подстраивался, что не приводило к его улучшению. Ему нет аналогов ни в архитектуре Византиии, ни в архитектуре других стран Востока и Запада.
   Софийский собор был задуман и построен как пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью ассиметрично расположенными главами. Центральный, самый большой купол выражал образ и идею Христа, а остальные были символами двенадцати его апостолов. Снаружи собор с трех сторон окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позже были надстроены галереи второго этажа, завершающиеся закомарами (закомара - по-древнеславянски свод). Стены возводились по тем же принципам, что и стены Десятинной церкви. К центральному куполу собора ступенями поднимались двенадцать малых куполов. Снаружи собор выглядел расчлененной пирамидальной центрической конструкцией. От наружной галереи архитектурные массы храма нарастали, восходя ступенями ярусов закомар к центральному куполу.
   С помощью парусов, находившихся в углах между четырьмя подкупольными арками, осуществлялся переход от квадратного плана к круглому основанию барабана. В основаниях сводов и арок располагались деревянные связи, покрытые орнаментальной живописью. Снаружи стены собора были украшены орнаментальными фризами, вплетенными в рисунок кирпичной кладки, нишами в виде уступов, а также оконными и дверными проемами.
   Хоры, расположенные во втором ярусе, предназначались для князя, его семьи и придворных. Софийский собор играл огромную роль в жизни столицы и государства. В нем находилась библиотека, где трудились летописцы. Под главным куполом проводились государственные церемонии, произносились проповеди. В алтаре собиралось высшее духовенство. В нижнюю часть храма допускался простой народ.
   В центральной апсиде изображена Богоматерь с молитвенно воздетыми руками - Оранта. Под нею - обрядовая сцена причащения апостолов. Напротив центральной апсиды изображены Христос и семья Ярослава Мудрого - его сыновья и дочери. Движение фигур от алтаря, подчеркнутое увеличением их размеров, ориентировало смотрящих в сторону хоров, где восседал как бы живой наместник Бога на земле.
   Собор был задуман как главный христианский храм на Руси. Он обозначал Митрополию Русскую в противовес Константинопольской. Софийский собор достойно выражал идею величия Киевской Руси.
   Архитектурные принципы, сложившиеся при постройке Киевского Софийского собора, позже широко использовались в храмовом строительстве в Киеве (соборы Святого Георгия и Святой Ирины) и в других городах.
   Значительные каменные постройки были возведены и в других городах Киевской Руси.
   В 1036 г. началось строительство Спасо-Преображенского собора в Чернигове. Строился он на средства черниговского и тьмутараканского князя Мстислава, а достраивался его братом - Ярославом Мудрым, с которым они соперничали. Мощь собора подчеркивалась небольшими строениями, которые его окружали. Высота его немного превышала высоту собора Святой Софии, но она подчеркивалась соотношением с шириной и длиной. В киевском соборе ширина почти в два раза больше высоты, а в черниговском меньше высоты.
   Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство - это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне - константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси - Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престол, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор и Черниговский Борисоглебский собор (1120-1123).
   Этот собор был построен в период княжения Давида Святославича и занимает весьма ответственное место в детинце по соседству со Спасским собором. Отличается простотой и строгостью форм.
   Для княжеского собора-усыпальницы была использована шестистолпная схема с раскрытым в основное пространство нартексом. Отсутствуют лестница и крещальня. Ход на хоры выложен в толще западной стены. Существенные нововведения внесли черниговские зодчие во внешний облик Борисоглебского собора. Стены его покрыты тонким слоем розоватой затирки, расчлененной на крупные квадраты. К широким лопаткам приставлены мощные полуколонны диаметром около метра, завершающиеся кубообразными каменными резными капителями. На уровне низа проходит ар катурный фриз с узорной каймой. А ниже храм опоясывает ряд двуступенчатых маленьких ниш.
   Во внутреннем оформлении широко использованы мотивы языческой мифологии. Черниговские князья для укрепления родовых прав и политических притязаний считали необходимым использовать символические образы прошлого. Найден камень с изображением хищной вещей птицы с одной стороны и драконоподобного существа симаргла - мифического хранителя древа жизни - с другой. На капителях полуколонн попарно располагаются грозные пардусы (гепарды) в растительном переплетении. Все эти образы иносказательно говорят о силе, непобедимости князя.
   ''Звериная'' тематика, аркатурный фриз свидетельствуют о знакомстве черниговских мастеров с западноевропейской художественной культурой, об их умении видоизменять ее, переосмысливать.
   На шумном торжище у ворот окольного града гордо встал небольшой кирпичный храм - церковь Параскевы Пятницы, которая в языческие времена почиталась покровительницей земледелия, плодородия, здоровья. Церковь причислила Параскеву Пятницу к лику святых. Высота церкви была в два раза больше ширины. Барабан церкви вырастает, подобно цветку, из венчика трехлопастных закомар.
   Оригинальность объемно-пространственной структуры Пятницкой церкви, не имеющей аналогов, усиливается необычайной красочностью и праздничностью внешнего вида. Верхние части фасадов покрыты орнаментально-пластическими деталями, которые включают мотивы, близкие произведениям славянского прикладного искусства. Все это дополняется цветовыми пятнами расписанных маленьких ниш. Использование кирпича в деталях придавало особую выразительность и масштабность, приближенную к человеку.
   Пятницкий храм - свидетельство широты творческого кругозора черниговских зодчих, знакомства их с культурой соседних стран. Самое замечательное в том, что народные мастера создали самобытное произведение, воплотившее идеалы народа. Пятницкая церковь - пример целенаправленного поиска русскими мастерами вертикальной композиции храма. Пятницкий храм был разрушен во время Великой Отечественной войны и восстановлен в 1962 г.Важно отметить, что в конце XII в. в Чернигове, кроме княжеских и монастырских построек, появляются каменные посадские здания. В церковном и бытовом строительстве шире, чем прежде, применяется кирпич.
   Большим своеобразием отличается архитектура Новгородского княжества. Природа предоставила здесь возможность использовать удобный для обработки камень-известняк, а также валуны. Идейно-художественные особенности новгородского зодчества хорошо определены И. Э. Грабарем: ''Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, ..., но себе на уме.... В его зодчестве такие же простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, могучие силуэты, энергичные массы''.
   В 1045-1052 гг. в Новгороде на месте сгоревшей дубовой церкви Святой Софии в детинце был построен Софийский собор. Он строился по образу и подобию храма Святой Софии в Киеве, но был значительно строже, проще, скромнее, хотя на два метра был выше своего образца. Это тоже пяти- нефный крестово-купольный храм, но в нем всего три апсиды и пять глав. Мозаику вытеснили фрески. Лаконизм, простота форм придавали собору внутреннюю гармонию, силу, красоту и величие. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами - свидетельства мощи и красоты.
   В XII в., по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате. Таким стал Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском.
   Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме. С его именем связаны постройка Успенского собора во Владимире (11581161), красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, Золотых ворот во Владимире - мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью.Крупнейшим архитектурным центром Руси XII-XIII вв. стало Владимиро-Суздальское княжество. Строительным материалом здесь стал, в основном, тесаный белый камень. Самое крупное сооружение Владимира - Успенский собор. На его строительство князь Андрей Боголюбский выделил десятую часть всех своих доходов.
   Это главное культовое здание Владимира было построено по характерной для городских соборов схеме шестистолпного храма с хорами и лестничными башнями. Художественный образ храма должен был утверждать главенствующее его значение в новом стольном городе Владимире. Стремление князя Андрея сделать Владимир новым политическим и культурным центром Руси обусловило поиски новых идейно-художественных средств. Используется культ Богородицы, внушается мысль о ее покровительстве князю, земле Владимирской, получает хождение легенда об основании города не Мономахом, а Владимиром - крестителем Руси.
   Успенский собор должен был затмить все предыдущие сооружения, олицетворить честолюбивые замыслы владимирского князя. Над сооружением собора работают мастера ''из всех земель''. Они развивают основы белокаменного строительства Юрия Долгорукого.
   Здание ставится на простой, в виде откоса, цоколь, лопатки усложняются колоннами с лиственной капителью, богатый аркатурно-колончатый пояс членит храм и увенчивает его главу. Пластика белокаменных архитектурных форм с резными камнями в полукружиях верха стен обогащалась красочной росписью и позолотой.
   Аркатурно-колончатый пояс собора расписан подобно нишам с фресками приднепровских храмов. Фигуры пророков находились между вызолоченными колоннами аркатуры. Интерьер собора был украшен золотыми, серебряными украшениями, драгоценными камнями.
   Фрагменты фасадов одноглавого Успенского собора можно видеть и ныне в интерьере существующего пятиглавого собора, который в 1189 г. после пожара заключил более раннюю постройку в своеобразный футляр.
   Спустя два с половиной века, Андрей Рублев расписал храм чудесными фресками.
   В соборе хранилась знаменитая русская святыня - икона Владимирской Богоматери, вывезенная из Византии.Такой же роскошью отличался и дворец Андрея Боголюбского, выстроенный в Боголюбове - недалеко от Владимира.
   К дворцу примыкал собор, снаружи и внутри покрытый позолотой. Полы в церкви были медными, а хоры были украшены разноцветной майоликой.
   При нем же было создано чудо русской архитектуры - храм Покрова на Нерли (1165). Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава.
   В заливных лугах на Нерли, в полутора километрах от Боголюбова в 1165 г. была поставлена церковь Покрова, которая была посвящена неизвестному в Византии празднику Покрова Богородицы, введенному Андреем Боголюбским без позволения Киевского митрополита, и служила утверждению идеи божественного покровительства Владимирской земле и исключительных прав князя Андрея Боголюбского. Церковь Покрова на Нерли стала гордостью русского зодчества, одной из его вершин, гимном красоте и гармонии человека с природой.
   Небольшой с четырьмя обычными крестообразными столбами храм сохранил, в основном, свои первоначальные формы. Безымянные мастера блестяще нашли образ этого первого на Руси храма Покрова. Поднятая над заливными лугами путем устройства искусственной насыпи, облицованной известняковыми плитами, как бы парящая над зеркальной гладью вод, устремленная ввысь церковь связывалась у наших предков с идеей заступничества всемогущих божественных сил.
   Поток вертикальных линий, усиленный тянутыми колонками и учащенным ритмом колончатого пояса, поддержанный вытянутыми окнами и аркатурой главки, создает иллюзию движения масс вверх, их невесомости. Этому способствует и доведенное до совершенства тектоническое решение стены, намеченное еще в первых белокаменных постройках владимиро-суздальского зодчества.
   Верхние участки прясел более заглубленные, чем нижние, дополнительно ослаблены резными деталями, что усиливает ощущение устойчивости нижней части здания и легкости, воздушности верхней. По найденным раскопкам установлено, что церковь была окружена с трех сторон открытой аркадой, на которой располагалось гульбище.
   Центричность композиции основана на выделении средних осей фасадов. Над порталами в полукружиях закомар помещены одинаковые по сюжету рельефы. Выше всех восседает библейский царь Давид. В боковых пряслах фантастические существа - грифоны, олицетворяя охранительные функции, повернулись в сторону Давида, к центральной оси обращены и лежащие ниже львы. Соединяя в единое целое этот иносказательный гимн Давиду - царю-объединителю (подобно князю Андрею), протянулась цепочка женских масок, воспринимавшихся как символ девы Марии - покровительницы и заступницы.
   Средствами изобразительного искусства выражены в религиозной форме политические идеи, осуществлявшиеся князем Андреем.
   Церковь Покрова сохранила белизну своих каменных одежд - ни пятна фресок, ни блеск позолоты не разрушили девственной красоты камня. Отказ от живописных приемов придал еще большую целостность и одухотворенность этому поэтическому произведению владимирских ''каменосечцев''.
   Небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетались скромная красота природы, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.
   Брат Андрея - Всеволод продолжает строительную деятельность. Его мастера оставили потомству замечательный Дмитровский собор во Владимире - величественный и скромный.
   Одновременно строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче, Пскове и Новгороде-Волынском, закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы, палаты богатых людей. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим на стенах соборов во Владимиро-Суздальской Руси, Новгороде, других русских городах.
   Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, стало органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом. Посмотрите, как поставлены и доныне стоят русские церкви, и вы поймете, о чем идет речь.
   Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.
   Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели - воспеть Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусстве плоть торжествовала над духом и утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу духа над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства. В византийском искусстве, считавшемся в те времена самым совершенным в мире, это нашло выражение в том, что и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались, в основном, по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило этим высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, - все это было свойственно византийскому искусству.
   Перенесенное на русскую почву, это каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы - солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. И с первых же лет перенесения византийского церковного искусства на Русь оно испытывало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений.
   Археологические исследования и литературные источники помогают представить, каким был город Киевской Руси.
   Города эти обычно возникали вокруг княжеского двора - замка, который при этом превращался в детинец (позже детинцы стали называть кромами или кремлями). В детинце размещались хоромы князя, дома его приближенных, помещения для слуг, хозяйственные постройки, конюшни, скотный и птичий дворы, охотничий домик и другие постройки. В центре княжеских палат располагалась гридница - зал, в котором происходили встречи, собрания князя с дружинниками, всевозможные торжества. Над одной из пристроек возвышалась башня-повалуша.
   Вокруг детинца строили свои жилища городские ремесленники и торговцы. Главную роль в городе играла площадь - торг, от которой радиусом расходились улицы. Части города именовались по профессиям живущих здесь людей - Гончарный конец, Плотницкий посад, Кузнецкие ворота. По размерам и благоустройству города Киевской Руси не уступали европейским. Русские водопроводы и мостовые восхищали иностранцев. Киев по размерам превосходил не только все русские города, но и большинство крупных западноевропейских центров. Иностранный путешественник, посетивший Киев в Х1 в., писал, что в городе ''более четырехсот церквей и восемь рынков, а народу же несметное количество''.
   Инженерное благоустройство городов Киевской Руси имело весьма высокий уровень, особенно в северной лесной зоне.
   Так как в городах верхние слои почвы были влажными, то улицы надо было мостить, а влагу отводить в реки и водоемы. Деревянные настилы в Новгороде стали делать в X в. На продольные лаги длиной 10 ... 12 м и диаметром 10 ... 20 см укладывались плахи. Ширина мостовой была от 3,5 ... 4 м до 4 ... 5 м.
   В северных городах такие мостовые существовали 15 ... 30 лет. Каждая новая мостовая накладывалась на предыдущую и эти сооружения достигали иногда высоты до пяти метров.
   В городах существовали и дренажные системы. Под мостовой была вкопана бочка- водосборник, от которой шла деревянная труба к другому водосборнику (срубу), из которого выходила одна магистральная труба к реке. Трубы делали из бревен длиной 10 . 22 м. Обе половины трубы вытесывали из круглого бревна и соединяли между собой волнообразным швом и покрывали берестой.
   Дворы - усадьбы отделялись от улиц и соседей оградами в виде забора или тына из еловых бревен.
   Защита от внешних врагов и княжеские междоусобицы требовали строительства защитных сооружений. Исторические источники свидетельствуют о том, что с X по XIV вв. основную защитную роль выполняли деревоземляные укрепления: земляные валы со рвами перед ними и деревянными стенами поверху. Для усиления оборонных возможностей при строительстве укреплений широко использовали защитные свойства рельефа местности. Появляются укрепленные поселения, округлые в плане на относительно пологих склонах рек и озер, которые обеспечивают круговую оборону.
   Деревянная стена, шедшая по верху вала, выполнялась сначала в виде врытых и заостренных вверху бревен высотой три - четыре метра (тын, частокол). На уровне роста человека в стене вырезали бойницы. Также земляные валы укреплялись срубами, заполненными землей и камнями, откосы валов укреплялись сырцовым кирпичом, бревнами. Тыновые стены опирались на столбы и были с настилом для верхнего боя.
   В конце X в. строились не отдельные укрепления, а целые оборонительные линии вдоль берегов рек. Основу валов крепостей составляли поставленные впритык друг к другу деревянные срубы, забитые землей. Некоторые были пустые и использовались для жилья и хозяйственных нужд. На поверхность поднимались вплотную приставленные срубы. Стену венчали заборо- ла - деревянный бруствер с боевой площадкой, откуда вели стрельбу и метали камни.
   Над въездом рубилась проездная башня, сооружались отдельно стоящие башни-вежи, как наблюдательная вышка и последнее убежище.
   Далее при изменении тактики осады перед главной линией обороны возводились дополнительные линии, не позволяющие устанавливать камнеметы вблизи основных стен.
   Архитектура Киевской Руси, несмотря на колоссальные утраты, нанесенные неумолимым временем, междоусобицами, пожарами, нашествием вражеских полчищ на Русскую землю, природными катаклизмами, оставила свой зримый значимый след на земле, в истории страны и сознании народа и вышла за пределы страны.
   Русская изба, типы многих хозяйственных построек из дерева с вполне закономерными изменениями прошли через всю русскую историю вплоть до наших дней. Русская изба, русская печь, русская баня прочно стоят на земле.
   Несколько по-иному сложилась судьба каменных строений Киевской Руси. Многие из них тоже дошли до наших дней и дают представление о замечательных свершениях древних русских архитекторов. Но, к сожалению, в работах по истории русской архитектуры очень мало внимания уделено архитектуре жилых строений и хозяйственных построек из камня, в них речь идет главным образом о храмовых сооружениях. А ведь в Киевской Руси строились и совершенствовались каменные жилища, мельницы, ремесленные постройки, хранилища, торговые помещения и многое другое, что составляло основу жизни и деятельности древних киевлян.
   Русское храмовое наследие вобрало в себя многое из народной культуры, сплавило христианское с языческим и воплотило в себе общечеловеческие идеалы.
   Архитектура Киевской Руси накопила массу технологических открытий, которые сохраняют свою ценность и в наши дни. В ней задолго до Леонардо да Винчи был выстрадан великий закон золотого сечения. В древнерусском храмовом строительстве свято соблюдалось соотношение ширины к длине и высоте как отношение двух частей к трем и пяти. Это соотношение для шестистолпных храмов соблюдалось на протяжении нескольких веков. Отдельные мастера и архитектурные школы вырабатывали свои приемы пропорционирования, которые сохранялись в тайне и передавались по наследству.
   На основании летописных сведений можно составить представление о профессиональных приемах древнерусских зодчих. Выбрав место и сняв растительный слой, мастера выравнивали площадку и с помощью колышков и веревок разбивали очертания плана. Выбиралось ровное место для центра подкупольного квадрата - средокрестия, основы крестово-купольной системы. Здесь во время торжественной закладки в присутствии высокопоставленных лиц ставился крест. Рано утром на восходящее солнце пробивалась основная ось восток-запад и перпендикулярно ей ось север-юг. Далее строилась пространственная структура путем взаимосвязанных мер, которые обеспечивали геометрическое подобие форм и создавали ряды взаимосвязанных величин. Эта система гармонизации пришла в Византию из античного мира, применявшего систему вписанных друг в друга прямо- угольников-вавилонов.
   Принцип взаимосвязанных величин заложен в древнерусской системе мер длины: сажени связаны отношением стороны квадрата к его диагонали. Размеры связаны с человеком (сажень - максимальный размах рук; мерная сажень - размах рук человека ростом 176 см). Использовались стабильные эталоны длины - серебряная цепь (124 см), мерная цепь (1 сажень), ''златой пояс Шимона'' (123,2 см) и т.д.
   Таким образом перед разбивкой плана на участке устанавливалась ''мера'', служившая основой для определения взаимосвязанных размеров.
   Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. В это время прославился печорский монах-живописец Алимпий, про которого современники говорили, что иконописание было главным средством его существования. Но заработанные средства он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь.
   Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображения русских скоморохов, и животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверховского монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость; лики их стали более мягкими, округлыми.
   Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона "Ангел Златые власы", где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. На иконе "Спас Нерукотворный" (также XII в.) Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе "Успение Богородицы" в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. И таких шедевров новгородская земля дала немало. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1198).
   Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие "Страшный суд", украшали Дмитровский собор.
   В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно известна среди них так называемая "Ярославская Оранта", изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, изобразивших суровую властную женщину, простирающую руки над человечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее, человечнее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и сострадание.
   На протяжении долгих веков истории Руси там постоянно развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.
   Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времен Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, ярко выраженная в украшениях дворцов, соборов, стала примечательной чертой древнего русского искусства вообще.
   Как и другим областям культуры, русскому зодчеству и живописи был нанесен тяжелый удар монголо-татарским нашествием, однако по мере того как восстанавливалась жизнь в русских землях, оживали и получали новое развитие вековые художественные традиции.

 
< Пред.   След. >