YourLib.net
Твоя библиотека
Главная arrow Очерки истории русской культуры (В.А. Головашин) arrow ЗОДЧЕСТВО ПОСЛЕМОНГОЛЬСКОГО ПЕРИОДА
ЗОДЧЕСТВО ПОСЛЕМОНГОЛЬСКОГО ПЕРИОДА

ЗОДЧЕСТВО ПОСЛЕМОНГОЛЬСКОГО ПЕРИОДА

   В различных городах Руси в XIV-XV вв. возобновлялось каменное строительство, происходила реставрация старых памятников, однако ни Суздаль, ни Ростов, ни Владимир, ни Нижний Новгород, ни Рязань не стали ведущими центрами развития искусства в XIV-XV вв; более того, произведения зодчества и живописи, созданные там, характеризуются архаичными чертами.
   Тверь была первым городом Северо-Восточной Руси, где после монголо-татарского нашествия снова началось каменное строительство (главный тверской храм Спаса-Преображения в 1285-1290 гг.). Тверской собор был построен в стиле установившейся во владимиро-суздальском зодчестве традиции. Это был шестистолпный, крестово-купольный храм, украшенный белокаменными рельефами, медными дверьми, майоликовым полом. Но каменное строительство в Твери в XIV в. не было значительным: была построена еще одна каменная церковь в1323 г., а потом разгром Твери после восстания 1327 г. надолго ослабил ее, и лишь в конце XIV в. наступил новый подъем строительной деятельности, продолжавшейся и в первой половине XV в. Сохранилась построенная во второй четверти XV в. церковь Рождества Богородицы в селе Городне на Волге - небольшой четырехстолпный храм на высоком подклете.
   Новгородские строители перешли от кладки, чередовавшей слои камня и кирпича, к кладке из грубо отесанной известняковой плиты, с использованием валунов и частично кирпича. Это придавало стенам новгородских сооружений неровную, волнистую поверхность и мешало их геометрической четкости и строгости, еще более усиливая впечатление грубоватой силы и мощи. Новгородские постройки XIV-XV вв., как правило, невелики по своим размерам. На смену монументальным, величественным зданиям XI-XII вв. типа Софии, соборов Юрьева и Антониева монастыря, строившихся богатой княжеской властью, пришли небольшие сооружения, возводившиеся на средства отдельных бояр, купеческих объединений и городских "концов". Изменение объемов зданий повело за собой и выработку новых приемов их художественного и строительно-технического решения.
   Одним из классических памятников новгородского зодчества является построенная по заказу посадника Семена Андреевича в 1360-1361 гг. на Торговой стороне церковь Федора Стратилата.
   Четырехстолпный одноглавый храм был вместе с тем и хозяйственным помещением: в нем были устроены тайники и камеры для хранения ценностей. Нарядно внешнее убранство храма. Сейчас он имеет восьмискатное покрытие, но в древности, по-видимому, оно было трехлопастным. Строители церкви Федора Стратилата вернулись к членению фасадов лопатками, барабан украшен полосками арочек, треугольников, вдоль апсиды спущены валики, соединенные арками, на фасадах много различных украшений над окнами и порталами. В этом ярко сказалось новое в новгородском стиле второй половины XIV в. - стремление к нарядному, декоративному убранству постройки. Еще более отчетливо это стремление проявилось в церкви Спаса на Ильиной улице, построенной в 1374 г. Здесь декоративная обработка фасадов и апсид еще более разнообразная и богатая, даже разрушающая конструктивную строгость и лаконичность форм. Позднейшие постройки уже избегают такой обильной декоративности, возвращаясь к старым строгим формам или даже совсем отказываясь от украшений, как, например, в церкви Рождества на кладбище (1381). В дальнейшем новгородском зодчестве еще более стало усиливаться стремление к сохранению и повторению прежних образов.
   Одним из ярких памятников новгородского зодчества начала XV в. является реставрированная в конце XX в. церковь Петра и Павла в Кожевниках с интересным орнаментом, подражающая храму Федора Стратилата. Подражание памятникам древности сказалось в следовании образам не только XIV в. но и более раннего времени. Таково, например, возведенное в 1454 г. новое здание церкви Иоана Предтечи на Опоках, центра знаменитой новгородской купеческой корпорации " Ивановского ста" - вместо разрушенного здания постройки 1127-1130 гг.
   Своеобразное место в русском зодчестве XIV-XV вв. занимает Псков. В Пскове был возведен во второй половине XV в. самый большой Кремль, стены которого протянулись на девять километров. Вторая половина XIV и XV вв. были временем весьма интересного каменного строительства в Пскове, многие сооружения сохранились до нашего времени. В 1365-1367 гг. был заново выстроен главный псковский храм Троицы. Ставя этот храм "на старой основе"; псковские мастера внесли много нового в традиционную схему крестово-купольной церкви. Особенно переработана была верхняя часть сооружения, которой был придан динамический ритм по мере приближения к барабану.
   Крупнейшей постройкой XIV в. был Успенский собор в Коломне - городе, которому московские князья придавали исключительно важное значение как стратегическому центру на путях борьбы против монголо-татарского нашествия. Сохранив формы владимирского зодчества, московские мастера придали коломенскому храму торжественный и величественный вид.
   Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества является Успенский собор в Звенигороде (около 1420 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (после 1420 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря в Загорске (1422). Эти московские сооружения следуют образцам владимирских зданий XII в. - церкви Покрова на Нерли и Дмитриевскому собору во Владимире. Как и названные сооружения, древнейшие московские памятники представляют собой крестово-купольные одноглавые церкви с тремя апсидами, доходившими почти до верха куба, но выполнены они с меньшим декоративным убранством, чем владимирские храмы. Нет ни резных каменных барельефов, ни архитектурно-колончатых поясков. Убранство московских храмов скромнее, но в нем появились новые мотивы килевидные арочки и "дыньки" в порталах, ставшие характерной особенностью московского зодчества. Очертания храмов, особенно монастырских, более приземисты и суровы, чем изящные и стройные формы владимирских построек. В соборе Спасо-Андронникова монастыря (около 1427 г.) традиционный владимирский "куб" стал нарушаться за счет возвышения средних сводов над боковыми, что придавало более динамичное движение зданию вверх, к барабану, поставленному на квадратный постамент.

 
< Пред.   След. >